СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по "Зеленая аптека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление с миром природы. Узнавать и правильно называть лекарственные растения. Расширить знания о растениях, занесенных в красную книгу.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по "Зеленая аптека"»

Конспект занятия "Зеленая аптека".

Тема: «Зеленая аптека»
Направление: Ознакомление с миром природы .
Цель:
- Закрепление умения узнавать и правильно называть лекарственные растения;
Задачи:
Образовательные:
- Знакомить детей с новым лекарственным растением «календула»;
- Расширять знания о пользе и применение лекарственных растений;
- Закреплять знания о строении растений, формировать представление о правильном использовании полезных трав (у какого растения, какую часть надо взять для приготовления лекарства, о правилах их сбора и хранения);
- Расширить знания детей о растениях, занесенных в Красную книгу;
Развивающие:
- Развивать у детей умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;
- Развивать у детей связную речь, познавательную активность, мышление, наблюдательность, любознательность;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
- Воспитывать умение правильно вести себя на природе
Методы: игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приёмы: погружение в игровую ситуацию, беседа, голосовая и эмоциональная модуляция.
Обогащение и активизация словаря:
Лекарственные растения, календула, настой, отвар, полоскать, прозрачная, чистая, бесцветная.
Предварительная работа:
- Беседа о Красной книге ЛНР;
- Беседы о пользе лекарственных растений;
- Рассматривание иллюстраций с изображением лекарственных трав, находящихся на грани исчезновения;
- Составление с детьми схем о правилах сбора лекарственных растений;
- Разучивание стихов, отгадывание загадок.
- Игры «Узнай растение», «Определи на запах».
Материалы и оборудование:
Иллюстрации лекарственных растений (ромашка, крапива, подорожник, календула, липа, аптечная упаковка «Ромашка», коробки с травами, разрезные картинки с отдельными частями растений, стакан с крышкой; ложка; стакан с горячей водой.)
Здоровьесберегающие технологии:
1. Физкультминутка «Вместе по лесу идем»;
2. Элементы ароматерапии.
3. Продолжать учить детей следить за своей осанкой.

Ход занятия

Учитель: Ребята мы с вами сегодня поговорим о здоровье как его сохранить, ну а если заболели, то, как без таблеток недуг излечить. Как вы думаете какая польза от растений?
(Ответ)
 Правильно, самая главная польза от растений – кислород, который они выделяют, и которым мы дышим. Иногда люди срывают редкие растения, которые занесены в Красную книгу.



Учитель: А знаете ли вы, что это за книга?(демонстрация Красной книги ЛНР)
(Ответ).
Правильно. Это книга, в которую занесены разные виды растений, животных и насекомых, которых осталось очень мало в природе, их надо оберегать, чтобы они не исчезли.
Растений на Земле много, среди них есть лекарственные растения. Люди собирают лекарственные растения, которые могут им помочь справиться с болезнями.

 К нам пришло необычное письмо. Нам пишет Незнайка из Солнечного города, у него заболело горло, он знает, что таблетки от горла горькие и невкусные, поэтому он решил пойти в зеленую аптеку и собрать разные растения, чтобы полечить больное горло. Как вы думаете, все ли травы помогут вылечить Незнайке горло?
(Ответ детей). Не все травы могут вылечить горло.
- Ребята, Незнайка прости нас помочь ему и собрать лекарственные растения для зеленой аптеки. Поможем ему?
Учитель: Я приглашаю вас в нашу «Зеленую аптеку».
Учитель: Послушайте мою загадку и отгадайте ее:
Не пустили в огород-
Оттого она и жжет.
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (крапива)


(Показать картинку крапивы)
Учитель: Как вы думаете, почему крапива жжет?
Ответ: Крапива жжет, потому что на листьях и стебле крапивы есть маленькие волоски, в которых находится жидкость. Дотронешься к листьям, получишь тысячи маленьких уколов.

Учитель: Правильно. Спасибо.

 В крапиве много веществ, убивающих микробы, люди использовали крапиву, чтобы остановить кровь. Как вы думаете крапиву можно использовать, чтобы вылечить горло?
Ответ: Нет.
Учитель: Давайте поищем другое лекарственное растение.
 Отгадайте мою загадку:
Каждый Лист мой любит тропки
У обочины дорог.
И однажды людям добрым
Раны вылечить помог (подорожник)
(После отгадывания показываю картинку подорожника.)

Учитель: Какую часть растения используют люди для лечебных целей?
Ответ: Для лечения используют листья подорожника.
Какими свойствами обладает подорожник?
Ответ: Заживляет раны, останавливает кровь.
Учитель: Правильно, спасибо. Подорожник подходит для лечения горла?

Ответ: Нет. Подорожник не подходит для лечения горла.























От болезней сердца поможет настойка ландыша. Вот посмотрите на него. (Вдыхает аромат.)



Эти цветы идут на изготовление капель, успокаивающих сердцебиение.


Учитель: У меня есть еще загадки о лекарственных растениях может быть они нам помогут?
Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
А цветок – на медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа. (липа)





Воспитатель: Ребята, скажите какими лечебными свойствами обладает липа?
Ответы. Липа лечит от кашля и гриппа. Свежий отвар из липы дают детям на ночь для крепкого сна.


Учитель: Ребята скажите какими лечебными свойствами обладает ромашка?
Ответ: Свежим отваром ромашки полоскают горло рот и нос. Отвар ромашки убивает микробы.



У цветочка лепестки - словно солнышка лучи.

Но ничто не вечно в лете быстротечном:

прозрачным, как стаканчик, стал наш – ( одуванчик)

Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита. Наружно настой корней одуванчика советуют при разных кожных болезнях. Свежий сок растения используется как косметическое средство.


Учитель: Как вы думаете мы нашли лекарственное растение для Незнайки чтобы вылечить горло?
(Ответ) Нашли.
Учитель: А сейчас давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели,
И на место снова сели. (Дети садятся.)

Учитель: Ребята, Незнайка неправильно собрал растения, давайте их разберем скажем и какая часть полезна для человека. Дети, присядьте за свои столы.(Дети присаживаются за столы, на которых лежат смешанные разрезные картинки лекарственных растений: подорожник, крапива, ромашка).







Дети называют правила сбора растений:
1. Лекарственные растения может собирать только взрослый человек, который хорошо знает травы.
2. Дети не могут самостоятельно собирать лекарственные травы, потому что могут спутать полезные травы и ядовитые.
3. Травы собираются рано утром, чтобы на них не было росы.
4. Просушиваются в тени и под навесом, чтобы не намочил дождь.
5. Собирать нужно каждый вид трав отдельно.
6. У автомобильных дорого лучше травы не собирать.
7. На вкус нельзя пробовать травы.
8. Не рвать и вытаптывать растения, занесенные в Красную книгу.

Учитель: Вы не забыли, что такое Красная Книга? Если не соблюдать все эти правила, то можно остаться без растений. Вот мы и познакомились с правилами сбора лекарственных растений.









А сейчас я предлагаю вам нарисовать нашу  «Зелёную аптеку»

 




























































































Зелёная аптека

Цель. Формировать у детей знания о лекарственных растениях средней полосы России, создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности, позволяющие детям: расширять кругозор; уточнять, конкретизировать поступающие и имеющиеся знания; проявлять собственные познавательные интересы.

Оборудование. Костюмы Доктора Айболита и Бабы Яги для взрослых, букеты засушенных или живых лекарственных растений, гербарий, шапочки одуванчиков.

Последовательность работы.

Под музыку «Песенки о лете» (Вот оно какое, наше лето) — муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина, м/ф «Дед Мороз и лето» дети входят в зал.

Ведущий. Вот и настало долгожданное лето. Небо становится все голубее и выше, птицы  звонко и радостно поют. А как красиво летом в лесу! Сколько подарков дарит летний лес. Ребята, а вы знаете, что нам дарит лес летом?

Дети. Цветы, ягоды, грибы.

Ведущий. Правильно! А знаете ли вы о том, что цветущие растения не только красивы, но многие из них являются лекарством. С древних времен люди шли в лес, собирали там травы, цветы, коренья и  использовали их как лечебные средства от разных болезней. В старину многие  умели разбираться в лекарственных свойствах растений. А  это важные умения — знать, какие травы помогают при каких недугах, как и где их собирать, как затем использовать.

Ребята, хотите узнать, какие цветы и травы нас лечат? А откуда  об этом можно узнать? Правильно! Можно прочитать специальные книги, спросить маму или бабушку. А мы попросим помочь нам рассказать о волшебной силе растений самого  доктора Айболита.

Входит Доктор Айболит – переодетый взрослый, здоровается с детьми и взрослыми.

Доктор Айболит.    Я — известный добрый врач.

Чуть услышу детский плач —

В ранний час и полночь

Я спешу на помощь.

Вам лекарства я несу,

Все они растут в лесу!

Айболит достает и демонстрирует  баночки с вареньем и сушеными плодами, засушенные или живые цветы, ягоды.

Доктор Айболит. Вот они, мои лесные помощники. Сейчас я вам продемонстрирую их волшебную силу. Ну, говорите, у кого что болит, кому нужна моя помощь?

Ребенок (заранее подготовленный). Доктор Айболит, у меня плохой аппетит. Из-за этого переживает моя мама. Подскажите, что мне делать?

Доктор Айболит. Вам поможет корень одуванчика. Вот посмотрите, как он выглядит. (Показывает).

Доктор Айболит.  А сейчас я приглашу сразу несколько «одуванчиков», и они помогут тебе.

Выходят дети в шапочках одуванчиков и исполняют стихи.

Одуванчики-дети.

Пушистый желтенький цветок —

У него волшебный сок.

Листья хороши в салате,

Настойку корня вы добавьте

В суп и даже в винегрет —

Вкусным будет ваш обед!

Вот рецепт для аппетита-

По совету Айболита!

Дети исполняют «Песню одуванчиков» муз. Г. Некрасовой

Доктор Айболит. (Обращается к ребенку.) Возьмите волшебные капли и будьте здоровы. Кому еще нужна  помощь? (Обращает внимание на ребенка с перевязанной коленкой) А с тобой что случилось?

Ребенок (заранее подготовленный).  Я катался на велосипеде и упал, у меня ссадина и большой синяк.

Доктор Айболит. Ну, это не беда. Тебе поможет трава подорожник. (Показывает лист подорожника.) Надо ее вымыть и приложить к раненому месту.

Ребенок (заранее подготовленный). Уважаемый Айболит, а вы можете помочь моей бабушке? У нее часто

болит сердце и скачет давление.

Доктор Айболит. От болезней сердца ей поможет настойка ландыша. Вот посмотрите на него. (Вдыхает аромат.)

Эти цветы идут на изготовление капель, успокаивающих сердцебиение. А чтобы давление было в норме, нужно  заварить траву пустырник крутым кипятком. Передайте эти отвары бабушке, пусть она будет здорова.

Появляется Баба Яга.

Баба Яга.  Здравствуйте, деточки! Здравствуй, доктор Айболит.

Доктор Айболит. Добрый день, бабушка Яга. Зачем пожаловала?

Баба Яга. Во-первых, я очень изменилась, стала доброй и к тому же я настоящая знахарка и народная целительница. Кто Ивана Царевича в бане дубовым веником парил, от простуды его спасал, чаем из липы и малины поил?  А Лешего кто от кашля вылечил? А все трава мать-и-мачеха помогла.

А кикимору радикулит разбил, так я ее веничком крапивным так отхлестала, что теперь этой хвори и в помине нет. Я тоже знаю целебные травы и могу научить вас разбираться в них. Вот, например, трава тысячелистник. (Показывает).

Каждый лист разбит на дольки,

Посчитайте долек сколько.

Десять, двадцать, тридцать-

Тут легко со счету сбиться.

У кого желанье есть-

Можно всех их перечесть.

Доктор Айболит.А ты, Баба Яга, знаешь, от каких недугов трава тысячелистник помогает?

Баба Яга. А как же, милок, от болезней желудка.

Доктор Айболит. Правильно, ты прямо ходячая медицинская энциклопедия!

Баба Яга.  Я лучше! Я — настоящий живой компьютер. А еще у меня есть волшебная книга «Тайны леса», поэтому я могу узнать травы не только по виду, но и по запаху. Вот, например, полынь, она такая ароматная. Понюхайте!

Доктор Айболит. А теперь давай проверим знания наших ребят. Узнаем, что они запомнили о лекарствах из зеленой лесной аптеки.

Доктор Айболит и Баба Яга по очереди предлагают детям выполнить разные задания. За каждый правильный ответ  участники получают фишки. По окончании конкурсов подсчитывается количество призовых очков и определяется победитель.

 Конкурсы.

1.   Назови травы и цветы (нарисованные на картинках или в букете).

Рисунки с сайта: http://medicalherbs.sci-lib.com/

2.   Отгадай на вкус варенье.

3.   Отгадай по запаху цветы и травы.

4.   Отгадай загадки.

Эта травка так полезна,

Лечит разные болезни.

Ты еще не знал такой?

Эта травка…зверобой.

Узнают все ее ребята,

Как сладко пахнет трава…мята

Эта ягода красна,

А на вкус  она кисла.

Протяни ладошку, ну-ка,

На болоте зреет…клюква.

Платье потерялось,

А пуговки остались.

Ягоды рябины зимой.

На кустах она росла,

Сладка ягода, красна.

Угодила к нам в корзинку

Ароматная…малина.

Из хвойных веточек простой

От злых болезней есть настой.

Когда придет в леса весна,

Подарит силы нам…сосна.

Это прозвище недаром

У красивого цветка.

Капля сочного нектара

И душиста и сладка.

От простуды излечиться

Вам поможет … медуница.

Слышен плач, в зал входит мама и дочка – это переодетые и заранее подготовленные дети. Они инсценируют диалог.

Дочка. Не хочу пить таблетки.

Мама. Но тебе их доктор пописал!

Дочка: Они горькие.

Доктор Айболит. Ну-ка, перестань плакать и скажи, что у тебя болит?

Дочка. Горлышко.

Доктор Айболит. Понятно! Вам поможет полоскание, приготовленное из травы шалфея и  листьев эвкалипта, а еще можно полоскать горло настойкой календулы. (Показывает цветок.) Вы его знаете, как садовый цветок — ноготки.

Баба Яга. А я рекомендую пить чай из цветов липы, он поможет при простуде.

Мама. Спасибо.

Доктор Айболит. (Читает стихотворение.)

Есть травки — лекарство:

                  Помогут в беде.

Не рви их напрасно,

Используй в еде.

Баба Яга.  А вас, ребята, я приглашаю в лес за лечебными травами и цветами. А что вы подарите лесу?

Ведущий. Конечно, веселую песню!

Исполняется песня «Лесной марш» (сл. П.Синявского, муз. Ю.Чичкова)