Конспект занятия "Зеленая аптека".
Тема: «Зеленая аптека»
Направление: Ознакомление с миром природы .
Цель:
- Закрепление умения узнавать и правильно называть лекарственные растения;
Задачи:
Образовательные:
- Знакомить детей с новым лекарственным растением «календула»;
- Расширять знания о пользе и применение лекарственных растений;
- Закреплять знания о строении растений, формировать представление о правильном использовании полезных трав (у какого растения, какую часть надо взять для приготовления лекарства, о правилах их сбора и хранения);
- Расширить знания детей о растениях, занесенных в Красную книгу;
Развивающие:
- Развивать у детей умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;
- Развивать у детей связную речь, познавательную активность, мышление, наблюдательность, любознательность;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
- Воспитывать умение правильно вести себя на природе
Методы: игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приёмы: погружение в игровую ситуацию, беседа, голосовая и эмоциональная модуляция.
Обогащение и активизация словаря:
Лекарственные растения, календула, настой, отвар, полоскать, прозрачная, чистая, бесцветная.
Предварительная работа:
- Беседа о Красной книге ЛНР;
- Беседы о пользе лекарственных растений;
- Рассматривание иллюстраций с изображением лекарственных трав, находящихся на грани исчезновения;
- Составление с детьми схем о правилах сбора лекарственных растений;
- Разучивание стихов, отгадывание загадок.
- Игры «Узнай растение», «Определи на запах».
Материалы и оборудование:
Иллюстрации лекарственных растений (ромашка, крапива, подорожник, календула, липа, аптечная упаковка «Ромашка», коробки с травами, разрезные картинки с отдельными частями растений, стакан с крышкой; ложка; стакан с горячей водой.)
Здоровьесберегающие технологии:
1. Физкультминутка «Вместе по лесу идем»;
2. Элементы ароматерапии.
3. Продолжать учить детей следить за своей осанкой.
Ход занятия
Учитель: Ребята мы с вами сегодня поговорим о здоровье как его сохранить, ну а если заболели, то, как без таблеток недуг излечить. Как вы думаете какая польза от растений?
(Ответ)
Правильно, самая главная польза от растений – кислород, который они выделяют, и которым мы дышим. Иногда люди срывают редкие растения, которые занесены в
Красную книгу.
Учитель: А знаете ли вы, что это за книга?(демонстрация Красной книги ЛНР)
(Ответ).
Правильно. Это книга, в которую занесены разные виды растений, животных и насекомых, которых осталось очень мало в природе, их надо оберегать, чтобы они не исчезли.
Растений на Земле много, среди них есть лекарственные растения. Люди собирают лекарственные растения, которые могут им помочь справиться с болезнями.
К нам пришло необычное письмо. Нам пишет Незнайка из Солнечного города, у него заболело горло, он знает, что таблетки от горла горькие и невкусные, поэтому он решил пойти в зеленую аптеку и собрать разные растения, чтобы полечить больное горло. Как вы думаете, все ли травы помогут вылечить Незнайке горло?
(Ответ детей). Не все травы могут вылечить горло.
- Ребята, Незнайка прости нас помочь ему и собрать лекарственные растения для зеленой аптеки. Поможем ему?
Учитель: Я приглашаю вас в нашу «Зеленую аптеку».
Учитель: Послушайте мою загадку и отгадайте ее:
Не пустили в огород-
Оттого она и жжет.
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (крапива)
(Показать картинку крапивы)
Учитель: Как вы думаете, почему крапива жжет?
Ответ: Крапива жжет, потому что на листьях и стебле крапивы есть маленькие волоски, в которых находится жидкость. Дотронешься к листьям, получишь тысячи маленьких уколов.
Учитель: Правильно. Спасибо.
В крапиве много веществ, убивающих микробы, люди использовали крапиву, чтобы остановить кровь. Как вы думаете крапиву можно использовать, чтобы вылечить горло?
Ответ: Нет.
Учитель: Давайте поищем другое лекарственное растение.
Отгадайте мою загадку:
Каждый Лист мой любит тропки
У обочины дорог.
И однажды людям добрым
Раны вылечить помог (подорожник)
(После отгадывания показываю картинку подорожника.)
Учитель: Какую часть растения используют люди для лечебных целей?
Ответ: Для лечения используют листья подорожника.
Какими свойствами обладает подорожник?
Ответ: Заживляет раны, останавливает кровь.
Учитель: Правильно, спасибо. Подорожник подходит для лечения горла?
Ответ: Нет. Подорожник не подходит для лечения горла.
От болезней сердца поможет настойка ландыша. Вот посмотрите на него. (Вдыхает аромат.)
Эти цветы идут на изготовление капель, успокаивающих сердцебиение. |
Учитель: У меня есть еще загадки о лекарственных растениях может быть они нам помогут?
Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
А цветок – на медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа. (липа)
Воспитатель: Ребята, скажите какими лечебными свойствами обладает липа?
Ответы. Липа лечит от кашля и гриппа. Свежий отвар из липы дают детям на ночь для крепкого сна.
Учитель: Ребята скажите какими лечебными свойствами обладает ромашка?
Ответ: Свежим отваром ромашки полоскают горло рот и нос. Отвар ромашки убивает микробы.
У цветочка лепестки - словно солнышка лучи.
Но ничто не вечно в лете быстротечном:
прозрачным, как стаканчик, стал наш – ( одуванчик)
Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита. Наружно настой корней одуванчика советуют при разных кожных болезнях. Свежий сок растения используется как косметическое средство.
Учитель: Как вы думаете мы нашли лекарственное растение для Незнайки чтобы вылечить горло?
(Ответ) Нашли.
Учитель: А сейчас давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели,
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Учитель: Ребята, Незнайка неправильно собрал растения, давайте их разберем скажем и какая часть полезна для человека. Дети, присядьте за свои столы.(Дети присаживаются за столы, на которых лежат смешанные разрезные картинки лекарственных растений: подорожник, крапива, ромашка).
Дети называют правила сбора растений:
1. Лекарственные растения может собирать только взрослый человек, который хорошо знает травы.
2. Дети не могут самостоятельно собирать лекарственные травы, потому что могут спутать полезные травы и ядовитые.
3. Травы собираются рано утром, чтобы на них не было росы.
4. Просушиваются в тени и под навесом, чтобы не намочил дождь.
5. Собирать нужно каждый вид трав отдельно.
6. У автомобильных дорого лучше травы не собирать.
7. На вкус нельзя пробовать травы.
8. Не рвать и вытаптывать растения, занесенные в Красную книгу.
Учитель: Вы не забыли, что такое Красная Книга? Если не соблюдать все эти правила, то можно остаться без растений. Вот мы и познакомились с правилами сбора лекарственных растений.
А сейчас я предлагаю вам нарисовать нашу «Зелёную аптеку»
Зелёная аптека
Цель. Формировать у детей знания о лекарственных растениях средней полосы России, создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности, позволяющие детям: расширять кругозор; уточнять, конкретизировать поступающие и имеющиеся знания; проявлять собственные познавательные интересы.
Оборудование. Костюмы Доктора Айболита и Бабы Яги для взрослых, букеты засушенных или живых лекарственных растений, гербарий, шапочки одуванчиков.
Последовательность работы.
Под музыку «Песенки о лете» (Вот оно какое, наше лето) — муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина, м/ф «Дед Мороз и лето» дети входят в зал.
Ведущий. Вот и настало долгожданное лето. Небо становится все голубее и выше, птицы звонко и радостно поют. А как красиво летом в лесу! Сколько подарков дарит летний лес. Ребята, а вы знаете, что нам дарит лес летом?
Дети. Цветы, ягоды, грибы.
Ведущий. Правильно! А знаете ли вы о том, что цветущие растения не только красивы, но многие из них являются лекарством. С древних времен люди шли в лес, собирали там травы, цветы, коренья и использовали их как лечебные средства от разных болезней. В старину многие умели разбираться в лекарственных свойствах растений. А это важные умения — знать, какие травы помогают при каких недугах, как и где их собирать, как затем использовать.
Ребята, хотите узнать, какие цветы и травы нас лечат? А откуда об этом можно узнать? Правильно! Можно прочитать специальные книги, спросить маму или бабушку. А мы попросим помочь нам рассказать о волшебной силе растений самого доктора Айболита.
Входит Доктор Айболит – переодетый взрослый, здоровается с детьми и взрослыми.
Доктор Айболит. Я — известный добрый врач.
Чуть услышу детский плач —
В ранний час и полночь
Я спешу на помощь.
Вам лекарства я несу,
Все они растут в лесу!
Айболит достает и демонстрирует баночки с вареньем и сушеными плодами, засушенные или живые цветы, ягоды.
Доктор Айболит. Вот они, мои лесные помощники. Сейчас я вам продемонстрирую их волшебную силу. Ну, говорите, у кого что болит, кому нужна моя помощь?
Ребенок (заранее подготовленный). Доктор Айболит, у меня плохой аппетит. Из-за этого переживает моя мама. Подскажите, что мне делать?
Доктор Айболит. Вам поможет корень одуванчика. Вот посмотрите, как он выглядит. (Показывает).
Доктор Айболит. А сейчас я приглашу сразу несколько «одуванчиков», и они помогут тебе.
Выходят дети в шапочках одуванчиков и исполняют стихи.
Одуванчики-дети.
Пушистый желтенький цветок —
У него волшебный сок.
Листья хороши в салате,
Настойку корня вы добавьте
В суп и даже в винегрет —
Вкусным будет ваш обед!
Вот рецепт для аппетита-
По совету Айболита!
Дети исполняют «Песню одуванчиков» муз. Г. Некрасовой
Доктор Айболит. (Обращается к ребенку.) Возьмите волшебные капли и будьте здоровы. Кому еще нужна помощь? (Обращает внимание на ребенка с перевязанной коленкой) А с тобой что случилось?
Ребенок (заранее подготовленный). Я катался на велосипеде и упал, у меня ссадина и большой синяк.
Доктор Айболит. Ну, это не беда. Тебе поможет трава подорожник. (Показывает лист подорожника.) Надо ее вымыть и приложить к раненому месту.
Ребенок (заранее подготовленный). Уважаемый Айболит, а вы можете помочь моей бабушке? У нее часто
болит сердце и скачет давление.
Доктор Айболит. От болезней сердца ей поможет настойка ландыша. Вот посмотрите на него. (Вдыхает аромат.)
Эти цветы идут на изготовление капель, успокаивающих сердцебиение. А чтобы давление было в норме, нужно заварить траву пустырник крутым кипятком. Передайте эти отвары бабушке, пусть она будет здорова. |
Появляется Баба Яга.
Баба Яга. Здравствуйте, деточки! Здравствуй, доктор Айболит.
Доктор Айболит. Добрый день, бабушка Яга. Зачем пожаловала?
Баба Яга. Во-первых, я очень изменилась, стала доброй и к тому же я настоящая знахарка и народная целительница. Кто Ивана Царевича в бане дубовым веником парил, от простуды его спасал, чаем из липы и малины поил? А Лешего кто от кашля вылечил? А все трава мать-и-мачеха помогла.
А кикимору радикулит разбил, так я ее веничком крапивным так отхлестала, что теперь этой хвори и в помине нет. Я тоже знаю целебные травы и могу научить вас разбираться в них. Вот, например, трава тысячелистник. (Показывает).
Каждый лист разбит на дольки, Посчитайте долек сколько. Десять, двадцать, тридцать- Тут легко со счету сбиться. У кого желанье есть- Можно всех их перечесть. | |
Доктор Айболит.А ты, Баба Яга, знаешь, от каких недугов трава тысячелистник помогает?
Баба Яга. А как же, милок, от болезней желудка.
Доктор Айболит. Правильно, ты прямо ходячая медицинская энциклопедия!
Баба Яга. Я лучше! Я — настоящий живой компьютер. А еще у меня есть волшебная книга «Тайны леса», поэтому я могу узнать травы не только по виду, но и по запаху. Вот, например, полынь, она такая ароматная. Понюхайте!
Доктор Айболит. А теперь давай проверим знания наших ребят. Узнаем, что они запомнили о лекарствах из зеленой лесной аптеки.
Доктор Айболит и Баба Яга по очереди предлагают детям выполнить разные задания. За каждый правильный ответ участники получают фишки. По окончании конкурсов подсчитывается количество призовых очков и определяется победитель.
Конкурсы.
1. Назови травы и цветы (нарисованные на картинках или в букете).
Рисунки с сайта: http://medicalherbs.sci-lib.com/
2. Отгадай на вкус варенье.
3. Отгадай по запаху цветы и травы.
4. Отгадай загадки.
Эта травка так полезна, Лечит разные болезни. Ты еще не знал такой? Эта травка…зверобой. | |
Узнают все ее ребята, Как сладко пахнет трава…мята | |
Эта ягода красна, А на вкус она кисла. Протяни ладошку, ну-ка, На болоте зреет…клюква. | |
Платье потерялось, А пуговки остались. Ягоды рябины зимой. | |
На кустах она росла, Сладка ягода, красна. Угодила к нам в корзинку Ароматная…малина. | |
Из хвойных веточек простой От злых болезней есть настой. Когда придет в леса весна, Подарит силы нам…сосна. | |
Это прозвище недаром У красивого цветка. Капля сочного нектара И душиста и сладка. От простуды излечиться Вам поможет … медуница. | |
Слышен плач, в зал входит мама и дочка – это переодетые и заранее подготовленные дети. Они инсценируют диалог.
Дочка. Не хочу пить таблетки.
Мама. Но тебе их доктор пописал!
Дочка: Они горькие.
Доктор Айболит. Ну-ка, перестань плакать и скажи, что у тебя болит?
Дочка. Горлышко.
Доктор Айболит. Понятно! Вам поможет полоскание, приготовленное из травы шалфея и листьев эвкалипта, а еще можно полоскать горло настойкой календулы. (Показывает цветок.) Вы его знаете, как садовый цветок — ноготки.
Баба Яга. А я рекомендую пить чай из цветов липы, он поможет при простуде.
Мама. Спасибо.
Доктор Айболит. (Читает стихотворение.)
Есть травки — лекарство:
Помогут в беде.
Не рви их напрасно,
Используй в еде.
Баба Яга. А вас, ребята, я приглашаю в лес за лечебными травами и цветами. А что вы подарите лесу?
Ведущий. Конечно, веселую песню!
Исполняется песня «Лесной марш» (сл. П.Синявского, муз. Ю.Чичкова)