СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект экологического занятия в старшей группе на тему: "насекомые"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД детей по экологическому воспитанию детей среднего возраста "Насекомые"

Просмотр содержимого документа
«Конспект экологического занятия в старшей группе на тему: "насекомые"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №15 «Юсишка» г. Ставрополя











Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в средней группы общеразвивающей направленности

по развитию речи на тему: «Насекомые».

Воспитателя МБДОУ ЦРР д/с №15 «Юсишка»

Осыко Ольги Анатольевны













































































Цель: Закрепить знания о насекомых (виды, внешний вид, назначение, среда обитания, свойства); продолжать формировать навыки и умения выделять первый звук в слове, твёрдые и мягкие согласные, делить слова на слоги, «измерять» длину слов; составлять предложения; подбирать синонимы и антонимы; использовать многозначные слова (крыло); подбирать рифму и выразительно читать стихи.

Материал и оборудование. Картинки – жук, божья коровка, бабочка, пчела, стрекоза, нарцисс, сирень, роза, василёк, мак, ромашка, тюльпан; гнёзда диких пчёл, соты разной величины; микроскоп с препаратом мушки; игрушка доктор Айболит.

Методы. Беседа, наблюдение, рассматривание, художественное слово.



Ход занятия.



  1. Фонетическая разминка.

Воспитатель. Наступила осень. Стало пасмурно, холодно. Всё живое готовится к зиме.

Ребёнок читает стихотворение В. Берестова «Тучка».

Воспитатель. О каком времени года говорится в стихотворении? Как описывает поэт настроение?

Дети. Об осени: идёт дождь, на улице грусть, но становится весело, когда выглянет солнышко. Тогда мы видим радугу.

Воспитатель. Да, совсем недавно мы слышали весёлые песенки разных насекомых. А какие вы знаете?

Дети. Песенку жука – «жужжалочка». Он жужжит:

Все вместе читают чистоговорку:

Не жужжу, когда лежу,

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Дети. Ещё мы знаем песенку комарика – «з зз – зуделочку». Он зудит «зу – зу – зу, захочу и укушу». А у змея – «шипелочка» («шу – шу – шу, потихонечку шуршу»). А у стрекозы – «стрекаталочка» – тр – тр. (Показывают, как стрекоза лапками трёт и стрекочет).

Воспитатель. Но самые весёлые, звонкие, нежные и «ароматные» песенки, конечно, у…

Дети. У цветов.

Воспитатель. Какие цветы особенно любят звенеть?

Дети. Колокольчики (показ картинки).

Воспитатель. Давайте покажем, как поёт колокольчик.

Мальчики поют низко «з – з – з», а девочки – тонко и нежно «зь – зь – зь», (повторяют несколько раз порознь и вместе).

Воспитатель. А что ещё может звенеть? (Показ колокола).

Дети. Звонок, колокольчик.

Воспитатель. Давайте сделаем колокольчик – колокол (пальчиковая гимнастика) и споём песенку колокола.

Колокольчик всё звенит,

Язычком он шевелит,

Дзинь – дон, дзинь – дон,

Колокольный льётся звон.

  1. Деление слов на слоги.

Дидактическая игра «Собери букет».

Воспитатель. Мы пришли на красивую поляну, на которой растёт очень много разных цветов. (Показ картинок. Дети называют цветы, выделяя голосом первый звук: р – ромашка, м – мак, н – нарцисс). Вот и собрали букет. А сейчас поиграем. К нам прилетели наши весёлые друзья – насекомые. (Показ картинок. Дети называют: жук, пчела, бабочка). Но они грустные, так как потеряли свои домики. Покажем им?

Дидактическая игра «Кто с кем живёт».

Воспитатель. Чтобы найти домик насекомому, нужно определить «длину его названия, например, слова «жук», и выбрать равное ему слово – цветок. Для жука это мак (одна часть). А пчела где будет жить?

Дети. Пче – ла – две части. Для неё домиком могут стать нар – цисс; тюль – пан; ро – за; си – рень. Ба – боч – ка – три части: она может поселиться в таких цветах, как ро – маш – ка, ва – си – лёк.

Воспитатель. Слышите, как они вас благодарят?

Дидактическая игра «Подскажи слово».

Воспитатель. Вот какие чудесные истории случаются с цветами. Однажды я слышала разговор жука и лютика, но некоторые слова я забыла, а вы поможете их вспомнить. (Чтение стихотворения Р. Сефа «Разговор жука и лютика» с подбором рифмующихся слов).

Лютик, лютик, что хохочешь?

Да, ведь ты меня…(щекочешь),

Так листочки мне…(щекочешь),

Что не хочешь – … (захохочешь).

  1. Физкультминутка.

Народная песенка «Божья коровка».

Под музыку дети выбирают ведущего – «божью коровку» – и поют:

Божья коровка, полети на небо,

Принеси нам хлеба.

Чёрного, белого,

Только не горелого.

Ведущий поёт: «Будет солнце – полечу, (дети поднимают руки – крылья). Будет дождик – посижу» (складывают руки – крылья и садятся).

Игра продолжается несколько раз со сменой ведущего.

4. Связная речь.

Дети рассказывают, что есть у бабочки, стрекозы (глаза, крылья, усики, туловище, ножки), рассматривают картинки.

Воспитатель. А какие крылья у бабочки?

Дети. Округлые, цветные, большие.

Воспитатель. У стрекозы?

Дети. Длинные, вытянутые, прозрачные.

Воспитатель. А глаза у бабочки, какие?

Дети. Маленькие, крошечные, чёрные, как точки.

Воспитатель. А у стрекозы?

Дети. Огромные, выпученные, круглые, как шарики.

Воспитатель. А как летает бабочка?

Дети. Тихо порхает, машет крыльями.

Воспитатель. А стрекоза?

Дети. Быстро, стремительно, как вертолёт, крыльев не видно.

  1. Конкурс «Самый наблюдательный».

Воспитатель. А сейчас у нас будет конкурс на самого наблюдательного. Отгадайте: «Маленькая труженица, всех мёдом кормит».

Дети. Пчела.

Воспитатель. А как вы догадались?

Дети. Она мёдом угощает людей, разных зверей, например, медведя, и своих деток – пчёлок. Она много работает, трудится.

Воспитатель. Найдите дом пчелы и скажите, как он называется.

Дети. Улей. (Находят).

Воспитатель. А как устроен её дом? Куда пчела собирает мёд? Как она его «делает»?

Дети. У домика много тонких, серых стенок; вход малюсенький. Внутри соты – чашечки для мёда. А мёд пчела делает из цветочной пыльцы. (Рассматривают соты и ульи разной величины и соединяют их по размерам).

Воспитатель. Какие ульи? А соты?

Дети. Улья большие, а соты маленькие, а вот эти ещё меньше, совсем малюсенькие, крохотулечки. Там живёт маленькая семейка пчёл.

  1. Дидактическая игра на многозначное слово.

Воспитатель. Что же общего у всех насекомых, о которых мы сегодня говорили?

Дети. У них есть крылья. Они умеют летать.

Воспитатель. Да, они умеют летать, потому что у них есть крылья. А у кого или у чего ещё есть крылья? (Показ картинок: пчела, птица, летучая мышь; самолёт, мельница, машина). А для чего машине нужны крылья?

Дети. Чтобы она не пачкалась, когда едет по грязной дороге.

Воспитатель. А мельнице?

Дети. Чтобы муку делать, из которой хлеб пекут.

  1. Сюрпризный момент.

Воспитатель. К нам пришёл доктор Айболит. Он принёс микроскоп – прибор, который делает очень маленькое большим. (Рассматривание мушки). Какие у неё ножки? Сколько их? Какие крылышки? Туловище? Спасибо тебе доктор Айболит. Теперь мы знаем, что есть такие крошечные вещества. Они могут быть опасными – это микробы, поэтому мы будем…

Дети. Мыть руки, овощи, фрукты.

Воспитатель. Вот и закончилась наша прогулка на весёлую осеннюю полянку. Попрощаемся с друзьями, ведь зимой они спят, прячутся в земле.

Дети. До свидания, до скорого свидания весной.