Классное собрание на тему:
«Правильно ли я выбираю свою будущую профессию».
Цели: ознакомить учащихся с новыми профессиями, необходимыми требованиями и качествами, требующимися для данных специальностей.
Оформление: на классной доске тема собрания, высказывание «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека).
Анкета для старшеклассников.
Уважаемые старшеклассники! Вы находитесь в ситуации сложного выбора. Вам предстоит определиться с дальнейшей профессиональной деятельностью. Вы уже многое знаете, интересуетесь, кто-то проходил систему тестирования. Многое знаете о себе, но и многое остается пока загадкой. Выбор предстоит сделать между тремя составляющими:
«хочу» - «могу»- «надо». Вам советуют, рекомендуют, но выбирать предстоит самостоятельно, так как это только ваша жизнь.
Я предлагаю анкету с целью оказания помощи и изучения затруднений, которые вы, возможно, испытываете при выборе профессии.
1. Какую профессию (или профессии) вы для себя выбираете (перечислите не более двух)?
2. Что привлекает вас в выбранной профессии (отметить не более трех позиций):
- социальная престижность;
- зарплата;
- возможность иметь свободное время;
- возможность развить свои способности (назовите);
- интеллектуальный характер профессии;
- возможность командовать другими;
- творческий характер профессии;
- возможность приносить людям пользу;
- возможность общения с людьми;
- сложность профессии;
- иное (назовите)?
3. Что, выбирая эту профессию, вы дадите обществу, по вашему мнению (сформулируйте, пожалуйста)?
4. Назовите учебное заведение, в котором высобираетесь продолжить образование (наименование).
5. Какие экзамены вам предстоит сдавать (перечислите)?
6. Как вы готовитесь к поступлению в вуз (выделите не более трех позиций):
- изучаете индивидуальные особенности своей личности;
- интересуетесь требованиями к выбранной профессии;
- изучаете свои личные затруднения, их причины;
- знакомитесь с учебными заведениями и правилами приема (посещаете дни открытых дверей);
- читаете справочники для поступающих в вузы, средние специальные заведения;
- начали заниматься с преподавателями вне школы или посещаете курсы для поступающих (перечислите, по каким предметам)?
7. Из каких источников, от кого вы черпаете информацию о будущей профессии:
- родители
- телевидение, радио;
- газеты, журналы;
- родственники;
- учителя;
- друзья;
- иное (назовите источник)?
11. Что рекомендуют родители:
- мама
------------------------------------------------------------------;
- папа
------------------------------------------------------------------?
12. Ваша фамилия
--------------------------------------------------
имя
--------------------------------------------------
класс
-------------------------------------------------.
Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые выпускники! Тема нашего сегодняшнего разговора «Выбор профессии - дело серьезное».
Сегодня мы попытаемся вместе понять, из чего же должен складываться осознанный выбор профессии, что нужно учесть при этом и как меняется мир профессий в современных условиях.
Если попросить человека перечислить известные ему виды профессий, то, как показывает практика, полученный список будет включать не более 20-30. И это притом, что на сегодняшний день в России существует свыше 20 тысяч профессий. Каждый год появляются новые специальности, в которых нуждается общество. Однако многие люди по старинке предпочитают выбирать профессии, популярные 10-15 лет назад и не востребованные в современных условиях (юристы, экономисты, численность которых давно уже превысила потребности общества в них).
| 1. Знания о профессиях, рынке труда в современном обществе. | |
2. Мнение сверстников. | | 5. Мнение родителей, семьи. |
3. Склонности и интересы личности. | Выбор профессии | 6. Позиция учителей, психологов, врачей. |
4. Способности и здоровье личности. | | 7. Уровень притязаний и самооценка личности. |
| 8. Личный профессиональный план (план карьеры). | |
Итак, как же не ошибиться в сложном выборе, стоящем перед вами? Посмотрите на таблицу (таблицы распечатаны для каждого ребенка). Здесь представлены факторы, которые необходимо учитывать при выборе профессии.
Мы обсудили факторы, влияющие на выбор профессии. А теперь предлагаю вам знакомство с новыми видами профессий, возникающими в современных условиях.
В последнее время на рынке труда появились новые профессии, названия которых не всегда запоминаются и зачастую трудно произносятся. «Медиапланер», «криэйтор», «бренд – менеджер» - все это привлекает внимание молодого поколения, а у родителей вызывает сомнения, так как неизвестно, дадут ли эти профессии в будущем возможности профессионального роста.
Откуда же появляются новые профессии и что означают незнакомые названия?
Развитие экономики в современном мире, ее глобализация все больше приносит изменений в профессиональном мире. Из-за рубежа вместе с новыми товарами приходит и потребность в специальностях, занимающихся их продвижением на рынке и рекламой: супервайзеры, мерчендайзеры, промоутеры, менеджеры по рекламе.
Часто бывает так, что русские компании приглашают на работу иностранных специалистов, а вместе с их приходом сохраняется и иностранное название данного рода деятельности. Далее потребность в таких специалистах только растет, и их уже начинают готовить наши учебные заведения. Характерно это в настоящее время уже не только для крупных городов, но и провинции. В современных экономических условиях у потребителя большой выбор. Чтобы помочь ему разобраться в обилии товаров и услуг, появляются новые специалисты, которые, достигая высот профессионализма, оправдывают необходимость существования своей профессии.
Деловая игра «Ярмарка вакансий».
Предлагаю вам разделиться на группы по 5-6 человек.
Итак, вы являетесь современной компанией. Пожалуйста, выберите ее название и определитесь, каким видом деятельности вы занимаетесь.
Компания не может существовать без генерального директора, осуществляющего общее руководство всей деятельностью. Выберите, пожалуйста, генерального директора вашей компании. За финансовую деятельность будет отвечать коммерческий директор, без которого вам не обойтись. (Выборы коммерческого директора).
Представляю вам остальных сотрудников компании.
Все компании приглашены сегодня на традиционную городскую ярмарку вакансий. Вы познакомитесь сегодня с людьми, ищущими работу, и у вас будет уникальная возможность обеспечить фирму настоящими профессионалами.
Ведущий ярмарки (классный руководитель).
Господа, мы рады приветствовать вас на очередной городской ярмарке вакансий. Здесь присутствуют разные фирмы, но мы знаем, что вы испытываете потребность в настоящих профессионалах. Сегодня у вас уникальная возможность пригласить их к себе на работу и улучшить показатели деятельности ваших компаний!
Перейдем непосредственно к представлению участников нашей ярмарки. После выступлений вы можете пообщаться дополнительно с кандидатами.
Представляем вам известного в России имиджмейкера Мастерову Валерию.
Имиджмейкер.
Доброе утро, господа. Моя профессия – имиджмейкер. Имиджмейкер помогает создать образ преуспевающего человека. Он определяет типаж клиента, опираясь на линии его фигуры и лица, подбирает одежду, прическу и обувь, выявляет стиль, создает профессиональный образ и даже корректирует поведение клиента. Имиджмейкеру необходимо знать правила макияжа, стилей одежды, основы психологии и этикета, знание поз, жестов, мимики. Он может научить грамотной речи, использованию специальной терминологии. Должен уметь предугадывать ситуации, разбираться во всех мелочах, убеждать клиентов в важности перемен во внешности, в поведении, в речи. Таким образом, господа, ваш внешний вид имеет большое значение для успеха компании. Будьте всегда на высоте и не забывайте, что вы лицо компании. Сегодня я представляю вам молодых имиджмейкеров, получивших прекрасное образование и прошедших практику в моей компании и за рубежом.
Ведущий ярмарки.
Востребованы сегодня и следующие специалисты.
Маркетолог (буквально – «изучающий рынок»).
Проводит исследования по предложениям и спросу на определенную продукцию. Главная задача маркетолога – знать законы рынка, чтобы использовать их для достижения максимального результата в бизнесе.
В чем заключается работа маркетолога?
1.Маркетолог должен выяснить:
почему тот или иной товар (услуга) привлекает покупателей. Почему карамель «Очей очарованье» пользуется большей популярностью, чем конфеты «Прекрасная пора»? Кто чаще покупает эти конфеты: пенсионеры, школьники или домохозяйки? А так же он должен осуществлять:
- сбор и обработку статистического материала;
- кропотливый анализ полученных данных;
- прогнозирование рынка.
2.На основе исследований рынка специалист составляет маркетинговый план, на базе которого руководство принимает решение о товарном ассортименте.
Маркетолога отличает творческий подход к работе: создание интересной и востребованной продукции, организация рекламной кампании, налаживание эффективной системы реализации, продвижения товара на рынке.
3.Участие в создании рекламы и обеспечении рекламы.
Он не занимается непосредственно созданием рекламы, а определяет главное – общие направления и целевую аудиторию (часть населения, которую в большей степени может заинтересовать предлагаемый товар).
Например, ролик, рекламирующий жевательную резинку, вряд ли заинтересует пенсионеров. Для выявления целевой аудитории и ее отношения к той или иной продукции проводятся различные опросы, интервью, анкетирование.
Как говорят специалисты – маркетологи, их работа – это технология (разработка стратегий) и искусство (работа с людьми, требующая вложить душу, талант, воображение). Хотя маркетолог не контактирует напрямую с клиентами, значительную часть его деятельности составляет изучение их мнений, характеров, особенностей.
Необходимые качества маркетолога:
- склонность к умственной, аналитической работе;
- творческие способности;
- интуиция;
- нестандартный взгляд на привычные вещи и явления;
- умение стойко переносить неудачи;
- умение делать выводы из провалившегося дела.
Маркетолог – активный, неугомонный человек, умеющий добыть информацию, чтобы не отстать от времени.
Ведущий ярмарки.
Итак, теперь представляем вам следующих участников ярмарки вакансий.
Бренд – менеджер (от англ. – клеймо) – основной носитель и реализатор идеи бренда. (Бренд – хорошо знакомая торговая марка.) Бренд – менеджер должен придумать торговую марку фирмы и сделать ее известной и хорошо узнаваемой. Он продумывает, на какие категории населения ориентирована продукция; как представить продукт, чтобы он хорошо запомнился? Должен знать законы рекламы, информацию о рынке, о конкурирующих фирмах, маркетинг, связи с общественностью.
Качества бренд – менеджера:
надежность, ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность, энергичность, способность к творчеству, коммуникабельность.
Образование: высшее экономическое образование в области маркетинга; участие в семинарах или мастер – классах по бренду.
Криэйтор (с англ. - творец, создатель) - креативный директор компании, человек, который отвечает за разработку, ведение и контроль рекламных проектов. Криэйторами называют и находящихся в его подчинении копирайтеров – создателей рекламных текстов, а также Арт - директоров-специалистов, определяющих основную идею работы и делающих эскизы проектов.
Работа: организационная работа и контакты с заказчиком.
Задачи криэйтора – предельно четко и ясно сформулировать все пожелания клиентов; мобилизовать и объединить творческий коллектив для достижения поставленных целей.
Арт-директор уделяет больше внимания художественному направлению в деятельности компании; разрабатывает макеты журналов, книг, газет; решает все вопросы, связанные с дизайном; отвечает за строгое соблюдение единого фирменного стиля всех выпускаемых печатных изданий.
Работает арт-директоры в рекламных агентствах, на радиостанциях, в телевизионных компаниях, издательских домах, web-студиях.
Таких специалистов нигде не готовят; в эту профессию приходят художники, дизайнеры, с высшим художественным и филологическим образованием.
Арт-директор должен обладать:
- творческими способностями;
- творческим чутьем;
- творческой смелостью;
- гибкостью мышления;
- хорошо развитым воображением;
- незаурядным чувством юмора;
- безупречным вкусом;
- широким кругозором;
- даром убеждения и презентационными навыками.
Должен уметь:
- работать с людьми;
- быть коммуникабельным;
- генерировать яркие, нестандартные, продаваемые идеи;
- разбираться в журналистике и психологии, основах менеджмента и маркетинга;
- всегда находиться в курсе последних событий, нововведений, тенденций и технологических идей в сфере пиара, рекламы и средств массовой информации.
Какое отличие в работе криэйтора и художников, музыкантов, писателей?
1. Художник, музыкант, писатель, прежде всего, стремиться реализовать себя в творческом процессе, вложить в него свои мысли, вкусы, настроение или фантазию. Креатив же направлен, прежде всего, на других людей, причем на тех из них, кто входит в так называемую целевую группу потребителей товара, заранее определенную другими специалистами.
2. Просто творческий человек может позволить себе работать на будущее и не сразу получить признание. Идеи криэйтора непременно должны работать здесь и сейчас.
Анкета для старшеклассников.
Уважаемые старшеклассники! Вы находитесь в ситуации сложного выбора. Вам предстоит определиться с дальнейшей профессиональной деятельностью. Вы уже многое знаете, интересуетесь, кто-то проходил систему тестирования. Многое знаете о себе, но и многое остается пока загадкой. Выбор предстоит сделать между тремя составляющими:
«хочу» - «могу»- «надо». Вам советуют, рекомендуют, но выбирать предстоит самостоятельно, так как это только ваша жизнь.
Я предлагаю анкету с целью оказания помощи и изучения затруднений, которые вы, возможно, испытываете при выборе профессии.
1. Какую профессию (или профессии) вы для себя выбираете (перечислите не более двух)?
2. Что привлекает вас в выбранной профессии (отметить не более трех позиций):
- социальная престижность;
- зарплата;
- возможность иметь свободное время;
- возможность развить свои способности (назовите);
- интеллектуальный характер профессии;
- возможность командовать другими;
- творческий характер профессии;
- возможность приносить людям пользу;
- возможность общения с людьми;
- сложность профессии;
- иное (назовите)?
3. Что, выбирая эту профессию, вы дадите обществу, по вашему мнению (сформулируйте, пожалуйста)?
4. Назовите учебное заведение, в котором высобираетесь продолжить образование (наименование).
5. Какие экзамены вам предстоит сдавать (перечислите)?
6. Как вы готовитесь к поступлению в вуз (выделите не более трех позиций):
- изучаете индивидуальные особенности своей личности;
- интересуетесь требованиями к выбранной профессии;
- изучаете свои личные затруднения, их причины;
- знакомитесь с учебными заведениями и правилами приема (посещаете дни открытых дверей);
- читаете справочники для поступающих в вузы, средние специальные заведения;
- начали заниматься с преподавателями вне школы или посещаете курсы для поступающих (перечислите, по каким предметам)?
7. Из каких источников, от кого вы черпаете информацию о будущей профессии:
- родители
- телевидение, радио;
- газеты, журналы;
- родственники;
- учителя;
- друзья;
- иное (назовите источник)?
11. Что рекомендуют родители:
- мама
------------------------------------------------------------------;
- папа
------------------------------------------------------------------?
12. Ваша фамилия
--------------------------------------------------
имя
--------------------------------------------------
класс
-------------------------------------------------.