СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока на тему "Особенности исполнения штрихов и методика работы над ними".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование основных навыков при осваивании игры на флейте:

 Изучение штрихов: деташе, legato, staccato. Особенности их извлечения.

Просмотр содержимого документа
«конспект открытого урока на тему "Особенности исполнения штрихов и методика работы над ними".»


Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №2»





КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КЛАССА ФЛЕЙТЫ

НИКИШОВОЙ СВЕТЛАНЫ ЕВГЕНЬЕВНЫ



«Особенности исполнения штрихов и методика

работы над ними»















Октябрь 2016 года

Г.Тайшет

Урок проводится с учащейся 2 класса Радченко Софьей.


Тема урока:

  • Особенности исполнения штрихов и методика работы над ними



Тип урока:

  • Индивидуальный



Цель урока:

  • Обучение на начальном этапе игры на флейте.



Задачи:

Образовательные:

Формирование основных навыков при осваивании игры на флейте:

Изучение штрихов: деташе, legato, staccato. Особенности их извлечения.



Воспитательные:

Воспитание эстетического вкуса.



Развивающие:

-развитие навыков самостоятельной и творческой работы;

- развитие слуха, памяти, ритма, музыкального мышления;

- развитие основных навыков игры на флейте.



Методы и приемы:

- наблюдение;

- слушание;

- практический;

- наглядный.



Реализуемые педагогические технологии:

- развивающего обучения;

- художественные;

- здоровьесберегательные.



Оборудование:

- фортепиано;

- две флейты;

- пульт для нот;

- нотный материал

Ожидаемый результат: закрепление первоначальных навыков игры на флейте в сочетании с улучшением физического и психологического состояния организма. Освоение штрихов.



ПЛАН УРОКА

  1. Беседа о штрихах и их значении для музыканта-духовика (5 минут)

  2. Разогревание исполнительского аппарата (губ, языка) с помощью раздувания длинных звуков.(5 минут)

  3. Изучение «деташе», «легато», «стаккато» на примере гаммы «Ре мажор». (10 минут)

  4. Практическое применение изученных штрихов на примере «Этюдов» В.Симонова.(15 минут)

  5. Исполнение «Этюда №14» g-moll Ю.Должикова.(5 минут)

  6. Подведение итогов и постановка домашнего задания.(2минуты)

ВСЕГО: 40-45 минут

Ход урока:

Тема нашего сегодняшнего урока «Особенности исполнения штрихов и методика работы над ними». Дыхание исполнителя на духовом инструменте можно сравнивать со смычком скрипача или виолончелиста, но только в сочетании дыхания с работой языка. Все разнообразие штрихов, необходимое для выразительного исполнения, достижимо лишь при условии развития языка, способного своими движениями передать тончайшие и разнохарактерные оттенки способов извлечения звука.

Штрихи — «исполнительский прием, связанный с началом (атакой), ведением, соединением и окончанием извлекаемого на инструменте звука — с совокупностью этих фаз».

Для достижения ясности возникновения каждого звука необходимо, чтобы начало выдоха было совершенно определенным, а каждый звук при своем возникновении сразу получил нужную степень напряжения. Достигается это работой языка, исполняющего роль клапана, открывающего и прекращающего доступ воздуха в инструмент. Движениями языка регулируется и продолжительность отдельных звуков, и характер штрихов. Эти движения совпадают с произношением согласных: т, д и к.. В зависимости от характера, который надо придать звуку, исполнитель пользуется тем или иным приемом.

Само собой разумеется, что учащийся должен не только познакомиться с различными способами звукоизвлечения, но также пройти необходимое количество упражнений на каждый прием. Материалом для тренировки в исполнении штрихов используется систематическая игра гамм и арпеджио в разных штрихах, а также специальные этюды.

Первоначальное ознакомление со штрихами начинают с detache, поскольку этот штрих очень важен при исполнении на всех духовых инструментах. Работа над detache для исполнителей на духовых инструментах очень важна: она помогает выработать четкую и ясную атаку звука, ровную подачу выдыхаемой струи воздуха и способствует формированию полного, красивого звука. При исполнении detache музыкант должен обращать особое внимание на то, чтобы энергичный толчок языка при атаке и начало выхода производились строго одновременно. Следует также добиваться полного сохранения длительности звуков: иногда исполнители укорачивают звуки.

Практическое применение этого штриха мы видим в «Этюде №2» В.Симонова.

Вторым шагом в освоении штрихов является работа над legato. Этот штрих почти на всех инструментах (кроме тромбона) осваивается довольно легко, но требует соблюдения ряда условий. Необходимо следить за тем, чтобы выдох и переход от звука к звуку производились возможно более плавно, без толчков, недопустимо так называемое «выжимание» звука.

Практическое применение этого штриха мы видим в «Этюде №5» В.Симонова.

Следующим этапом в развитии техники штриха становится работа над staccato. Играющий должен овладеть быстрым и легким толчком языка при атаке, но быстрота движений языка (труднодостижимая сама по себе) должна быть точно согласована по времени с движениями пальцев и должна подкрепляться соответствующим напором выдыхаемой струи воздуха. Отрывистое воспроизведение звуков не должно искажать их качества: звуки не должны терять свою естественную «округлость».

Практическое применение этого штриха мы видим в «Этюде №4» В.Симонова.

Для закрепления пройденного материала нужно исполнить «Этюд №14» g-moll Ю.Должикова

Заключение:

Важнейшее значение для выполнения штрихов имеет умение играющего находить для каждого штриха нужную атаку звука. Постоянное изменение твердости или мягкости атаки звука придает штрихам необычную гибкость и разнообразие их оттенков. Совершенствование техники штрихов немыслимо без систематической тренировки (ежедневных занятий на инструменте).