Конспект занятия по лепке в старшей группе
«На лугу» (насекомые)
Цель: Познакомить детей с нетрадиционным для лепки материалом – соленым тестом.
Задачи:
Учить детей работать с соленым тестом, лепить насекомых из частей, передавая характерные особенности строения.
Закрепить приемы лепки: раскатывание шара, колбаски; сплющивание.
Познакомить с приемом соединения деталей с помощью коротких палочек, показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для усиков – проволоку, спички; для хоботка –зубочистки, для глаз – бусинки, перец горошком).
Формировать умение работать по схеме.
Развивать мелкую моторику рук; чувство формы, пропорций; согласованность в работе обеих рук; интерес к работе с соленым тестом.
Воспитывать интерес к живой природе.
Вызвать интерес к созданию коллективной композиции.
Словарная работа: обогащение словаря за счет слов «жужжат», «звенят», «стрекочут», «трещат».
Предварительная работа:
Чтение сказки К.И. Чуковского «Муха – Цокотуха».
Чтение книг «Цветы», «Насекомые» из серии «Чудесные превращения».
Беседа о первоцветах и насекомых.
Оборудование, материалы: соленое тесто, доски для лепки, салфетки влажные матерчатые и бумажные, проволочки, бусинки, зубочистки, спички, перец горошком, игрушка пчелки, композиционная основа «Цветы на лужайке»; аудиозапись «Звуки насекомых»
Ход занятия:
Воспитатель:
СА-СА-СА – к нам летит оса,
СЫ-СЫ-СЫ – не боимся мы осы,
СУ-СУ-СУ – прогоним мы осу.
Воспитатель: Ребята, скажите, о ком здесь говорится? (об осе). А сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать.
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
Воспитатель: Объясните, как вы догадались, что это бабочка? (следить за звуками детей)
Молодцы! Правильно. Скажите, ребята, а как их можно назвать одним словом? (насекомые) А каких насекомых вы еще знаете? (шмель, муха, бабочка, кузнечик и т.д.) Молодцы! А сейчас мы с вами тоже превратимся в насекомых, в жучков, и полетаем вот здесь, на лужайке. Полетели.
На лужайке по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке.
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко, низко наклоняюсь,
На цветке я посидел,
Отдохнул и полетел!»
Понравилась вам игра?
Воспитатель: Ой, ребята, вы слышите, кто-то жужжит. Смотрите, к нам летит пчелка!
Пчелка: Здравствуйте, ребята! Я пролетала мимо и увидела у вас лужок с красивыми цветами. Я полетала, полетала, но никого не встретила, мне так грустно стало одной.
Воспитатель: Да, жалко пчелку. Ребята, скажите, пожалуйста, какие звуки издают насекомые?
(стрекочут, жужжат, звенят, трещат)
А давайте послушаем, может, мы услышим звуки насекомых на нашей лужайке.
(прислушиваются)
Вы слышите? (нет) И я не слышу. Конечно, пчелке здесь одиноко. Ребята, давайте, чтобы пчелке не было скучно, мы ей слепим друзей. Согласны? Лепить будем из теста. Скажите, чем тесто отличается от пластилина?
(оно мягкое, легко тянется, по - другому пахнет)
Воспитатель: Это тесто несъедобное, в рот его брать нельзя. Руки после работы нужно обязательно помыть. А теперь давайте вспомним, что есть у насекомых? (дети называют части тела)
Посмотрите, пожалуйста, на схемы. Скажите, какой формы туловище? Что
будем лепить? Как будем лепить? (проговариваем с детьми приемы лепки)
Посмотрите, на столе лежат бусинки, проволочки, зубочистки и перчинки. Из проволочек что можно сделать? (усики) А из перчинок? (глазки) Из зубочисток можно сделать хоботок.
(Показать, как можно части тела скреплять между собой. Уточнить у детей, кто какое насекомое будет лепить.)
Дети лепят насекомых, воспитатель помогает, напоминает части тела того или иного насекомого, подсказывает, какой материал нужен для глаз, усов и т.д.
По окончании работы дети относят своих насекомых на лужок. (Включается аудиозапись «Звуки насекомых»).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот сколько веселых друзей появилось у нашей пчелки! Посмотрите, и пчелка наша повеселела. Давайте вместе полетаем, потанцуем!
Вертись, крутись, в жука превратись (Дети летают по полянке и жужжат)
Вертись, крутись, в комара превратись (ЗЗЗЗЗЗ)
Вертись, крутись, в пчелку превратись (ЖЖЖЖЖ)
Вертись, крутись, в ребяток превратись
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли пчелке. В следующий раз мы раскрасим насекомых, и они станут еще красивее и веселее.