СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия в 3 классе по теме: "Дифференциация Ш - Щ"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие для детей коррекционной школы-интернат. Занятие построено "от простого к сложному", с логичными переходами от данного задания к другому. Использованы интерактивные групповые методы, а так же игровые, коммуникативно-диалоговые технологии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия в 3 классе по теме: "Дифференциация Ш - Щ"»

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа – интернат №12»









Методическая разработка

«Дифференциация Ш и Щ»

(Логопедическое занятие в 3 классе)








учитель-логопед Жидкова Л.В.

















Вяземский, 2017


Тема: «Дифференциация Ш-Щ»

Цель: Дифференцировать звуки [Ш – Щ], буквы «Ш» и «Щ»

Задачи:

- уточнение и сравнение артикуляции звуков [Ш], [Щ], закрепление зрительного образа букв «Ш» и «Щ», формирование умения дифференцировать буквы и звуки в слогах, словах, предложениях;

- развитие фонематического восприятия, зрительно-пространственных представлений;

- формирование навыков самоконтроля, положительной учебной мотивации.

Оборудование: предметные картинки со звуками [Ш] и [Щ], индивидуальные зеркала, дидактическая игра твёрдый-мягкий, домик с окошками, индивидуальные

карточки с заданиями, конверт, тетради и ручки, кукла - бумажная Буратино, плакат «Я так чувствую» и карточки к нему (восклицательный и вопросительный знаки),


Ход занятия

1.Организационный момент.

2.Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков.

Для рабочего настроя повторим чистоговорки:

Ша-ша-ша-наша Маша хороша.

Ша-ша-ша – есть у Маши ландыши.

- Какой звук встречался чаще всего?

Ща-ща-ща – дождь идёт, я без плаща.

Ща-ща-ща – нет дождя, а я в плаще.

- Какой звук встречался чаще всего?

3. Сообщение темы занятия.

Кто догадался, какие звуки будем различать на занятии?

4.Основная часть занятия.

  • Упражнение «Немое кино».

- Догадайтесь по артикуляции моих губ, какой звук я говорю? [А, О,У, Ш, Щ].

Можно ли угадать, какой звук я говорю – [Ш] или [Щ]?

Угадать по артикуляции губ невозможно, так как положение губ, зубов одинаково.

  • Уточнение и сравнение артикуляции звуков перед зеркалом.

Работа с артикуляционными профилями звуков.

- Покажите с помощью ладошек, как ведёт себя язычок, когда произносим звуки [Ш] и [Щ]? (Одна ладошка – язычок, другая – верхнее нёбо.)

-Дайте характеристику звуку [Ш] (согласный, твёрдый, глухой, парный) и звуку [Щ] (согласный, мягкий, глухой, непарный).

  • Дидактическая игра «Кто где живёт?»

- В этом домике живут картинки – две со звуком [Ш], две – со звуком [Щ]. В левом (правом) верхнем (нижнем) углу живёт кошка (щука, мышка, лещ). Кто живёт справа от …, под …, над …?

Ребёнок выходит к доске, вставляет картинку в нужное окошко, говорит, какой звук есть в её названии, отвечает на вопросы.

- Решили картинки поменяться местами так, чтобы на первом этаже оказались

картинки со звуком [Ш], а на втором – со звуком [Щ]

  • Отличие и схожесть букв «Ш» и «Щ»:

Ш и Щ – родные сёстры,

Но у Щ есть хвостик острый.

(И.Блюмкин)

  • Дидактическая игра «Звуковое домино: мягкий – твёрдый » на дифференциацию [ш] –[щ].

- Проведём эстафету и посмотрим, какие бегуны одержат победу и с каким счётом.

Диктуются слоги, слова: ша, ща, щу, ши, аш, уш, шапка, щётка, плащ, ландыш, мишка, лещ, щука, вещи, мышь, бабушка, кошка, камыш.

Учащиеся перемещают фишки зелёного и синего цветов. Победит тот, кто первым и правильно продвинет фишки.

5. Физ-минутка.

- Шарик надуваем – ш-ш-ш (руки через стороны вверх)

Шарик выпускает воздух щ-щ-щ (руки через стороны вниз).

  • Стихи с движениями «Дерево».

Дует ветер нам в лицо, (движение ладоней к лицу и обратно).

Закачалось деревцо (руки вверх, покачивания вправо-влево).

Ветер тише, тише, тише – (медленно опустить руки, присесть).

Деревцо всё выше, выше (встать, поднять руки вверх, потянуться).

  • Пальчиковая гимнастика.

Пальцы сжали в кулачок,

Карандаш зажали.

А теперь давай, дружок,

Разогни три пальца.

И подумай не спеша,

Что за буква? Ясно – «Ш».

  • Упражнения в парах.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем в ладушки играть.

А теперь, давай-ка, бей

С каждым разом всё быстрей.

Снова букву «Ш» составь,

Справа хвостик к ней прибавь:

«Ш» исчезло вообще –

Появилась буква «Щ».

6.Самостоятельная работа по карточкам.

- Ребята к нам пришло письмо! Оно адресовано нам с вами. А отправил его Буратино. Он учится в школе и ему задали задания, с которыми он просит ему помочь справиться (карточки).

  • Спиши, вставляя пропущенные буквы «Ш» и «Щ». Взаимопроверка. Исправьте ошибки (читаем слова).

  • Вставь пропущенные буквы «Ш» и «Щ».

Взаимопроверка. Исправьте ошибки (читаем текст).

7. Заключительная часть занятия.

  • Итог занятия.

Звук «Ш» словно тише, он только шипит,

Как мышка шуршит осторожно,

А в «Щ» ещё что-то прощально трещит

И щёлкает как-то тревожно.

Придумайте одно слово со звуком [Ш], другое - со звуком [Щ].

  • Эмоционально – смысловая рефлексия занятия.

На доске прикреплён домик в два этажа, а на столе у каждого из учащихся две карточки со знаками (! и ?).

«Восклицательный знак» - обозначает, что на уроке было всё понятно.

«Вопросительный знак» - осталось ощущение, что что-то непонятно.

































Приложение


1.Спиши, вставляя пропущенные буквы «Ш» и «Щ», разделив их на два столбика. Один столбик с буквой «Ш», другой – «Щ».



Ко-елёк, -ель, ро-а, -есть, мо-кара, -арф, за-и-ать, пла-, разме-ать, разме-ать, чудови-е, страшили-е, чи-у, и-у, пи-у, пастби-е, учили-е, поду-ка, пло-адь.





2.Вставь пропущенные буквы «Ш» или «Щ».

- енок.

- енка поместили в поме - ении, в передней. Между - кафом и боль - им я - ком положили Ми - ино -ерстяное пальто. Постелька вы - ла тёплая. По на - ей просьбе мама с - ила -енку поду - ку. Но -енок укладывал свой хвост на поду - ку, а

- екой прислонялся к я - ику. -енок вы -и пал из - ётки всю - етину. Он стра-но боялся - екотки и мы - ей.






Я так чувствую…

?




!