I этап. Организационный момент
Добрый день, ребята. Я, Шуктомова Екатерина Руслановна, студентка 2 курса Сыктывкарского Гуманитарно-Педагогического колледжа, и сегодня я для Вас проведу занятие.
II этап. Введение в тему занятия (урока)
Для того чтобы определить тему нашего занятия давайте по очереди прочитаем пословицы и вы мне расскажете какая тема обозначена в них.
Дети дают свои ответы
Правильно, ребята. Мы сегодня будем говорить про имя. Вы знаете что такое имя?
Дети дают свои ответы
Правильно. Имя - Личное название человека, даваемое при рождении, данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими. Имя человека — это то слово, которое человек слышит чаще всего. Это самое важное слово в его жизни. Иногда вы кричите друг другу: «Эй ты, иди-ка сюда», что является обидным и неуважительным. Можно ли так обращаться к людям? Вы бы отозвались?
Имена людей — это часть истории народов. В древние времена имя давалось человеку как примета, по которой можно было отличить его от остальных. Поэтому в каждом имени хранилась тайна. Вы знаете что может быть тайной?
Тайна имени — это представление о том, что имя человека обладает магической силой и влияет на его характер, судьбу и счастье. Согласно этому представлению, правильно подобранное имя определяет лучшую судьбу для человека. Многие родители хотят для своих детей всего лучшего, поэтому долго выбирают им имена. В каждой тайне находится значение имени человека. Например имя Александр имеет греческие корни и означает «защитник», имя Валерия означает «сильная». Может быть кто-то знает свою тайну имени? Предлагаю вам сейчас походить по классу и собрать по 2 листочка, главное не переворачивайте их. С одной стороны нарисован ребус, с другой написано имя из ребуса и его значение. Сначала решите ребус, а потом если взяли не своё имя поменяйтесь, у вас будет своё имя и чужое. Вы узнали что-то новое о своём имени?
III этап. Объяснение темы занятия (урока)
Сегодня я Вам расскажу про историю русских имён. В истории существования русских личных имен выделяются три этапа:
1) дохристианский, когда использовались самобытные имена, созданные на восточнославянской почве средствами древнерусского языка;
2) период после введения на Руси христианства, когда церковь вместе с религиозными христианскими обрядами стала насаждать иноязычные имена;
3) и новый этап, начавшийся в начале прошлого века, когда в русский именослов стало проникать большое число новых имен, связанное с перестройкой старого общества.
Первый период, до введения на Руси христианства личные имена были очень похожи на прозвания, которые давались человеку по тому или иному признаку, отличающему его от других людей. Все люди индивидуальны, поэтому и прозваний, характеризующих человека, было очень много. Например, издавна наши предки использовали так называемые «числовые» имена, в которых представлен весь числовой ряд от одного до десяти: Перва и Первой, Второй, Вторак, Третьяк (кстати, это имя было одним из самых распространенных на Руси), Четвертак, Четвертуня, Пятой и Пятак, Шесток и Шестак и так далее.
Так же людей могли называть по различным признакам, например цвет волос, какие-то внешние признаки, по характеру, по времени рождения ребёнку, по профессии. Давайте мы сейчас с вами попробуем подобрать имена под признаки, характеризующие человека. Например, если у человека чёрные волосы, то как его можно назвать? Черныш, а если белые? Беляк, а если у мальчика были кудрявые волосы, как его называли? Кудряш. А если он родился зимой? Зимак. А если, допустим, человек добрый, то как его можно назвать? Добрыня, а девочка, которая любит людей вокруг? Любава. А весёлую девочку мы как назовём? Забава. Молодцы, вы отлично справились.
После введения христианства на Руси изменился и способ именования русичей.
В русской православной церкви были особые книги – месяцесловы, или святцы. В них на каждый день каждого месяца записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь (Петр, Павел, Иоанн, Алексей, Филипп, Марк). Священник перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имен, которые значились в святцах на день рождения ребенка. Их-то ребенку и можно было дать.
Давайте посмотрим на слайд и прочитаем как называли детей у которых именины в разных месяцах. Как бы звали Вас, если опираться на данный список?
В ином положении оказались родители после Великой Октябрьской революции. Регистрацию новорожденных стали вести отделы записи актов гражданского состояния (загсы), и родители могли теперь выбрать любое имя: старое (бывшее церковное), заимствованное имя (польское, немецкое и т. д.) и, наконец, могли даже изобрести новое имя.
Пользуясь свободой выбора имени, родители иногда давали своим детям странные, необычные имена. Здесь такие имена, как Дуб, Гвоздика, Сирень. Представлены чуть ли не все элементы Менделеевской системы (Радий, Ванадий, Вольфрам, Иридий, Рутений и т. д.), минералы (Гранит, Рубин). В качестве личных имен выступают географические названия (Алтай, Гималай, Казбек, Арарат, Волга, Онега, Амур, Каир и т. д.) и все названия месяцев, начиная с января и кончая декабрем, математические термины и технические названия (Медиана, Радиана, Гипотенуза, Алгебрина, Трактор, Турбина, Дрезина, Дизель, Комбайн и т. д.).
Есть еще особый вид имен, названных автором “родительскими”. У родителей Михаила и Ольги сын Миоль, а дочь Миолина, у Владимира и Екатерины три дочери – Владикатра, Влена и Века, и т. д.
Попробуйте сейчас составить новое имя, которое можно составить из имён ваших родителей.
Но знаете что объединяет все эти имена? Это то, что они даются только одному конкретному человеку, все имена даются с любовью, и конечно же, любой человек любит и уважает своё имя. Имя откладывает свой отпечаток на человека, но какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам они, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.
IV этап. Практическая работа
Давайте прочитаем с Вами стихотворение. Оно называется «Сколько имен у подружки, у Оли?» Может быть, кто-то из вас догадается, сколько имен?
Сколько имен у подружки, у Оли?
Как бы, друзья, не запутаться тут.
Ольга зовут эту девочку в школе,
Олечкой папа и мама зовут.
Олюшкой тетя ее называет.
«Олька!» - кричит озорник во дворе.
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имен у подруги моей?
Итак, сколько же в итоге имён у Оли? Правильно, имя всего одно, а остальное это только уменьшительно-ласкательные формы. Давайте мы сейчас с вами сделаем ромашку с вашими именами. В середине ромашки вы напишите своё имя, а на лепестках напишите все формы вашего имени, которые знаете.
Дети заполняют ромашки.
Ребята, а как вы думаете растёт ли наше имя вместе с нами? Давайте для этого мы с вами встанем и посмотрим, как это может быть. У нас есть 3 цветка, какую форму имени можно поместить на самый маленький цветок? На средний? Ну и на самый большой. Давайте теперь сделаем лужайку с нашими именами.
Что в итоге, растёт имя с человеком? Да ребята, имя действительно растёт с человеком. В детстве для многих мы просто Алиночка, Андрюша, Мишенька, когда мы идём в школу, мы уже вырастаем и к нам обращаются как к взрослым, Александра, Евгений, а когда мы уже получили профессию для многих мы уже Николай Иванович, Александр Петрович, Людмила Никитична, мы уже становимся достаточно взрослыми, чтобы с гордостью произносить наши полные имена.
V этап. Подведение итогов
Как бы вы хотели, чтобы к Вам обращались?
Что нового вы сегодня узнали?
Вам понравилось занятие?
Спасибо вам за работу, вы большие молодцы, до свидания!