Классный час
Тема занятия: Терпение (к всемирному дню толерантности, 16 ноября).
Категория: слабослышащие дети.
Целевые установки:
Образовательные цели и задачи:
- введение понятия «толерантность»;
- обучение навыкам взаимодействия с другими детьми, умению наладить взаимоотношения с окружающими людьми, контролировать свое поведение, формирование умения находить выход из критической ситуации;
- коррекция трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения;
- развитие и коррекция трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также обогащение активного словарного запаса;
- создание положительной мотивации на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, создания ситуаций успеха и доброжелательной конструктивной критики;
- показать важность толерантного поведения в современном обществе, учить анализировать свои поступки и поступки окружающих людей;
- закрепление знаний детей о правах человека, правах детей.
Развивающие цели и задачи:
-развитие коммуникативных навыков;
-развитие произвольного внимания;
-развитие зрительной памяти;
-стимуляция речевого развития.
Воспитательные цели и задачи:
-воспитание уважительного отношения и милосердия друг к другу;
-развитие способности понимать состояние другого человека через вербальное отражение эмоционального состояния на иллюстрации;
-воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Планируемые результаты:
- приобретение учащимися социальных знаний, понимания повседневной жизни;
- формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества;
- развитие навыков самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Личностные УУД:
- умение выделять в потоке информации необходимый материал,
- умение активно включаться во взаимодействие со сверстниками на принципах взаимопомощи и доброжелательности,
- умение высказывать своё мнение, не боясь ошибиться.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
- организация своей деятельности,
- оценка результатов своей деятельности.
Познавательные УУД:
- сравнение и классификация понятий,
- применение полученной информации,
- проявление творческих способностей.
Коммуникативные УУД:
- умение договариваться и достигать принятия общего решения,
- развитие чувства коллективизма,
- умение отвечать на поставленные вопросы.
Предметные УУД:
- формирование представления о толерантности,
- овладение умением применять полученные знания на практике.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, солнышко, листочки в форме облаков на каждого ребенка, фломастеры, Цветик-семицветик, буквы для составления слов, карточки с качествами толерантного человека, книга В. Катаева «Цветик-семицветик», карточки с заданиями учителя и с ситуациями для работы в группах, разноцветные кружки-сигналы для физминутки.
Этапы урока/занятия | Деятельность учителя (ход урока/занятия) | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент. 2.Формулирование темы занятия учениками. 3.Постановка учебных задач. | Погружение в проблему. Игра «Облачко – солнышко». Закройте, пожалуйста, глаза. Поднимите руку те, кого когда-нибудь обижали. Поднимите руку те, кто сам обижал кого-нибудь. Теперь можно открыть глаза. Перед вами листочки в форме облаков. Вспомните, какие чувства вы испытывали в ситуации обиды и напишите это чувство на своем облаке. Прикрепите свое облачко на доску (на доске заранее прикреплено Солнышко). Посмотрите, солнышко пропало за тучками. Так и наши обиды, плохое настроение портят нам жизнь, мешают общаться, учиться. Давайте «снимем» с себя плохое настроение. Как же это сделать? Придумайте примирительные, добрые, нежные слова и снимите свое облачко. Благодаря добрым, ласковым словам конфликт может быть исчерпан. Нам снова светит наше солнышко! Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? Какие цели и задачи мы поставим перед собой? | Фиксируют проблему. Пытаются решить задачу известным способом Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания.
Выполняют задание учителя.
Ответы детей. Формулируют учебную цель и задачи. |
4.Совместное исследование проблемы. Работа над содержанием слова «толерантность». | Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Даёт определение слова «толерантность», основываясь на ответах детей. Толерантность - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо); - это прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность… | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. |
5.Беседа по содержанию произведения В. Катаева «Цветик-семицветик». | Организует учебное взаимодействие учеников и обсуждение произведения Катаева. Особенное внимание уделяет последнему лепестку. Подводит микроитог. | Активно участвуют в обсуждение поступков главной героини Жени. Воспринимают ответы одноклассников. Анализируют ответы друг друга. |
6.Учебное исследование. | Организует учебное исследование для выделения понятий (синонимов слова «толерантность»). Работа с презентацией. Какие качества толерантного человека вы можете назвать? терпимость (умение спокойно и без вражды относиться к словам, мыслям и поступкам других людей) справедливость совесть (чувство ответственности за своё поведение; оценка своих поступков) сострадание уважение себя, мнений и поступков других людей сдержанность (отсутствие агрессии) прощение принятие другого (не отталкивать от себя людей, а помогать им по необходимости) милосердие (учитывать настроение окружающих) уважение прав своих и другого человека великодушие примирение со сложившимися ситуациями отсутствие оскорблений и не унижений по отношению к другим негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме отсутствие ненависти, зависти и призрения | Проводят коллективное исследование, формулируют понятия. Участвуют в обсуждении содержания материала, «примеряют» на себя названные качества. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль (какие качества они уже знали, а с какими предстоит познакомиться). |
7.Физминутка «Кричалки – шепталки – молчалки | Посмотрите на эти кружки. Это – сигналы. Когда я поднимаю красный круг – «кричалку» - можно бегать, прыгать, кричать, сильно шуметь. Желтый круг – «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться. А синий круг – «молчалка» - вы должны замереть на месте и не шевелиться, (показывает круги с написанными на них словами: «кричалка», «шепталка» и «молчалка») Начали. Молодцы, ребята! Вы играли, бегали и кричали по правилам! | Выполнение заданных действий. Использование карточек-подсказок с правилами игры. |
8.Практическая работа в группах (прорабатывание вопросов и выдвижение предположений) | Предлагает ученикам обсудить ситуации «Как бы я поступил»? в группах.
Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Осуществляют самоконтроль. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Строят рассуждения, понятные для собеседника. |
Ситуации для обсуждения в группах: 1. В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «двоечник», не будем с ним дружить!» Твои действия. 2. Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь ты? Твой друг? Учитель? 3. Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не очень обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей? 4. Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать? 5. Ребята из соседнего класса попросили у вас посмотреть диск с вашим любимым мультфильмом и испортили его, при этом они сознались вам об этом, извинились и принесли вам взамен свой любимый диск. Как вы поведете себя в этой ситуации? Будете ругаться, никогда ничего им не дадите или поведете себя как то иначе. |
9.Итог занятия. | Контрольно-оценивающая деятельность. Из выше сказанного я предлагаю вам вместе со мной вывести ряд правил, которые помогут правильно себя вести всем нам. Создание цветка толерантности с правилами толерантного человека. У нас вырос новый «цветик-семицветик». Такого волшебного цветка найти вряд ли удастся. Но я думаю, что этот цветок должен произрастать в душе каждого человека и тогда жизнь будет намного прекраснее. Ребята, будьте терпимее друг к другу! Будьте толерантны! Спасибо за внимание. |
Участвуют в диалоге.
Ученики каждой группы получают цветные лепестки. Им необходимо прикрепить слова – качества толерантного человека. Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Осуществляют пошаговый контроль по результату. Рефлексия своих действий |