Просмотр содержимого документа
«Конспект урока № 2»
ТЕМА: Запятая и точка с запятой в БСП.


Цель урока: формирование умений:
устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;
использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла; определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи;
правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
ХОД УРОКА
I. Орг. момент.
Объявление темы и цели урока.
II. Презентация «Запятая и точка с запятой в БСП».
Слайд 2. Какое значение придавал М.В. Ломоносов союзам?
Можно ли обойтись в сложном предложении без них?
Слайд 3. Какая интонация в БСП с запятой и точкой с запятой?
Устное выполнение упражнения № 138. (соблюдение интонации)
III. Изучение новой темы.
(Слайд 4). Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните их. (Слайды 5-7).
Толстые сосульки св…сали с крыш… и обта…вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд…ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.
Каковы эти предложения по составу? (Простые с однородными сказуемыми).
Замените в первом предложении одно из сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Можно ли заменить второе сказуемое, не меняя порядок в предложении? (Слайд 8).
Замените во втором предложении одно из сказуемых обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. А в этом предложении какое сказуемое нельзя заменить? (Третье – пели). Остановимся на первом варианте. (Слайд 9 ).
Составьте из этих предложений: сложносочиненное предложение, сложноподчиненное, бессоюзное. (Устно. 1 – с союзом и, 2 – если, когда, так как)
Обратите внимание на необычайное богатство синтаксической синонимии, то есть на возможность передать одно и то же содержание разными синтаксическими конструкциями, что говорит об огромных возможностях русского синтаксиса. Вместе с тем, есть и отличия в смысловых отношениях сложносочиненного (ССП) и сложноподчиненного (СПП), бессоюзного сложного предложения (БСП). Какие? (В ССП отношения между предложениями равноправные, союз И подчеркивает последовательность происходящих действий. В СПП отношения неравноправные – временные, условные, причинные и т.д.)
Слайд 10. Какая закономерность постановки запятой и точки с запятой?
Составьте и запишите получившееся предложение, автор которого Пришвин.
Проверьте предложение. (Слайд 11.)
Начертите схему этого предложения. [ ]; [ ].
Закрепление материала.
На интерактивной доске программа «Репетитор 1 С». Раздел «Пунктуация», вкладка «Знаки в БСП», задание № 4 : разнести по колонкам БСП в зависимости от постановки в них запятой или точки с запятой (задание повторить 4 раза). У доски работают ученики (по желанию).
на местах: работа в парах с макбуками с программой «Фраза». Класс 9, тема «Бессоюзное сложное предложение» № 523, № 524. Результаты пары фиксируются в карточках контроля.
Карточка контроля
Фамилия | Оценка № 523 | Оценка № 524 |
1. 2. | | |
Карточки в конце работы сдать.
Подведение итогов.
Итак, какие предложения называются бессоюзными?
Какие знаки препинания могут ставиться в БСП?
Когда в БСП ставится запятая, а когда точка с запятой?
Запись домашнего задания. (Слайд 12).
Прочитайте § 10, выучите п.1. Упр.139. Разбор задания к упражнению.
Оценки за урок.
Просмотр содержимого презентации
«Запятая и точка с запятой в БСП»
М. В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» писал, что уменьшение числа союзов делает речь «важнее и великолепнее».
«союзы подобны гвоздям или клею…части каждой махины сплочены или склеены бывают…так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше».
характеризуется
- перечислительной интонацией в устной речи;
-употреблением на письме запятой или точкой с запятой.
Одето небо чёрной мглою,
В тумане месяц чуть блестит;
Лишь на сухих скалах травою
Полночный ветер шевелит .
;
,
Толстые сосульки св…сали с крыш… и обта…вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд…ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.
Толстые сосульки св и сали с крыш… и обта…вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд…ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.
Толстые сосульки св и сали с крыш и обта и вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд…ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.
Толстые сосульки св и сали с крыш и обта и вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд а ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.
Толстые сосульки, свисавшие с крыш , обта и вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд а ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.
Толстые сосульки, свисавшие с крыш , обта и вали на солнце. Капли, падая с них , звонко уд а ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.
, в БСП со значением одновременности и последовательности
; в БСП , если его части осложнены (в них уже есть запятые)
Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце ; капли, падая с них, звонко ударяли о лед, по всем улицам пели песню весны. (М.Пришвин)
Прочитать § 10, выучить п.1 п. 2
Упр. 139