Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа – интернат №12»
Методическая разработка
«Дифференциация Ш и Щ»
(Логопедическое занятие в 3 классе)
учитель-логопед Жидкова Л.В.
Вяземский, 2017
Тема: «Дифференциация Ш-Щ»
Цель: Дифференцировать звуки [Ш – Щ], буквы «Ш» и «Щ»
Задачи:
- уточнение и сравнение артикуляции звуков [Ш], [Щ], закрепление зрительного образа букв «Ш» и «Щ», формирование умения дифференцировать буквы и звуки в слогах, словах, предложениях;
- развитие фонематического восприятия, зрительно-пространственных представлений;
- формирование навыков самоконтроля, положительной учебной мотивации.
Оборудование: предметные картинки со звуками [Ш] и [Щ], индивидуальные зеркала, дидактическая игра твёрдый-мягкий, домик с окошками, индивидуальные
карточки с заданиями, конверт, тетради и ручки, кукла - бумажная Буратино, плакат «Я так чувствую» и карточки к нему (восклицательный и вопросительный знаки),
Ход занятия
1.Организационный момент.
2.Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков.
Для рабочего настроя повторим чистоговорки:
Ша-ша-ша-наша Маша хороша.
Ша-ша-ша – есть у Маши ландыши.
- Какой звук встречался чаще всего?
Ща-ща-ща – дождь идёт, я без плаща.
Ща-ща-ща – нет дождя, а я в плаще.
- Какой звук встречался чаще всего?
3. Сообщение темы занятия.
Кто догадался, какие звуки будем различать на занятии?
4.Основная часть занятия.
- Догадайтесь по артикуляции моих губ, какой звук я говорю? [А, О,У, Ш, Щ].
Можно ли угадать, какой звук я говорю – [Ш] или [Щ]?
Угадать по артикуляции губ невозможно, так как положение губ, зубов одинаково.
Работа с артикуляционными профилями звуков.
- Покажите с помощью ладошек, как ведёт себя язычок, когда произносим звуки [Ш] и [Щ]? (Одна ладошка – язычок, другая – верхнее нёбо.)
-Дайте характеристику звуку [Ш] (согласный, твёрдый, глухой, парный) и звуку [Щ] (согласный, мягкий, глухой, непарный).
- В этом домике живут картинки – две со звуком [Ш], две – со звуком [Щ]. В левом (правом) верхнем (нижнем) углу живёт кошка (щука, мышка, лещ). Кто живёт справа от …, под …, над …?
Ребёнок выходит к доске, вставляет картинку в нужное окошко, говорит, какой звук есть в её названии, отвечает на вопросы.
- Решили картинки поменяться местами так, чтобы на первом этаже оказались
картинки со звуком [Ш], а на втором – со звуком [Щ]
Ш и Щ – родные сёстры,
Но у Щ есть хвостик острый.
(И.Блюмкин)
- Проведём эстафету и посмотрим, какие бегуны одержат победу и с каким счётом.
Диктуются слоги, слова: ша, ща, щу, ши, аш, уш, шапка, щётка, плащ, ландыш, мишка, лещ, щука, вещи, мышь, бабушка, кошка, камыш.
Учащиеся перемещают фишки зелёного и синего цветов. Победит тот, кто первым и правильно продвинет фишки.
5. Физ-минутка.
- Шарик надуваем – ш-ш-ш (руки через стороны вверх)
Шарик выпускает воздух щ-щ-щ (руки через стороны вниз).
Дует ветер нам в лицо, (движение ладоней к лицу и обратно).
Закачалось деревцо (руки вверх, покачивания вправо-влево).
Ветер тише, тише, тише – (медленно опустить руки, присесть).
Деревцо всё выше, выше (встать, поднять руки вверх, потянуться).
Пальцы сжали в кулачок,
Карандаш зажали.
А теперь давай, дружок,
Разогни три пальца.
И подумай не спеша,
Что за буква? Ясно – «Ш».
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем в ладушки играть.
А теперь, давай-ка, бей
С каждым разом всё быстрей.
Снова букву «Ш» составь,
Справа хвостик к ней прибавь:
«Ш» исчезло вообще –
Появилась буква «Щ».
6.Самостоятельная работа по карточкам.
- Ребята к нам пришло письмо! Оно адресовано нам с вами. А отправил его Буратино. Он учится в школе и ему задали задания, с которыми он просит ему помочь справиться (карточки).
Спиши, вставляя пропущенные буквы «Ш» и «Щ». Взаимопроверка. Исправьте ошибки (читаем слова).
Вставь пропущенные буквы «Ш» и «Щ».
Взаимопроверка. Исправьте ошибки (читаем текст).
7. Заключительная часть занятия.
Звук «Ш» словно тише, он только шипит,
Как мышка шуршит осторожно,
А в «Щ» ещё что-то прощально трещит
И щёлкает как-то тревожно.
Придумайте одно слово со звуком [Ш], другое - со звуком [Щ].
На доске прикреплён домик в два этажа, а на столе у каждого из учащихся две карточки со знаками (! и ?).
«Восклицательный знак» - обозначает, что на уроке было всё понятно.
«Вопросительный знак» - осталось ощущение, что что-то непонятно.
Приложение
1.Спиши, вставляя пропущенные буквы «Ш» и «Щ», разделив их на два столбика. Один столбик с буквой «Ш», другой – «Щ».
Ко-елёк, -ель, ро-а, -есть, мо-кара, -арф, за-и-ать, пла-, разме-ать, разме-ать, чудови-е, страшили-е, чи-у, и-у, пи-у, пастби-е, учили-е, поду-ка, пло-адь.
2.Вставь пропущенные буквы «Ш» или «Щ».
- енок.
- енка поместили в поме - ении, в передней. Между - кафом и боль - им я - ком положили Ми - ино -ерстяное пальто. Постелька вы - ла тёплая. По на - ей просьбе мама с - ила -енку поду - ку. Но -енок укладывал свой хвост на поду - ку, а
- екой прислонялся к я - ику. -енок вы -и пал из - ётки всю - етину. Он стра-но боялся - екотки и мы - ей.
Я так чувствую…