Театрализованная игра-занятие № 6.
«Сказка на столе».
Программное содержание: способствовать развитию памяти, побуждать к высказываниям о понравившемся спектакле, учить передаче эмоций через выразительную интонацию, дать пример элементарного кукловождения.
Материал и оборудование: куклы и декорации к сказке «Теремок».
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку «Теремок». Для этого он по очереди берет куклы, участвовавшие в прошлом представлении. Воспитатель задает детям вопросы: кто были герои сказки, что они делали, кто им отвечал в теремке?
Затем воспитатель пересказывает сказку, показывая, как двигались куклы на столе.
Воспитатель. Сначала кто увидал теремок? (Мышка). Как ее все звали? (Мышка-норушка) Как мышка-норушка бежала? Как она стучала в дверь? Что она спрашивала? Как она узнала, что в теремке никого нет?
(Берет куклу Мышку и двигает ее). Вот так мышка-норушка бежала, вот так стучала (имитирует стук) и спрашивала: кто в теремочке живет? (Обращается к детям). Соня, как мышка спрашивала? (Ребенок повторяет слова мышки-норушки).
Постепенно воспитатель пересказывает вместе с детьми всю сказку.
В конце занятия дети вспоминают игру-хоровод «Мыши на лугу» (см. занятие 3).
Театрализованная игра-занятие № 7.
«Выйдем в сад».
Программное содержание: учить красиво двигаться под музыку, делая плавные движения; учить ощущать мышечную свободу, расслабленность.
Материал и оборудование: элементы декораций для осеннего сада, запись спокойной музыки.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей в «осенний сад». Звучит спокойная, плавная музыка. Воспитатель рассказывает детям о красоте осенней природы, о том, как хорошо ходить по дорожкам, усыпанным ворохами осенней листвы. В саду можно наблюдать, как красиво падают листья. Они летят по воздуху и кружатся, потом медленно ложатся на землю.
Воспитатель: В нашем саду так красиво, я сейчас увижу танец настоящих осенних листочков. Ну-ка, листочки, взмахните своими крылышками и летите!
Проводится игра-импровизация «Листочки в саду»:
Листочки, листочки кружатся в саду,
(Дети-листочки танцуют, кружатся.)
Я в садик осенний к листочкам пойду.
Листочки, листочки, летите смелей,
(Листочки летят.)
И ветер осенний пусть дует сильней.
Листочки, листочки, умолк ветерок,
(Листочки сели в кружок.)
Собрал он листочки в веселый кружок,
Притихли листочки, тихонько шуршат
(Сидят, машут крылышками.)
И в серое небо лететь не спешат.
Вдруг ветер тревожно задул, загудел,
(Поднимаются и летят.)
Листочкам с дорожек взлететь он велел,
Листочки, листочки по ветру летят,
Взлетают с дорожек, шуршат, шелестят.
Воспитатель: Вот какие красивые листочки в нашем саду! Они так весело летали и танцевали.
Театрализованная игра-занятие № 8.
«Улетают птицы вдаль».
Программное содержание: побуждать детей к звукоподражанию, передавать эмоции с помощью звуков, экспериментировать со звуками, развивать воображение детей в этюдах, вызывать эмоциональный отклик на музыкальные образы, учить взаимодействию в ролевой игре.
Материал и оборудование: маска вороны, пение и щебет птиц в записи.
Ход занятия:
Звучит музыка, имитирующая пение птиц. Воспитатель предлагает послушать и определить, какие звуки раздаются вокруг. Дети отвечают, что это поют птички.
Воспитатель:
- В нашем саду поют птички. Вы знаете о том, что птицы осенью улетают в теплые страны? Они боятся холода и зимуют в теплых краях. Летом наши птички весело распевали песенки. Вы знаете, как поют птички? Эй, птички, подайте свой голосок!
По призыву воспитателя дети начинают подражать щебету птиц и поют на разные голоса, как умеют.
Потом начинается игра-разминка для голоса.
Игра-разминка для голоса «Птички».
На елку птички прилетели,
На ветке весело запели:
Чик-чирик, чик-чирик,
Чик-чирик, чик-чирик.
Другие птички прилетели,
На ветке весело запели:
Тили-тили-тень, тили-тили-тень.
Тили-тили-тень, тили-тили-тень.
Прилетела вдруг ворона:
Кар-кар-кар! Украли самовар!
Кар-кар-кар! Украли самовар!
Фрр! Вспорхнули птички, засвистели:
Фью, фью, фью!
Засвистели, полетели:
Фью! Фью! Фью!
Примечание. Разминка должна проводиться воспитателем с учетом того, что дети не всегда могут точно изображать голосом и внешней мимикой ту или иную птичку. Тем не менее, не надо предварительно показывать, как должны звучать голоса, как внешне изобразить персонажа. Подражая интуитивно, дети постепенно, от раза к разу, найдут верную интонацию и внешнее сходство с героем.
Воспитатель:
Теперь наступила осень, облетают листья с деревьев, дни стали короче, наступают холода. Прощаются с родиной последние стаи птиц. Вот клином летят журавли. Дети машут стае журавлей.
Воспитатель проводит этюд «Журавли улетают».
Этюд «Журавли улетают».
Воспитатель:
Журавли на юг летят,
И куда-то вдаль кричат:
Дети-журавли:
Мы кричим:
Курлы-курлы,
Прочь летим с родной земли!
Улетаем, не спешим,
Расставаться не хотим.
Воспитатель:
Не спешите улетать,
Возвращайтесь к нам опять,
Вы весной к нам прилетайте,
Край родной не забывайте!
Дети-журавли:
Мы летим! Курлы-курлы!
Не забыть родной земли!
По весне в который раз
Будут птенчики у нас.
Будем их учить летать,
Будем деток опекать.
Воспитатель:
Мы помашем вам рукою на прощанье:
До свиданья, птицы! До свиданья!
Примечание. Воспитатель вводит детей в атмосферу творческой ситуации при помощи эмоционально-выразительной интонации речи. Все слова произносятся легким «полетным», протяжным звуком. Таким образом, перед детьми предстаёт некий образец звучания фразы. Дети, делая несложные, но выразительные движения с помощью воспитателя, основное внимание заостряют на интонационной образности речи.
Театрализованная игра-занятие № 9.
«Утки – беленькие грудки».
Программное содержание: Учить детей выразительно двигаться в соответствии с художественным образом; побуждать при помощи интонации выражать свои настроения; будить воображение детей; вызывать эмоциональный отклик на игровые ситуации.
Материал и оборудование: шапочки утят, костюм хозяйки, веточка-прутик.
Ход занятия:
Воспитатель в роли хозяйки приглашает детей-утят на лужок. Проходит игра-разминка «Веселые утята».
Игра-разминка «Веселые утята».
Хозяйка идет впереди вперевалочку, как утята.
Хозяйка:
Вот идут утята, спешат через лужок,
Вот они выходят на чистый бережок.
Вы, утята, отзывайтесь,
По порядку посчитайтесь.
Утята (все):
Кря-кря!
Кря-кря-кря!
Утяток дружная семья!
Хозяйка:
А теперь купайтесь, плывите по воде.
Но не потеряйтесь! Утки, где вы, где?
Вы, утята, отзывайтесь,
По порядку посчитайтесь.
Утята (все):
Кря-кря!
Кря-кря-кря!
Утяток дружная семья!
Хозяйка: А теперь, утята, дружно идите сушиться.
Проводится игра-этюд «Утята сушатся на солнышке».
Игра-этюд «Утята сушатся на солнышке».
Утята вместе с хозяйкой:
Сушим лапки-перепонки,
(Утята садятся на коврик, делают руками упор сзади).
Перепонки слишком тонки.
Машем ими: раз-два-три!
(Вытягивают лапки вперед и поочередно их поднимают).
Все просохло, посмотри!
Высыхают крылышки,
(Машут крылышками).
Подсыхают перышки,
Хвостик распушился,
Веером раскрылся.
(Расставляют пальцы ладони и подставляют вместо хвостика).
Хозяйка просит утят идти домой. Проводится этюд «Хозяйка и утки».
Этюд на интонационную выразительность «Хозяйка и утки».
Хозяйка: А теперь, утята, пора в сарай, спать!
Утята (ворчливо): Кря-кря-кря!
Хозяйка берет прутик: Вот я вам задам!
Утята (гневно): Кря-кря-кря!
Хозяйка: Марш в сарай! (Загоняет утят в сарай – на стульчики; подходит к сараю и прислушивается). Как там мои утята?
Утята (жалобно): Кря-кря-кря.
Хозяйка: Пожалею вас, моих утят, выходите!
(Открывает воображаемую дверь сарая; утята выходят), Как у вас дела, утята?
Утята (радостно): Кря-кря-кря!
Хозяйка: Вот и молодцы, стали послушные. Будем с вами всегда дружить?
Утята (подтверждающе): Кря-кря-кря!
Примечание. Без слов, при помощи одной только интонации и мимики дети должны показать эмоциональное состояние утят в той или иной ситуации.
В конце занятия педагог хвалит детей за фантазию и артистизм.
Театрализованная игра-занятие № 10.
«Овощной базар».
Программное содержание: вовлечь в игровой сюжет; учить взаимодействовать с партнером в игре; учить выражать эмоции в роли; способствовать выразительности интонации речи.
Материал и оборудование: корзины с овощами для украшения стола; шапочки овощей для игры (лук, помидор, свекла, капуста); фартуки для продавцов.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на то, что осенью на полях люди собирают урожай, и приглашает на овощной базар. В группе на столах расставлены корзины с овощами. Воспитатель спрашивает у детей, согласны ли они поиграть в продавцов и покупателей. Воспитатель играет роль покупателя, а дети – роли продавцов и овощей. Продавцы надевают фартуки, овощи – шапочки. Участники игры занимают свои места. Воспитатель поочередно помогает в игре всем продавцам.
Игра «Продавцы-покупатели».
Покупатель (подходит к продавцу):
Хочу купить я овощей
И для супа, и для щей.
Продавец 1: у меня есть лук.
Все продавцы:
Покупай – не зевай
И домой забирай!
Покупатель покупает лук и подходит к другому продавцу:
Урожай так богат,
Что мне взять на салат?
Продавец 2: У меня есть помидоры.
Все продавцы:
Покупай – не зевай
И домой забирай!
Покупатель:
Я сегодня на обед
Приготовлю винегрет.
Продавец 3: У меня есть свекла.
Все продавцы:
Покупай – не зевай
И домой забирай!
Покупатель:
Пирожки на ужин
Приготовить нужно!
Для начинки овощей,
Продавец, не жалей!
Продавец 4: У меня есть капуста.
Все продавцы:
Покупай – не зевай
И домой забирай.
Примечание. В ходе игры каждый продавец продает по одному овощу, которые встают цепляясь за покупателем. В конце игры покупатель берет руль и едет домой.
Покупатель:
Еду, еду к бабе, к деду.
Полон кузов овощей
И для супа и для щей.
Привезу домой с базара
Много разного товара.
Сварит бабушка-старушка
Суп с зеленою петрушкой,
Борщ со свеклой и с капустой, чтобы было сытно, вкусно!
После игры дети встают в хоровод. Под народную музыку дети пляшут вместе с овощами:
Вы, покупки, попляшите!
Себя людям покажите!
Воспитатель отмечает интересные находки в исполнении танца.