СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект классного часа по теме: "Толерантность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеклассного занятия разработан для детей с ОВЗ (категория - слабослышащие), но использовать его можно и в обычном классе. Класс я указала 2, но возможно использование материала и в 3, 4, 5, 6 классах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа по теме: "Толерантность"»

Классный час 

Тема занятия: Терпение (к всемирному дню толерантности, 16 ноября).

Категория: слабослышащие дети.

Целевые установки:

Образовательные цели и задачи:

- введение понятия «толерантность»;

- обучение навыкам взаимодействия с другими детьми, умению наладить взаимоотношения с окружающими людьми, контролировать свое поведение, формирование умения находить выход из критической ситуации;

- коррекция трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения;

- развитие и коррекция трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также обогащение активного словарного запаса;

- создание положительной мотивации на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, создания ситуаций успеха и доброжелательной конструктивной критики;

- показать важность толерантного поведения в современном обществе, учить анализировать свои поступки и поступки окружающих людей;

- закрепление знаний детей о правах человека, правах детей.

Развивающие цели и задачи:

-развитие коммуникативных навыков;

-развитие произвольного внимания;

-развитие зрительной памяти;

-стимуляция речевого развития.

Воспитательные цели и задачи:

-воспитание уважительного отношения и милосердия друг к другу;

-развитие способности понимать состояние другого человека через вербальное отражение эмоционального состояния на иллюстрации;

-воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Планируемые результаты:

- приобретение учащимися социальных знаний, понимания повседневной жизни;

- формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества;

- развитие навыков самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Личностные УУД:

- умение выделять в потоке информации необходимый материал,

- умение активно включаться во взаимодействие со сверстниками на принципах взаимопомощи и доброжелательности,

- умение высказывать своё мнение, не боясь ошибиться.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

- организация своей деятельности,

- оценка результатов своей деятельности.

Познавательные УУД:

- сравнение и классификация понятий,

- применение полученной информации,

- проявление творческих способностей.

Коммуникативные УУД:

- умение договариваться и достигать принятия общего решения,

- развитие чувства коллективизма,

- умение отвечать на поставленные вопросы.

Предметные УУД:

- формирование представления о толерантности,

- овладение умением применять полученные знания на практике.


Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, солнышко, листочки в форме облаков на каждого ребенка, фломастеры, Цветик-семицветик, буквы для составления слов, карточки с качествами толерантного человека, книга В. Катаева «Цветик-семицветик», карточки с заданиями учителя и с ситуациями для работы в группах, разноцветные кружки-сигналы для физминутки.


Этапы урока/занятия

Деятельность учителя

(ход урока/занятия)

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент.



























2.Формулирование темы занятия учениками.


3.Постановка учебных задач.

Погружение в проблему.

Игра «Облачко – солнышко». Закройте, пожалуйста, глаза. Поднимите руку те, кого когда-нибудь обижали. Поднимите руку те, кто сам обижал кого-нибудь. Теперь можно открыть глаза. Перед вами листочки в форме облаков. Вспомните, какие чувства вы испытывали в ситуации обиды и напишите это чувство на своем облаке. Прикрепите свое облачко на доску (на доске заранее прикреплено Солнышко).

Посмотрите, солнышко пропало за тучками. Так и наши обиды, плохое настроение портят нам жизнь, мешают общаться, учиться. Давайте «снимем» с себя плохое настроение. Как же это сделать? Придумайте примирительные, добрые, нежные слова и снимите свое облачко. Благодаря добрым, ласковым словам конфликт может быть исчерпан. Нам снова светит наше солнышко!

Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?

Какие цели и задачи мы поставим перед собой?

Фиксируют проблему. Пытаются решить задачу известным способом

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания.



Выполняют задание учителя.

























Ответы детей.

Формулируют учебную цель и задачи.

4.Совместное исследование проблемы.

Работа над содержанием слова «толерантность».

Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Даёт определение слова «толерантность», основываясь на ответах детей.

Толерантность - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо);

- это прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность…

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий.

5.Беседа по содержанию произведения В. Катаева «Цветик-семицветик».

Организует учебное взаимодействие учеников и обсуждение произведения Катаева. Особенное внимание уделяет последнему лепестку. Подводит микроитог.

Активно участвуют в обсуждение поступков главной героини Жени.

Воспринимают  ответы одноклассников. Анализируют ответы друг друга.

6.Учебное исследование.

Организует учебное исследование для выделения понятий (синонимов слова «толерантность»).

Работа с презентацией.

Какие качества толерантного человека вы можете назвать?

  • терпимость (умение спокойно и без вражды относиться к словам, мыслям и поступкам других людей)

  • справедливость

  • совесть (чувство ответственности за своё поведение; оценка своих поступков)

  • сострадание

  • уважение себя, мнений и поступков других людей

  • сдержанность (отсутствие агрессии)

  • прощение

  • принятие другого (не отталкивать от себя людей, а помогать им по необходимости)

  • милосердие (учитывать настроение окружающих)

  • уважение прав своих и другого человека

  • великодушие

  • примирение со сложившимися ситуациями

  • отсутствие оскорблений и не унижений по отношению к другим

  • негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме

  • отсутствие ненависти, зависти и призрения

Проводят коллективное исследование, формулируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала, «примеряют» на себя названные качества.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль (какие качества они уже знали, а с какими предстоит познакомиться).

7.Физминутка

«Кричалки – шепталки –

молчалки

Посмотрите на эти кружки. Это – сигналы. Когда я поднимаю красный круг – «кричалку» - можно бегать, прыгать, кричать, сильно шуметь. Желтый круг – «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться. А синий круг – «молчалка» - вы должны замереть на месте и не шевелиться, (показывает круги с написанными на них словами: «кричалка», «шепталка» и «молчалка»)

Начали.

Молодцы, ребята! Вы играли, бегали и кричали по правилам!

Выполнение заданных действий. Использование карточек-подсказок с правилами игры.

8.Практическая работа

в группах

(прорабатывание вопросов и выдвижение предположений)

Предлагает ученикам обсудить ситуации «Как бы я поступил»? в группах.





Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Осуществляют самоконтроль.

Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника.

Ситуации для обсуждения в группах:

1.  В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «двоечник», не будем с ним дружить!» Твои действия.

2.  Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь ты? Твой друг? Учитель?

3.​ Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не очень обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?

4.​ Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?

5. Ребята из соседнего класса попросили у вас посмотреть диск с вашим любимым мультфильмом и испортили его, при этом они сознались вам об этом, извинились и принесли вам взамен свой любимый диск. Как вы поведете себя в этой ситуации? Будете ругаться, никогда ничего им не дадите или поведете себя как то иначе.

9.Итог занятия.

Контрольно-оценивающая деятельность.

Из выше сказанного я предлагаю вам вместе со мной вывести ряд правил, которые помогут правильно себя вести всем нам.

Создание цветка толерантности с правилами толерантного человека.

У нас вырос новый «цветик-семицветик». Такого волшебного цветка найти вряд ли удастся. Но я думаю, что этот цветок должен произрастать в душе каждого человека и тогда жизнь будет намного прекраснее. Ребята, будьте терпимее  друг к другу! Будьте толерантны!

Спасибо за внимание.





Участвуют в диалоге.





Ученики каждой группы получают цветные лепестки. Им необходимо прикрепить слова – качества толерантного человека.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Осуществляют пошаговый контроль по результату.

Рефлексия своих действий