СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока №4 по русскому языку. Тема "Бессоюзное сложное предложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой цикл уроков по тебе «Бессоюзное сложное предложение и знаки препинания в нем». Все уроки сопровождаются мультимедийными презентациями и соответствуют требованиям стандартной подготовки по указанной тематике.

Просмотр содержимого документа
«Тире в БСП»

ТЕМА: Тире в бессоюзном сложном предложении.

Цель урока:

  • познакомить учащихся с постановкой тире в бессоюзном сложном предложении.

  • сформировать навыки постановки тире с учетом смысловых взаимоотношений между частями БСП

  • умения передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями.

  • развивать пунктуационную зоркость; связную речь ; активизировать мыслительную деятельность.

  • уметь создавать лингвистический текст на заданную тему.



Оборудование:

  • Презентация «Тире в БСП».

  • Компьютер

  • Мультимедиа проектор

  • Интерактивная доска StarBord

  • Программа «Репетитор 1С»

  • Учебник



  1. Начало урока.

Актуализация знаний. Презентация. Слайд 2 .

  1. Человеком стать – большое искусство. (Новалис)

  2. Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К.Боуви)

  3. «Сказка – воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном», - утверждал К.Паустовский.

  4. Небольшая вежливость делает жизнь приятной, большая – облагораживает её. (К.Боуви)

  5. Жить – Родине служить.

  6. Ни праздник, ни воскресную прогулку – ничего нельзя откладывать.

Ученики: объясняют постановку знаков препинания в тексте.

Тире ставится в простом предложении, если

1) подлежащее и сказуемое выражены одной частью речи. ( см. предложения № 1, 2, 3, 5)

2) обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. (см. предложение № 6)

3) тире в прямой речи (см. предложение № 3)

4) тире в неполном предложении. (см. предложение № 4)

Речевая ситуация: Так получилось, что.......болел и пропустил несколько уроков русского языка, пожалуйста, напомните ему, какое сложное предложение называется

бессоюзным.

Учитель: Сейчас мы с вами вспомнили, в каких случаях ставится тире в простом предложении. А сегодня на уроке мы поговорим о правилах постановки тире в БСП.


  1. Основная часть. Изучение нового материала.

1. Работа с материалом учебника, составление опорной записи. Презентация. Слайды 3 - 5.

- Тире в бессоюзном сложном предложении ставится, когда вторая часть имеет значение следствия, результата. В этом случае они синонимичны…?

(В этом случае они синонимичны СПП с придаточными следствия).

- Тире ставится, если в предложении есть противопоставление. Они синонимичны…?

(Они синонимичны ССП с противительными союзами).

- Итак, тире в бессоюзном сложном предложении ставится, когда первая часть имеет значение времени или условия. Скажите, каким сложным предложениям синонимичны бессоюзные предложения в данном случае?

(Такие БСП синонимичны СПП с придаточными времени или условия).





6. [1. условие. если ] - [2. ].

Любишь кататься – люби и саночки возить.



при каком условии?








- Тире в БСП ставится, если вторая часть имеет значение сравнения. Такие БСП синонимичны…?

(Такие БСП синонимичны СПП с придаточными сравнения).



2. Тренировочные упражнения.

  1. На интерактивной доске программа «Репетитор 1 С». Раздел «Пунктуация», вкладка «Знаки в БСП», задание № 5 : разнести по колонкам БСП в зависимости от постановки в них двоеточия или тире (задание повторить 4 раза).

Запись в тетради вариантов предложений с тире. Проверка с доски, объяснение постановки знаков.


  1. Работа по группам.

1 – группа: Работа с учебником. Выполнение упражнения № 153 (без грамматического задания) Проверка: 1 ученик (по желанию), затем этот ученик становится консультантом и проверяет остальных.

2 – группа: составить (устно) лингвистический текст на тему « Тире в БСП», приводя свои примеры, пользуясь материалом упр. 153, 154. 1 ученик отвечает, а остальные дополняют, приводя свои примеры.

3 – группа. Карточки с пословицами. Определить условия постановки тире в пословицах, начертить схемы. Проверка: 1 ученик (по желанию), затем этот ученик становится консультантом и проверяет остальных.

  1. Доброго не бойся - худого не твори.

  2. Делу время - потехе час.

  3. Кончил дело - гуляй смело.

  4. Будешь книги читать - будешь много знать.

  5. Доброе слово дом построит - злое дом разрушит.

  6. Век живи - век учись.


3) Цифровой диктант.

У каждого ученика карточка с таблицей, которую нужно заполнить.


Следствие, результат

3

Быстрая смена событий

10

Противопоставление

6 9

Условие / время

1 2 4 5 8

Сравнение

7 11

Учитель диктует предложения, ученики вписывают в таблицу только номера предложений.

  1. На глаз поверишь – криво отмеришь.

  2. Хочешь быть счастливым – силы не жалей.

  3. Наблюдайте за вашим телом – ум будет работать правильно.

  4. Хочешь добиться уважения – начинай с себя.

  5. Хочешь преуспеть – догоняй тех, кто впереди.

  6. За мной гнались – я духом не смутился.

  7. Молвит слово – соловей поет.

  8. Глубже пахать – больше хлеба видать.

  9. Ввысь взлетает Сокол – жмется Уж к земле.

  10. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

  11. Посмотрит – рублём подарит.


- Обменяйтесь карточками в парах, проверьте работу одноклассника. Слайд 6.


  1. Заключительная часть. Выводы.

- Что нового вы узнали на уроке?

- В каких случаях ставится тире в БСП?

(Учащиеся делают вывод о том, когда в бессоюзных предложениях ставится тире).


  1. Домашнее задание.

Чтение теории п. 12. Письменно упражнение № 154

Дополнительное задание. Презентация. Слайд 7.

Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.

С детских лет постигаем мы истину…

Держится мир на доброте…

Хочешь изменить мир к лучшему…



Просмотр содержимого презентации
«Тире в БСП»

Тема: Тире в БСП

Тема:

Тире в БСП

Тире в простом предложении:

Тире в простом предложении:

  • Человеком стать – большое искусство. (Новалис)
  • Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К.Боуви)
  • «Сказка – воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном», - утверждал К.Паустовский.
  • Небольшая вежливость делает жизнь приятной, большая – облагораживает её. (К.Боуви)
  • Жить – Родине служить.
  • Ни праздник, ни воскресную прогулку – ничего нельзя откладывать.
Составление опорной записи  1. [1. ] - [2. следствие].  , так что  поэтому   Мелкий дождик сеет с утра – выйти невозможно.  2. [1. ] - [2. неожиданный результат].  Я наступил на кочку – раздался громкий писк.

Составление опорной записи

1. [1. ] - [2. следствие].

, так что

поэтому

Мелкий дождик сеет с утра – выйти невозможно.

2. [1. ] - [2. неожиданный результат].

Я наступил на кочку – раздался громкий писк.

3. [1. ] - [2. быстрая смена событий].  Сыр выпал – с ним была плутовка такова. А 4. [1. ] - [2. противопоставление, сопоставление].  Делу время – потехе час.   КОГДА?  5. [1. время . когда ] - [2. ]. Настанет утро – двинемся в путь.

3. [1. ] - [2. быстрая смена событий].

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

А

4. [1. ] - [2. противопоставление, сопоставление].

Делу время – потехе час.

КОГДА?

5. [1. время . когда ] - [2. ].

Настанет утро – двинемся в путь.

при каком условии?  6. [1. условие. ЕСЛИ ] - [2. ]. Любишь кататься – люби и саночки возить. 7. [1. ] - [2. сравнение ].  , как  словно  будто  Посмотрит – рублем подарит.

при каком условии?

6. [1. условие. ЕСЛИ ] - [2. ].

Любишь кататься – люби и саночки возить.

7. [1. ] - [2. сравнение ].

, как

словно

будто

Посмотрит – рублем подарит.

Цифровой диктант Следствие, результат 3 Быстрая смена событий 10 Противопоставление 6 9 Условие / время 1 2 4 5 8 Сравнение 7 11

Цифровой диктант

Следствие, результат

3

Быстрая смена событий

10

Противопоставление

6 9

Условие / время

1 2 4 5 8

Сравнение

7 11

Дополнительное задание Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.  С детских лет постигаем мы истину…  Держится мир на доброте…  Хочешь изменить мир к лучшему …

Дополнительное задание

Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.

С детских лет постигаем мы истину…

Держится мир на доброте…

Хочешь изменить мир к лучшему