Обобщающие слова при однородных членах предложения
Цели:
Систематизация имеющихся у учащихся знания об обобщающих словах при однородных членах предложения.
Развитие умения находить обобщающие слова при однородных членах предложения и ставить знаки препинание между ними.
3. Развитие речи учащихся, путем самостоятельного составления предложений.
5. Воспитание у учащихся любви к родному краю.
Ход урока
Организационный момент.
–Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку, садитесь.
Мобилизация знаний учащихся.
Устный опрос с элементами проверки домашнего задания.
- Скажите, пожалуйста, какую тему мы изучали с вами на последних уроках? (однородные чл. предложения)
- Давайте вспомним, что мы знаем об однородных членах предложения:
-Перечислите признаки однородных членов предложения.
- Какие члены предложения могут быть однородными?
- Как отличать однородные и неоднородные определения? Приведите примеры предложений с однородными и неоднородными определениями.
- Когда однородные члены предложения считаются распространёнными?
- Чем могут быть связаны однородные члены предложения?
(проверка кластера, который в это время собирал 1 ученик у доски)
(проверка домашнего задания: обучающийся, который воспроизводил д/з открывает доску, остальные осуществляют взаимопроверку)
- Прочитайте предложения и скажите: на чём основывается комический эффект в этих предложениях?
Шли два студента и дождь.
Так жил он в переулке, ежедневно подкреплялся мечтами и какао.
3. Введение в тему.
-Мы продолжаем изучать однородные члены предложения. А тему нашего урока поможет определить ряд слайдов.
-Ваши предположения?
Запись числа и темы в тетрадях (рабочих листах).
-Как бы вы дали определение обобщающим словам?
(дети дают определение)
-Выберите слова, обозначающие более широкое понятие
Осина, рябина, липа, дерево, берёза
Запятая, двоеточие, тире, знаки препинания, скобки
- К видовым понятиям подберите обобщающее слово:
Дополнение, обстоятельство, подлежащее, определение-
Существительное, прилагательное, глагол, наречие-
Повествование, описание, рассуждение-
-Исправьте предложения, которые вы видите на слайдах
Больным давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины.
На стройку завезли инструменты, бетон, строительные материалы, вагончики для рабочих, кирпич.
- Рассмотрите схемы, какое новое графическое обозначение появилось?
- Сделайте вывод о постановке знаков препинания при обобщающем слове.
Схемы | Предложения |
  ʘ: , , , , | На ветвях на стволах деревьев на плотных сугробах всюду лежат яркие пятна света. |
  , , - ʘ | Всё и голые деревья и некрашеный дом и завалившийся забор выглядело серым и безлюдным. |
  ʘ: и , и ,и - …. | Утром всё вокруг хрустело подмерзшие дороги листья на крыльце черные стебли крапивы. |
- Откройте учебник, прочитайте внимательно правило. Наши предположения были верными? Что нового вы узнали? Дорисуйте 3 схему. Справа у вас записаны предложения, давайте соединим их с соответствующими схемами.
- Найдите упр. 221 . Перестройте эти предложения так, чтобы они иллюстрировали все три случая постановки знаков препинания при обобщающих словах. Работа по вариантам (первые два предложения, два ученика за доской)
Работа с текстом. Восстановить потерянные фрагменты текста, объяснить знаки препинания (они не расставлены)
Всем нам известны имена ________________ художников-пейзажистов _________________________________________.
Один из лучших художников этого жанра – Иван Иванович Шишкин. ___________________ - основная тема его творчества. В своих картинах он воспевал богатства и _____________ просторы родной земли. ___________ поля ___________ рощи лесные дали __________ ручей всё это близко и __________ сердцу художника.
Широко известны многие его картины _____________________________
________________________________________. ________________________
_________- одна из __________ работ художника.
Он писал русскую природу в разные времена года: __________________ __________________________. Всё самое _________________ дерево _____ _______ пень _________ цветы привлекало внимание художника. В тумане над рекой в лесной полянке в глухой чаще во всем он умел находить _________________. Смотришь на его картины и вдруг как будто снова находишься среди родной природы
Картины Шишкина широко известны как в _________ стране, так и за рубежом.
Слова для справок:
Красота, воспевал, талантливый, очарование, знакомый, широко, обыкновенный, трухлявый , полевой, бегущий, журчащий,
- А зачем на нужны обобщающие слова? Как вы думаете, какова их роль в языке? Перестройте текст в одно предложение с обобщающим словом.
Все из моего окна виделось мне сказочным. На горе между двух озер стояла горстка высоких изб. У стен задымленных бань лежали поленницы березовых дров. Вокруг стояли бесконечные изгороди.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Где нам это может пригодиться ? (ОГЭ)
Итоги урока. Рефлексия.
3) Тест-тренажёр (дети работают с сигнальными карточками)
1. Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах.
(знаки препинания не расставлены).
А) Запах черемухи чувствовался всюду в саду в доме на улице.
Б) Все и лес и поле и цветущий луг залито солнцем.
В) Дни стояли синеватые пасмурные.
А, Б 2. А, В 3. Б, В
2. Укажите, в каком предложении с обобщающим словом при однородных членах
неверно расставлены знаки препинания.
А) На деревьях, стогах, домах – всюду лежал снег.
Б) Юные деревья ель и сосна, клен и вязь – все растут дружно.
В) Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли.
А 2. Б 3.В
3. Укажите слово, которое не может быть обобщающим.
А) растения В) одуванчик
Б) животные
А 2.Б 3.В
Тест № 2
— Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным — ставите цифру 1, если нет — 0.
А) Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и однородные.
Б) Обобщающие слова всегда стоят перед однородными членами предложения.
В) Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед ними ставится тире.
— Итак, какая цифра у вас получилась? (100).Молодцы, сегодня вы поработали на 100 процентов!
Оцените свою работу и работу одноклассников, используя обобщающие слова и однородные члены предложения.
Д/з – Написать несколько предложений по картине Шишкина «Утро в сосновом лесу», используя обобщающие слова при однородных членах предложения или выполнить задание по раб. тетради № 137