Тема урока: «Предлог как часть речи».
Цель урока: систематизация отличий служебных и самостоятельных частей речи; формирование представления о предлоге как служебной части речи; закрепление умения писать предлог с существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, причастиями, знаний об отсутствии предлогов перед деепричастиями, глаголами, наречиями.
Содержание урока.
Проверка домашнего задания.
Руководители групп докладывают о выполнении домашнего задания
- по первому (обязательному) заданию; проверяем вместе.
-творческие и полутворческие задания.
Красиво и эстетично оформленные работы сдаются в копилку, наиболее удачные предлагаются вниманию. Составленные карточки временно оставляем, вернемся к ним позже.
Самооценка.
2.Выравнивание знаний.
-Открываем тетради, записываем число, классная работа.
-Ребята, что мы с вами изучали на прошлом уроке? (вспоминают тему прошлого урока «Самостоятельные и служебные части речи».)
Задание 1.
-Давайте запишем предложение. К доске – один ученик.
Человек питается хлебом, но сначала нива питается его потом и мудростью. (синтаксический разбор предложения, указать части речи, дать характеристику предложения).
Проверяем.
-Сколько частей речи в русском языке(10; по др.-12).
-На какие две группы делятся они в зависимости от роли в языке? (Самостоятельные и служебные).
-Какие части речи являются самостоятельными (знаменательными), какие – служебными?
-Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?
-Какова роль служебных частей в речи? (Служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях).
Схема заполняется на доске учеником.
Части речи
самостоятельные междометия служебные
-суш. -прилаг. -глаг. -нареч. -мест. -числ.
1 .есть ЛЗ и ГЗ. 2. изменяются (кр. наречия) 3. являются чл. предл. 4. употр. самост-но |
1.предлог
-прост.
-сост.
-произв.
-непроизв.
2.союз
3.частица
1. нет ЛЗ и ГЗ.
2. не изменяются
3. не явл-ся чл. предл.
4. не употр. без самост. Ч.Р.
Проговаривание схемы (по ходу урока – дополняется).
Задание 2.
Среди списка наиболее употребительных слов русского языка из «Частотного словаря современного русского литературного языка» найти самостоятельные и служебные ЧР, выписать их в две колонки ( У доски работают двое, остальные – в группах).
И, в, на, не, он, я, с, этот, быть, а, весь, они, она, мы, к, у, ты, за, тот, по, вы, но, из, своей, же, сказать, один, наш, еще, от, мочь, говорить, для, уже, знать, ребята.
Проверяем. Оцениваем.
Задание 3.
Запись с доски с восстановлением формы слов, заключенных в скобки, объяснить орфограммы, где надо – раскрыть скобки.
Посадить(земля) зернышко и выр..стить (оно) что(нибудь): ржаной колос, метелку овса, стебель льна (голубые цветочки) – это пр..красно уже само (себя). (В.Солоухин).
(Выполняют на месте, совещаются в группах, кто-то отвечает(чья группа быстрей справилась), проверяем, записываем.)
Посадить в землю зернышко и вырастить из него что-нибудь: ржаной колос, метелку овса, стебель льна с голубыми цветочками – это прекрасно уже само по себе.
Вопрос: с помощью чего восстанавливаются с/c в задании?
-С помощью предлогов.
-Какова же роль предлогов?
Вывод: служат для связи слов в с/с и предложении.
Самооценка.
3. Постановка учебной цели, выведение темы, записываем в тетрадь.
-Итак, ребята, чем же мы с вами будем сегодня заниматься? Какова тема нашего урока?
-Предлог как служебная часть речи.
-Открываем учебники, читаем научное определение предлога в $52, дополняем схему.
Проговаривают друг другу в группах.
Операционально – исполнительный этап.
Работаем по учебнику.
Упражнение 249 (комментированное письмо).
1-я и 2-я строка – устно, дальше – письменно.
с
/с: зависимое слово связано с помощью и предлога
с
главным только с -вспоминать о полете
-вспоминать полет -говорить с ним -наблюдать за облаками -смотрим в иллюминатор -спуститься по трапу Запишем еще: -от пяти отнимите один -с голубыми цветочками - по засеянному полю | -говорить ему -наблюдаем восход солнца -любуемся пейзажем -произвести посадку -окончить полет -приставить трап
Вопрос классу: «Перед какими частями речи пишется предлог?» ( сущ., местоим., числит., прилаг., причастие). -Перед какими ЧР никогда не бывает предлогов? (глагол, деепричастие, наречие). -Ребята, а как отличить предлог от приставки? (у слова с предлогом в начальной форме предлог отсутствует: за зайцем: заяц, а не зазаяц). -Предлоги выражают различные отношения: -временные (когда?) в течение дня; -причинные (почему?) из-за непогоды; -пространственные (где? Куда?) около дома; -целевые (зачем?) от головной боли. Дополнительные задания приготовила группа (если есть карточки, работают в группах по ним). Оценивают себя сами. III.Рефлексивно – оценочный этап. -Что мы сегодня повторили? -Самостоятельные и служебные части речи, синт. разбор, орфограммы, словарные слова. -А что узнали нового? -Предлоги выражают различные отношения; бывают простые и составные, производные и непроизводные; роль предлогов в с/с и предложении; перед какими частями речи пишется предлог, пред какими – нет; как отличить предлог от приставки. -Оцените себя за весь урок. Оценка на полях в тетради. -Что понравилось на уроке? Как работали? Кто лучше всех на ваш взгляд работал на уроке? VI. Домашнее задание, объяснение учителя. &51,52, упр.252 (озаглавить текст, вспомнить, что называется текстом). Придумать задание для другой группы, аналогичные тем, которые выполняли на уроке. Тв. Задания: нарисовать иллюстрацию по теме «Предлог как служебная часть речи».
|