Звучит аудиозапись песни «Кто такие Фиксики». - Ребята, как вы думаете, кого мы ждём сегодня в гости? На мультимедиа появляется изображение Симки и Нолика в резиновых сапогах, шагающих по лужам, тающего грязного снега. - Как вы думаете, какое время года, показано на экране? - Почему Симка и Нолик надели резиновые сапожки? - Симка и Нолик приглашают нас в свою лабораторию. Давайте представим, что у нас на ногах резиновые сапожки и вместе с Фиксиками будем шагать по лужам. Дети выполняют логоритмическое упражнение под мелодию «Кто такие Фиксики» -минус (49 секунд). Лужи Шлеп-шлеп-шлеп — Иду по лужам. Хлюп-хлюп-хлюп — Вода в ботинках. Кап-кап-кап — Мне зонтик нужен. Оп-оп-оп — Вода по спинке. Буль-буль-буль — Упала шапка. Ой-ой-ой, кругом вода. Да-да-да, себя так жалко. Одевайтесь в дождь всегда! | – Фиксиков. – Ранняя весна. – Чтобы не промочить ноги, потому что на улице ранней весной большие лужи. Дети ритмично постукивают ладонями по ногам. Ритмично притопывают ногами. Поднимают руки вверх и ритмично щелкают пальцами с одновременным движением рук сверху вниз. Скрещивают руки на груди и ритмично похлопывают по предплечьям. Выполняют ритмичную пружинку. Ритмично кружатся. Ритмично кивают головой. |
- Мы с вами пришли в лабораторию Фиксиков. Симка и Нолик просят нас помочь разобраться, что же такое лужи и откуда они берутся, а что такое дождь и почему он падает с неба? -Ребята, скажите Фиксикам, что такое лужи и дождь. - Как шумит вода из крана ? Повторяйте за мной: «ш-ш -ш-ш ш-ш». - Сейчас на экране будут появляться предметы, в названии которых есть звук [Ш] ,каждый из вас по очереди будет называть слова, четко проговаривая каждый звук. На мультимедиа показываю картинки с изображением предметов: калоши, Капитошка, чашка, ковшик, шлюпка, кувшин. - Ребята, подумайте и скажите, что объединяет все эти предметы ? С чем сегодня мы будем проводить опыты у Фиксиков в лаборатории? - А сейчас я предлагаю посмотреть интересный фильм. Демонстрация обучающей презентации, раскрывающей различные состояния воды. - Софья, Мурат, Полина расскажут нам стихотворение Натальи Рыжовой «Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!». В специальном столе устанавливается два тазика с теплой водой. Детям предлагается пальчиковая гимнастика с использованием воды, направленная на регуляцию мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики. - Полина, Мурат, Софья – опустите руки в один тазик. - Алиса, Азамат, Данияр – опустите руки во второй тазик. - Все вместе говорим стихотворение и выполняем движения : - Мы ладошки в воду опускаем И в воде немного отдыхаем. - Кулачки сжимаем, разжимаем Воду пальчиками мы хватаем. - Большой пальчик и мизинчик тоже, - Волны сделать пальчик нам поможет. (Дети вытирают руки о полотенца, приготовленные заранее для каждого ребёнка). | – Это вода. «ш-ш-ш-ш-ш-ш» Дети проговаривают слово и отхлопывают в ладоши: Данияр: ка-ло-ши. Азамат: Ка-пи-тош-ка. Алиса: чаш-ка. Мурат: ков-шик. Софья: шлюп-ка. Полина: кув-шин. Мурат: это вода. Софья: Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! Вы в пруду её найдёте, и в сыром лесном болоте. В луже, в море, в океане. Мурат: И в водопроводном кране, как сосулька замерзает, в лес туманом заползает, на плите у вас кипит, паром чайника шипит. Полина: Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: без неё нам не прожить! (Положить ладони в воду, почувствовать полное расслабление) (Погрузить пальцы в воду, сжимать и разжимать кулачки) (Сжимать поочерёдно то большие пальцы, то мизинцы) (Погрузить пальцы в воду и лёгкими движениями создать «волны») |
- Мы с вами отдохнули, а сейчас предлагаю серьёзно поработать. Я надеваю халат с вот такой эмблемой института «Фиксиков», и становлюсь научным сотрудником, а вы превращаетесь в моих «коллег». Теперь мы с вами сотрудники института «Фиксиков», будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. - Данияр,а что такое лаборатория ?
- А теперь напомните мне, как нужно вести себя в лаборатории:
- Молодцы! Все правила помните. Ну, что приступим! -А какие свойства воды вы знаете? Какая она?
Опыт 1.Вода бесцветная. Цель. Выяснить имеет ли цвет вода. - Ребята, а есть ли цвет у воды? - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого она цвета?
- А это стакан молока. Какого цвета молоко? Полина? - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая? - Молоко, лист белой бумаги? (подводим детей к правильному ответу – какой цвет у воды?) - А что можем сказать о цвете воды? Алиса? - Без цвета, значит, какая вода, какой делаем вывод? Азамат? - На самом деле вода не имеет цвета, она бесцветная. Давайте вместе скажем «бесцветная». А теперь скажи Алиса, Данияр.
Опыт 2. Вода прозрачная. - Перед вами стоят по два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите или камешки, или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? – Какой делаем вывод? Софья? - Давайте вместе скажем «прозрачная».
Опыт 3. Вода меняет цвет. - А вода всегда прозрачная и бесцветная? - Докажем это, добавим в воду краску. Перед вами по три стакана с чистой прозрачной водой. Добавьте в первый стакан красную гуашь и размешайте ложечкой воду , во второй - синюю гуашь, а в третий – чёрную. Что произошло? Данияр?
- Какой вывод из этого следует? Мурат?
- Ребята, посмотрите, у нас получилась цветная вода. - Давайте вместе скажем, какая вода у нас получилась - «цветная». - Ребята, а вы знаете, что вода в природе бывает в жидком, твердом и в газообразном состояниях? Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется - круговорот воды в природе. (слайд «Круговорот воды в природе») - А сейчас мы посмотрим обучающий мультфильм «Круговорот воды в природе». (видео с YouTube :УМ №28-Удивительный мир. Круговорот воды в природе. Наше_всё!) -Теперь, ребята, вы можете рассказать Фиксикам откуда берётся дождь и лужи.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Вышел дождик погулять». 1.Раз, два, три, четыре, пять, 2.Вышел дождик погулять. 3.Шёл неспешно, по привычке, а куда ему спешить? 4.Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!» 5.Дождь вздохнул тихонько: 6.- Ох! 7.И ушёл. Газон засох. Опыт 4 « Облако в банке». В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху вместо крышки металлический поднос со льдом).От горячей воды появился пар. Банка запотела. По стенкам банки потекли капельки воды. - Во что превратился наш пар? Вывод: Вода испаряется, превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя. Как называется это явление? | Данияр : – Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Ответы детей: – Не шуметь. Аккуратно обращаться с посудой. Слушать старшего научного сотрудника. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод. Ответы детей: – Вода – жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса. Текучая, прозрачная.
Полина: нет, у воды нет цвета. Азамат: лист белого цвета. Полина: молоко имеет белый цвет.
Дети: нет. Дети: да.
Алиса: вода без цвета. Азамат: вода - бесцветная. Дети проговаривают слово и отхлопывают в ладоши «бес-цвет-на-я». Алиса, Данияр проговаривают слово и отхлопывают в ладоши «бес-цвет-на-я». Дети: в стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком – нет. Софья: вода – прозрачная. Дети проговаривают слово и отхлопывают в ладоши «про-зра-чна-я».
Дети: нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.
Данияр: вода изменила свой цвет. Мурат: вода меняла свой цвет в зависимости от того, какого цвета гуашь в неё добавляли.
Дети проговаривают слово и отхлопывают в ладоши «цвет-на-я».
1. (удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца) 2.(беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук) 3. («шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу) 4.(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу) 5.(часто и ритмично бьют в ладоши) 6.(один хлопок) 7.(ритмичные хлопки по столу) Дети: пар превратился в капельки воды. – Круговорот воды в природе. |