МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева
Тамбовская область, г. Моршанск
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ
I ЧЕТВЕРТЬ
Тема раздела: ЧТО СТАЛО БЫ С МУЗЫКОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ЛИТЕРАТУРЫ
Урок 1. ИСКУССТВО В НАШЕЙ ЖИЗНИ. МУЗЫКА РАССКАЗЫВАЕТ ОБО ВСЁМ
Разработал: И.В. Мокшанова, учитель музыки I квалификационной категории
Цель урока: Рассказать о роли музыки в семье искусств, о её влиянии на другие виды искусства.
Задачи:
- Помогать активизации творческого потенциала школьников.
- Способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре.
- Формировать духовный мир обучающихся.
Музыкальный материал: В. Локтев – О. Высотская «Песня о России».
Выбор инструмента для реализации - компьютер, экран - необходимое условие создания принципиально новой атмосферы на уроке.
ХОД УРОКА
Нет ничего лучшего на земле, чем музыка. (А. Блок)
Организационный момент
Вступительное слово учителя
Приветствие. Воспоминания о летних музыкальных впечатлениях:
- Для чего людям нужна музыка?
- Какие встречи с музыкой летом запомнились больше всего?
- Какие песни могут помочь людям любого уголка земного шара узнать о нашей Родине, представить красоту её полей и лесов, понять душу русского народа?
Слушание «Песня о России» В. Локтева
- О чём говорит нашему сердцу эта песня? Прочитайте выразительно текст (на экране) и определите его главную мысль.
- Если бы вы были композиторами, какие инструменты вы бы использовали для аккомпанемента?
- Какие иллюстрации к этой песне вы бы могли нарисовать? Каким словам поэтического текста они бы соответствовали?
Разучивание «Песня о России», муз. В. Локтева, сл. О Высотской
- Содружество каких видов искусств вы наблюдали?
- Музыка, литература, изобразительное искусство.
РАБОТА ПО ТЕМЕ
Рассказ учителя (с презентацией)
- Искусство родилось не случайно. Древние люди не в силах были понять, каким образом возникали те или иные явления, и всё объясняли непостижимой волей богов. Чтобы умилостивить их, они издавали звуки, делали определённые движения, рисовали. Искусство было тогда синкретично (неразделённо). Оно отражало в художественных образах мысли и чаяния человека.
Каждый вид искусства имеет характерные для него средства выразительности. В литературе, например, можно описать любое жизненное явление, раскрыть характер человека, нарисовать пейзаж. Но даже если писатель или поэт очень постарается детально и тщательно всё описать, люди и природа не возникнут перед нами так же чётко, как на полотнах художников.
Но ни одно искусство не обладает таким мощным зарядом эмоций, как музыка, потому что она обращена к чувствам людей. Однако возможности музыки тоже ограничены.
С. Образцов говорил: «Тут с поразительной очевидностью обнаруживается, что самостоятельная жизнь каждого вида искусства очень относительна, и связи между ними куда более прочны и сложны, чем кажется на первый взгляд. Все виды искусства в разных комбинациях и в разных целях очень часто объединяют свои средств воздействия, создавая неразрывные сплавы».
И музыка, чтобы обрести большую наглядность, большую доходчивость, часто вступает в союз с другими видами искусства. Но занимает, кстати, одно из главных мест в системе искусств.
Беседа по проблеме. Повторение изученного ранее (письменный тест-опрос)
- Внимание, информация к размышлению: Какие виды искусства знаете? Назовите их.
(На экране появляются, постепенно друг за другом звезды с названием вида искусства.)
Виды искусства:
Музыка
Изобразительное искусство
Литература
Хореография
Декоративно-прикладное
Скульптура
Архитектура
Театр
Цирк
Киноискусство
- Вспомните из изученного ранее и назовите музыкальные жанры, какие знаете. (Вокальные и инструментальные)
- А в каких жанрах музыки наиболее тесное сотрудничество музыки и литературы? (Вокальные)
- Перечислите их письменно в своих тетрадях.
- Песня, вокализ, романс, кантата, оратория, опера.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга: должно быть перечислено 6 жанров. Поставьте по 1 баллу за каждый названный жанр.
Слушание стихотворения С. Маршака «Гвоздь и подкова»
- О чём рассказал поэт?
- Подумайте, какое отношение имеет это стихотворение к музыке и к искусству в целом?
- Также как в жизни, в искусстве нет ничего мелкого, незначительного, постороннего. Бывает так, что открытие в одной области приводит к расцвету в другой. Художник, смешивая краски в поисках новых цветовых сочетаний, кто знает, не проложит ли путь к открытию неведомых музыкальных звучаний?
Слушание романса «Гвоздь и подкова» Д. Кабалевского. Музыкальный анализ
III. ИТОГ
- Музыка находится в единстве с тем, что её окружает: с жизнью, природой, стихами, сказками, храмами, картинами и т.д.
- Мы видим, что искусство рождено жизнью. В жизни, как в едином живительном роднике, и поэт, и композитор, и художник черпают источники своего вдохновения для создания произведений искусства. Вот почему мы находим так много общего между видами искусств, хотя каждое из них по-разному и своими особенными средствами воздействует на нас.
- Мы будем учиться сравнивать, наблюдать, сопоставлять, видеть большое в малом и этим подтверждая взаимосвязь всех жизненных явлений. Мир един. И музыка помогает об этом рассказывать.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
«Песня о России» - учить
Письменно ответить на вопросы: Как понимаете смысл стихотворения «Гвоздь и подкова»? Какое отношение оно имеет к музыке и к искусству в целом?