СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по музыке на тему "Искусство в нашей жизни. Музыка рассказывает обо всём" (5 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока:

- рассказать обучающимся о роли музыки в семье искусств, о её влиянии на другие виды искусства;

- помогать активизации творческого потенциала школьников;

- способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;

- формировать духовный мир обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по музыке на тему "Искусство в нашей жизни. Музыка рассказывает обо всём" (5 класс)»

МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

Тамбовская область, г. Моршанск



КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ


I ЧЕТВЕРТЬ

Тема раздела: ЧТО СТАЛО БЫ С МУЗЫКОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ЛИТЕРАТУРЫ

Урок 1. ИСКУССТВО В НАШЕЙ ЖИЗНИ. МУЗЫКА РАССКАЗЫВАЕТ ОБО ВСЁМ

Разработал: И.В. Мокшанова, учитель музыки I квалификационной категории



Цель урока: Рассказать о роли музыки в семье искусств, о её влиянии на другие виды искусства.


Задачи:

- Помогать активизации творческого потенциала школьников.

- Способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре.

- Формировать духовный мир обучающихся.


Музыкальный материал: В. Локтев – О. Высотская «Песня о России».


Выбор инструмента для реализации - компьютер, экран - необходимое условие создания принципиально новой атмосферы на уроке.







ХОД УРОКА


Нет ничего лучшего на земле, чем музыка. (А. Блок)

                                                                                                                      


  1. Организационный момент


  1. Вступительное слово учителя

Приветствие. Воспоминания о летних музыкальных впечатлениях:


- Для чего людям нужна музыка?


- Какие встречи с музыкой летом запомнились больше всего?


- Какие песни могут помочь людям любого уголка земного шара узнать о нашей Родине, представить красоту её полей и лесов, понять душу русского народа?


  1. Слушание «Песня о России» В. Локтева


- О чём говорит нашему сердцу эта песня? Прочитайте выразительно текст (на экране) и определите его главную мысль.


- Если бы вы были композиторами, какие инструменты вы бы использовали для аккомпанемента?


- Какие иллюстрации к этой песне вы бы могли нарисовать? Каким словам поэтического текста они бы соответствовали?


  1. Разучивание «Песня о России», муз. В. Локтева, сл. О Высотской


- Содружество каких видов искусств вы наблюдали?

- Музыка, литература, изобразительное искусство.


  1. РАБОТА ПО ТЕМЕ


  1. Рассказ учителя (с презентацией)


- Искусство родилось не случайно. Древние люди не в силах были понять, каким образом возникали те или иные явления, и всё объясняли непостижимой волей богов. Чтобы умилостивить их, они издавали звуки,  делали определённые движения, рисовали.  Искусство было тогда синкретично (неразделённо). Оно отражало в художественных образах мысли и чаяния человека.

Каждый вид искусства имеет характерные для него средства выразительности. В литературе, например, можно описать любое жизненное явление, раскрыть характер человека, нарисовать пейзаж. Но даже если писатель или поэт очень постарается детально и тщательно всё описать, люди и природа не возникнут перед нами так же чётко, как на полотнах художников.

Но ни одно искусство не обладает таким мощным зарядом эмоций, как музыка, потому что она обращена к чувствам людей. Однако возможности музыки тоже ограничены.

С. Образцов говорил: «Тут с поразительной очевидностью обнаруживается, что самостоятельная жизнь каждого вида искусства очень относительна, и связи между ними куда более прочны и сложны, чем кажется на первый взгляд. Все виды искусства в разных комбинациях и в разных целях очень часто объединяют свои средств воздействия, создавая неразрывные сплавы».

И музыка, чтобы обрести большую наглядность, большую доходчивость, часто вступает в союз с другими видами искусства. Но занимает, кстати, одно из главных мест в системе искусств.


  1. Беседа по проблеме. Повторение изученного ранее (письменный тест-опрос)


- Внимание, информация к размышлению: Какие виды искусства знаете? Назовите их.

(На экране появляются, постепенно друг за другом звезды с названием вида искусства.)


Виды искусства:

Музыка

Изобразительное искусство

Литература

Хореография

Декоративно-прикладное

Скульптура

Архитектура

Театр

Цирк

Киноискусство

      

- Вспомните из изученного ранее и назовите музыкальные жанры, какие знаете. (Вокальные и инструментальные)


- А в каких жанрах музыки наиболее тесное сотрудничество музыки и литературы? (Вокальные)


- Перечислите их письменно в своих тетрадях.

- Песня, вокализ, романс, кантата, оратория, опера.


- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга: должно быть перечислено 6 жанров. Поставьте по 1 баллу за каждый названный жанр.


  1. Слушание стихотворения С. Маршака «Гвоздь и подкова»


- О чём рассказал поэт?


- Подумайте, какое отношение имеет это стихотворение к музыке и к искусству в целом?


- Также как в жизни, в искусстве нет ничего мелкого, незначительного, постороннего. Бывает так, что открытие в одной области приводит к расцвету в другой. Художник, смешивая краски в поисках новых цветовых сочетаний, кто знает, не проложит ли путь к открытию неведомых музыкальных звучаний?


  1. Слушание романса «Гвоздь и подкова» Д. Кабалевского. Музыкальный анализ



III. ИТОГ


- Музыка находится в единстве с тем, что её окружает: с жизнью, природой, стихами, сказками, храмами, картинами и т.д.


- Мы видим, что искусство рождено жизнью. В жизни, как в едином живительном роднике, и поэт, и композитор, и художник черпают источники своего вдохновения для создания произведений искусства. Вот почему мы находим так много общего между видами искусств, хотя каждое из них по-разному и своими особенными средствами воздействует на нас.


- Мы будем учиться сравнивать, наблюдать, сопоставлять, видеть большое в малом и этим подтверждая взаимосвязь всех жизненных явлений. Мир един. И музыка помогает об этом рассказывать.


  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


  1. «Песня о России» - учить

  2. Письменно ответить на вопросы: Как понимаете смысл стихотворения «Гвоздь и подкова»? Какое отношение оно имеет к музыке и к искусству в целом?