Конспект «открытого» урока по предмету ___Музыка________
ФИО Нестерова Ирина Викторовна
Место работы МБОУ Гимназия № 3 г.о. Самара
Должность учитель
Предмет: Музыка
Класс 2
Тема урока " Музыкальная интонация".
Место проведения МБОУ Гимназия №3, дата проведения ___08.11.2016____
Базовый учебник «Музыка»: 2 класс, (В.О. Усачёва, Л.В. Школяр - М.: Вентана - Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).
Тип урока: урок открытия нового знания.
Комбинированный.
Цели урока:
Формирование у учащихся понятия интонация.
Формирование у детей умения постигать главный смысл музыкальных произведений через интонацию.
Развитие духовно-нравственной сферы детей через эмоциональный мир музыкальных произведений.
Формирование у учащихся общего представление о том, что такое интонация, какое значение она имеет в музыке.
Раскрытие смысла понятий: «Ритм», «Темп», «Тембр», «Динамика», «Мелодия», «Регистр», «Лад», «Выразительность» и «Изобразительность».
Задачи урока:
Образовательные:
Развивающие:
Развитие умения слушать и различать выразительные и изобразительные интонации.
Развитие навыков анализа музыкального произведения.
Развитие вокально-хоровых и ритмических навыков.
Развитие интонационного слуха.
Развитие творческих способностей.
Формирование умения у детей постигать главный смысл музыкальных произведений через интонацию.
Воспитательные:
Формируемые УУД:
Предметные:
- развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству;
- умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
- углубление понимания музыкального искусства на основе знакомства с новыми музыкальными произведениями: Л.Книппер «Почему медведь зимой спит?»
Метапредметные:
- самостоятельное определение темы и целей урока, планирование, контроль и оценивание учебной деятельности;
- формирование информационной компетенции, связанной с поиском, оценкой и восприятием информации;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, оценки и исполнения музыкального произведения.
- формирование коммуникативных компетенций.
Личностные:
- формирование интереса к музыкальным занятиям;
- понимание эмоциональной силы музыки и формирование умения распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;
- формирование умения ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- формирование исполнительских навыков, воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений;
-осознание необходимости выполнять своё любимое дело на высоком уровне, эмоционально самовыражаться;
Коммуникативные:
-умение выражать в речи свои мысли и действия;
- умение строить понятные для партнера высказывания;
- умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- умение аргументировать свою позицию в совместной деятельности.
Познавательные:
- умение использовать знаково-символические средства для решения творческих задач;
- умение встраивать новые знания в систему уже полученной информации;
- умение осуществлять анализ и синтез новых знаний.
Регулятивные:
–умение принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- умение различать способ и результат действия;
- умение контролировать процесс и результаты деятельности;
Здоровьесберегающие: сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе.
Формы работы с учащимися: индивидуальная, групповая, парная.
Необходимое техническое оборудование: учебник «Музыка»: 2 класс, (В.О. Усачёва, Л.В. Школяр - М.: Вентана - Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века). ноутбук, экран, муз. центр, презентация.
Методы работы: частично - поисковый, словесный, практический, моделирование, наглядный, проблемный.
Педагогические технологии: системно - деятельностный подход, педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия), ИКТ- технология, здоровьесберегающие.
План урока:
1.Организационный момент (этап мотивации). (2 мин.)
2.Актуализация знаний. Вхождение в пространство учебной деятельности и создание условий для осознанного восприятия нового материала. Определение темы урока. (3 мин.)
3. Открытие нового знания и постановка учебной задачи. Слушание музыкальных произведений и их анализ. «Интонационные подсказки» в музыкальных произведениях. (12 мин.) Групповая работа.
4.Физ.минута. (2 мин.)
5. Первичное закрепление. Музыкальное воплощение образных интонаций. Применение теоретических знаний на практике. (15 мин.) Физкультурная минутка для глаз. (1 мин.)
6. Рефлексия деятельности (итог урока). Осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса. Осмысление процесса и результата деятельности. Контроль и оценка (3 мин.)
7. Домашнее задание (1 мин.)
8. Организационное окончание урока. (1 мин.)
Оборудование:
Проектор, экран, плакат и карточки с музыкальными терминами: «Ритм», «Темп», «Тембр», «Динамика», «Мелодия», «Штрихи», «Лад», «Регистр», компьютер, колонки, фортепиано, презентация «Музыкальная интонация»;
Художественный материал для презентации: Портрет композиторов Э. Грига, П.И. Чайковского, Л. Бетховена, Ж.Бизе, Л.Книппера.
Музыкальный материал для прослушивания и разучивания: «Песня Сольвейг» Э. Григ (аудиозапись), П.И. Чайковского «Баба-яга» из фортепианного цикла «Детский альбом» (видео и аудиозапись), Фрагмент 1 части 5 симфонии Л. Бетховена (видео и аудиозапись), «Марш тореадора» из оперы «Кармен» Ж.Бизе (аудиозапись) и (видеофрагмент). Песня для разучивания Л.Книппер «Почему медведь зимой спит?».
Технологическая карта урока
Тема урока " Музыкальная интонация" 2класс.
Структура (этапы) урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Методы, приемы обучения | Формируемые УУД |
1.Организационный момент (этап мотивации). (2 мин.) Фронтальная работа СЛАЙД 1 | Настраивает ребят на учебную работу. Задает эмоциональный тон урока. Актуализирует проявление у обучающихся установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Приветствует ребят фрагментом песни «Вместе весело шагать». | Демонстрируют готовность к учебной деятельности. Включаются в музыкальное приветствие учителя. Исполняют с учителем песню «Вместе весело шагать». | Практический | Коммуникативные: уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности; Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу |
2.Актуализация знаний. Вхождение в пространство учебной деятельности и создание условий для осознанного восприятия нового материала. Определение темы урока. (3 мин.) СЛАЙД 2 | Предлагает ученикам ответить на заданные вопросы. Актуализирует субъектный опыт обучающихся. Предлагает прослушать стихотворение и определить, о чем пойдет речь на уроке. Задает наводящие вопросы, подводящие к теме урока. Обобщает высказывания детей. | Отвечают на поставленные вопросы. Включаются в беседу. Делают предположения о предстоящей теме урока. | Создание проблемной ситуации Беседа | регулятивные: - умение применять знание в области музыкальной интонации при анализе прослушанного музыкального произведения; коммуникативные: - участие в диалоге с учителем и одноклассниками |
3. Открытие нового знания и постановка учебной задачи. Фронтальная работа СЛАЙД 3 Слушание музыкальных произведений и их анализ. «Интонационные подсказки» в музыкальных произведениях. СЛАЙД 4,5,6,7,8 (12 мин.) Групповая работа СЛАЙД 9 | Предлагает учащимся прослушать фрагменты музыкальных произведений и по зерну интонации узнать их. Проводит игру «Угадай мелодию» Подводит учащихся к выводу о выразительности и изобразительности интонации. | Включаются в творческую деятельность. Слушают фрагменты музыкальных произведений. Анализируют прозвучавшую музыку. Угадывают произведение и композитора, формулируют ответ, сообщают результат. Выявляют характерные черты для каждого, прозвучавшего зерна интонации. | Создание проблемной ситуации Беседа Метод размышления о музыке | Регулятивные: - умение слушать и анализировать характер музыкального произведения; - умение сравнивать, видеть общее и различие; Коммуникативные: - умение выслушивать мнения товарищей и высказывать собственные суждения. Личностные: - учатся распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки; |
4.Физ.минута. (2 мин.) | Исполняет вместе с детьми движения марша под музыку. | Исполняют вместе с учителем движения марша под музыку. | Практический | Коммуникативные: - учатся взаимодействовать в совместной музыкальной деятельности. Личностные: - учатся распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки; |
5. Первичное закрепление. Музыкальное воплощение образных интонаций. Применение теоретических знаний на практике. СЛАЙД 10,11 Практический этап (15 мин.)
Физкультурная минутка для глаз. (1 мин.) | Разучивает с детьми песню (каждый куплет в отдельности) Л.Книппер «Почему медведь зимой спит?» Помогает учащимся использовать выразительность и изобразительность интонации для раскрытия художественного замысла композитора. | Разучивают песню (каждый куплет в отдельности) Л.Книппер «Почему медведь зимой спит?» Характеризуют интонации каждого из действующих лиц песни. Используют «помощников интонации» для раскрытия художественного замысла. Исполнят всем классом песню «Почему медведь зимой спит?» целиком. | Беседа Практический | регулятивные: - построение логической цепи рассуждений; - определять последовательность своих действий на уроке; - осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений; - анализировать правильность выполнения задания; -осуществлять самоконтроль; познавательные: - умение проводить анализ своей творческой деятельности; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов. предметные: - овладение практическими умениями и навыками для реализации творческого потенциала. -коллективное исполнительство. Личностные: - учатся распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки. -повышение мотивации к учебно-творческому процессу |
6. Рефлексия деятельности (итог урока) осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса. СЛАЙД 12 Осмысление процесса и результата деятельности. Контроль и оценка (3 мин) | Задает вопросы с целью проведения анализа урока учащимися. Выставление оценок Выражает свое отношение к работе обучающихся на уроке и оценивает их деятельность. Дает рекомендации по исполнению песни и выразительности интонаций. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят поставленную цель с результатами, достигнутыми на уроке. Испытали чувство радости, что смогли исполнять музыкальные произведения; сами творили, создавали музыку. Осмысленно воспринимают оценивание; Воспринимают рекомендации учителя. | Беседа | Регулятивные: - осмысление своих действий и самооценка. -умение проявлять способность к саморегуции. Коммуникативные: - умение точно, развёрнуто и грамотно излагать свои мысли Личностные: - смыслообразование. личностные: - установление связи между целью деятельности и её результатом. -повышение мотивации к учебно-творческому процессу. |
7. Домашнее задание (1 мин.) СЛАЙД 13 | Предлагает выполнить задание: привести примеры известных песен и предложить классу угадать их по зерну интонации, используя особенности мелодии, ритма, темпа, динамики, тембра, лада, штрихов. | Слушают домашнее задание. Слушают методические рекомендации по выполнению заданий. | | Познавательные: -творческая переработка изученной информации -поиск песенного материала по теме урока. Регулятивные: целеполагание. |
8. Организационное окончание урока (1 мин.) СЛАЙД 14 | Завершает урок. Благодарит за сотрудничество. Организует выход обучающихся под музыку, которую они выбрали сами (из музыкального материала урока). | Благодарят за урок. Выходят под музыку из класса. | | |
Конспект урока на тему " Музыкальная интонация" 2класс.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Вход в класс под песню «Вместе весело шагать»
Здравствуйте, ребята! Наш урок сегодня будет необычным. Мы с вами отправимся в сказочное музыкальное путешествие - в волшебную страну. А название этой страны вы скоро назовете сами.
СЛАЙД 1
Учитель:
Вот и снова наш урок.
Прозвенел уже звонок
Чтобы умными уйти,
Вы работать все должны!
Не скучать и не шалить,
Не ворчать и не хитрить,
Все заданья выполнять,
петь, играть и танцевать,
думать, спорить, говорить,
фантазировать, творить.
Учиться – старательно,
А слушать так внимательно!
Смеяться заразительно
А петь лишь выразительно!
2. Актуализация знаний.
Вхождение в пространство учебной деятельности и
создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Определение темы урока.
Учитель: ребята как я сейчас прочитала стихотворение?
Ученики: выразительно, соблюдая правильную интонацию.
Учитель: Вы правы ребята, сегодня речь пойдет об интонации в музыке. А что такое интонация?
Ученики: то как произносим одно и то же предложение и слово…
Учитель: действительно ребята интонация – выразительность. Для чего нужна интонация?
Дети: Для того, чтобы понимать друг друга.
Учитель: То есть мы общаемся с помощью интонации?
Ученики: Да.
Учитель: А как мы показываем интонацию в общении друг с другом?
Ученики: Слова можно произносить по-разному, жесты, мимика, речь.
Учитель: Интонация в переводе с итальянского означает выразительное произношение, наполненное и окрашенное чувствами и переживаниями. Ребята, а что нам в письменной речи помогает выразить наши чувства?
Ученики: знаки препинания.
Учитель: а какие знаки препинания вы знаете?
Ученики: запятая, точка, вопросительный знак, восклицательный знак.
Учитель: молодцы! А как вы думаете, что в музыке нам помогает передать выразительное пение?
Ученики: интонация
Учитель: Совершенно верно. В музыке нам тоже помогает интонация.
Учитель: И сегодня мы с вами отправимся в сказочное музыкальное путешествие - в гости к её величеству интонации, чтобы выяснить, что помогает музыкальной интонации выразить те или иные чувства и изобразить что-либо или кого-либо.
СЛАЙД 2
3. Открытие нового знания и постановка учебной задачи.
«Интонационные подсказки» в музыкальных произведениях.
Учитель: А сейчас мы с вами попробуем выяснить, что же является помощниками интонации. Для этого я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай мелодию» и определить по зерну интонации музыкальное произведение. Но прежде, давайте вместе вспомним с вами, что такое зерно интонации.
Ученики дают определение зерну интонации.
СЛАЙД 3
Игра «Угадай мелодию»
СЛАЙД 4
Звучит «Песня Сольвейг» Э. Григ
Учитель: - Знакомая музыка, дети? Кто сочинил это произведение и как оно называется?
Ученики: Прозвучала «Песня Сольвейг» композитора Э.Грига из сюиты «Пер Гюнт».
Учитель: Молодцы, ребята. Эту музыку действительно сочинил норвежский композитор Эдвард Григ.
СЛАЙД 5
Учитель: Что характерно для зерна интонации этого произведения?
Ученики: мелодия печальная, нежная, певучая, протяжная. Динамика тихая. Лад минорный. (КАРТОЧКА СО СЛОВАМИ МЕЛОДИЯ, ЛАД, ДИНАМИКА)
Звучит «Баба-Яга» П.И.Чайковского из фортепианного цикла «Детский альбом»
(ответы на ушко)
Учитель: Гениальные дети! Вновь верно угадали! Это действительно произведение «Баба-Яга» П.И.Чайковского из фортепианного цикла «Детский альбом»
СЛАЙД 6
Учитель: Какие помощники интонации помогли угадать это произведение?
Ученики: Лад-минорный лад. Характер мелодии- сердитый. Темп- не быстрый. (КАРТОЧКА СО СЛОВАМИ МЕЛОДИЯ, ЛАД, ТЕМП, РЕГИСТР)
Учитель: Молодцы, ребята!
Звучит: Фрагмент 1ч. 5 симфонии Л. Бетховена
Ученики: Прозвучал фрагмент 1ч. 5 симфонии Л. Бетховена
Учитель: Совершенно верно! Автор этой музыки Л. Бетховен. Прозвучал фрагмент его знаменитой 5 симфонии!
СЛАЙД 7
Учитель: Какие помощники интонации помогли угадать это произведение?
Ученики: Лад-минорный лад. Характер мелодии- тревожный, встревоженный, воинственный. Ритм очень четкий. Динамика громкая. Тембр темной окраски. Регистр низкий. (КАРТОЧКИ СО СЛОВАМИ РЕГИСТР, ТЕМБР, ШТРИХИ)
Учитель: Молодцы, ребята!
Звучит «Марш тореадора» из оперы «Кармен» Ж.Бизе.
(ответы на ушко)
Учитель: Какие вы молодцы, все ответили совершенно верно. Прозвучал «Марш тореадора» из оперы «Кармен» Ж.Бизе.
СЛАЙД 8
Учитель: Что характерно для зерна интонации этого произведения?
Ученики: Четкий, размеренный ритм, яркая динамика. (КАРТОЧКА СО СЛОВОМ РИТМ)
4.Физ. пауза. Дети вместе с учителем исполняют движения марша под музыку Ж.Бизе
ИТАК, кто назовет всех помощников интонации?
Ученик: МЕЛОДИЯ, РИТМ, ТЕМП, РЕГИСТР, ДИНАМИКА, ЛАД, ТЕМБР, ШТРИХИ)
СЛАЙД 9
Учитель: Молодец! Спасибо!
5. Первичное закрепление. Музыкальное воплощение образных интонаций.
Применение теоретических знаний на практике.
Учитель: А ещё интонация нам сегодня поможет сделать выразительнее песню «Почему медведь зимой спит?»
Звучит песня Л.Книппера «Почему медведь зимой спит?»
СЛАЙД 10, 11
Учитель: Какими интонациями мы наградим медведя?
Ученики: Неуклюжими!
- Медлительными…
Учитель: Какой будет лиса?
Ученики: Шумной и скандальной!
Учитель: А дятел?
Ученики: Весёлым! Деловитым!
Учитель: Каждая интонация будет диктовать свой темп, ритм, динамику, штрихи!
Разучивание песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит?».
Концертное исполнение песни.
6. Рефлексия деятельности (итог урока) осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса. Осмысление процесса и результата деятельности.
Учитель задает вопросы с целью проведения анализа урока учащимися. Выставляет оценки. Выражает свое отношение к работе обучающихся на уроке и оценивает их деятельность. Дает рекомендации по исполнению песни и выразительности интонаций.
Учитель: ИТАК
-что нового сегодня узнали?
-что больше всего понравилось?
-что запомнилось?
-что дает нам возможность понять смысл музыки?
-что такое «интонация»?
Давайте, ребята, еще раз назовем всех помощников интонации.
Ученики: МЕЛОДИЯ, РИТМ, ТЕМП, РЕГИСТР, ДИНАМИКА, ЛАД, ТЕМБР, ШТРИХИ)
СЛАЙД 12
Учитель: Спасибо, ребята! Вы меня очень порадовали!
7.Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Учитель: Мы сегодня с вами многое поняли и очень многому научились. Теперь каждый из вас не только может сам использовать интонацию для выражения чувств, но и сможет понять, воспользовавшись «интонационной подсказкой», что хотел сказать композитор, художник или поэт…
Учитель: Домашнее задание: привести примеры известных песен и предложить классу угадать их по зерну интонации, используя особенности мелодии, ритма, темпа, динамики, тембра, ладовой окраски, штрихов.
СЛАЙД 13
8. Организационное окончание урока.
Учитель завершает урок. Благодарит за сотрудничество.
СЛАЙД 14
Учитель: Мы продолжим наши увлекательные занятия на следующем уроке. До свидания! Урок окончен.
Учитель организует выход обучающихся под музыку, которую они выбрали сами (из музыкального материала урока). Дети покидают класс.