ТЕМА: Тире в бессоюзном сложном предложении.
Цель урока:
познакомить учащихся с постановкой тире в бессоюзном сложном предложении.
сформировать навыки постановки тире с учетом смысловых взаимоотношений между частями БСП
умения передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями.
развивать пунктуационную зоркость; связную речь ; активизировать мыслительную деятельность.
уметь создавать лингвистический текст на заданную тему.
Оборудование:
Начало урока.
Актуализация знаний. Презентация. Слайд 2 .
Человеком стать – большое искусство. (Новалис)
Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К.Боуви)
«Сказка – воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном», - утверждал К.Паустовский.
Небольшая вежливость делает жизнь приятной, большая – облагораживает её. (К.Боуви)
Жить – Родине служить.
Ни праздник, ни воскресную прогулку – ничего нельзя откладывать.
Ученики: объясняют постановку знаков препинания в тексте.
Тире ставится в простом предложении, если
1) подлежащее и сказуемое выражены одной частью речи. ( см. предложения № 1, 2, 3, 5)
2) обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. (см. предложение № 6)
3) тире в прямой речи (см. предложение № 3)
4) тире в неполном предложении. (см. предложение № 4)
Речевая ситуация: Так получилось, что.......болел и пропустил несколько уроков русского языка, пожалуйста, напомните ему, какое сложное предложение называется
бессоюзным.
Учитель: Сейчас мы с вами вспомнили, в каких случаях ставится тире в простом предложении. А сегодня на уроке мы поговорим о правилах постановки тире в БСП.
Основная часть. Изучение нового материала.
1. Работа с материалом учебника, составление опорной записи. Презентация. Слайды 3 - 5.
- Тире в бессоюзном сложном предложении ставится, когда вторая часть имеет значение следствия, результата. В этом случае они синонимичны…?
(В этом случае они синонимичны СПП с придаточными следствия).



- Тире ставится, если в предложении есть противопоставление. Они синонимичны…?
(Они синонимичны ССП с противительными союзами).

- Итак, тире в бессоюзном сложном предложении ставится, когда первая часть имеет значение времени или условия. Скажите, каким сложным предложениям синонимичны бессоюзные предложения в данном случае?
(Такие БСП синонимичны СПП с придаточными времени или условия).

6. [1. условие. если ] - [2. ].
Любишь кататься – люби и саночки возить.
при каком условии?
- Тире в БСП ставится, если вторая часть имеет значение сравнения. Такие БСП синонимичны…?
(Такие БСП синонимичны СПП с придаточными сравнения).

2. Тренировочные упражнения.
На интерактивной доске программа «Репетитор 1 С». Раздел «Пунктуация», вкладка «Знаки в БСП», задание № 5 : разнести по колонкам БСП в зависимости от постановки в них двоеточия или тире (задание повторить 4 раза).
Запись в тетради вариантов предложений с тире. Проверка с доски, объяснение постановки знаков.
Работа по группам.
1 – группа: Работа с учебником. Выполнение упражнения № 153 (без грамматического задания) Проверка: 1 ученик (по желанию), затем этот ученик становится консультантом и проверяет остальных.
2 – группа: составить (устно) лингвистический текст на тему « Тире в БСП», приводя свои примеры, пользуясь материалом упр. 153, 154. 1 ученик отвечает, а остальные дополняют, приводя свои примеры.
3 – группа. Карточки с пословицами. Определить условия постановки тире в пословицах, начертить схемы. Проверка: 1 ученик (по желанию), затем этот ученик становится консультантом и проверяет остальных.
Доброго не бойся - худого не твори.
Делу время - потехе час.
Кончил дело - гуляй смело.
Будешь книги читать - будешь много знать.
Доброе слово дом построит - злое дом разрушит.
Век живи - век учись.
3) Цифровой диктант.
У каждого ученика карточка с таблицей, которую нужно заполнить.
Следствие, результат | 3 |
Быстрая смена событий | 10 |
Противопоставление | 6 9 |
Условие / время | 1 2 4 5 8 |
Сравнение | 7 11 |
Учитель диктует предложения, ученики вписывают в таблицу только номера предложений.
На глаз поверишь – криво отмеришь.
Хочешь быть счастливым – силы не жалей.
Наблюдайте за вашим телом – ум будет работать правильно.
Хочешь добиться уважения – начинай с себя.
Хочешь преуспеть – догоняй тех, кто впереди.
За мной гнались – я духом не смутился.
Молвит слово – соловей поет.
Глубже пахать – больше хлеба видать.
Ввысь взлетает Сокол – жмется Уж к земле.
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
Посмотрит – рублём подарит.
- Обменяйтесь карточками в парах, проверьте работу одноклассника. Слайд 6.
Заключительная часть. Выводы.
- Что нового вы узнали на уроке?
- В каких случаях ставится тире в БСП?
(Учащиеся делают вывод о том, когда в бессоюзных предложениях ставится тире).
Домашнее задание.
Чтение теории п. 12. Письменно упражнение № 154
Дополнительное задание. Презентация. Слайд 7.
Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.
С детских лет постигаем мы истину…
Держится мир на доброте…
Хочешь изменить мир к лучшему…