Тема:Путешествие в страну : «Части речи.»
Цели: Образовательная: Обобщить и систематизировать знания по теме «Части речи»;Воспитательная: Воспитывать интерес к творчеству К.И.Чуковского, бережное отношение к своим вещам.,аккуратность написания. Развивающая:Развивать мышление, память,речь.
Тип урока: Интегрированный (русский язык, литературное чтение)
Оборудование: названия частей речи; картинки, ИД
Методы: проблемный
частично – поисковый
наглядный
игровой
Формы работы: фронтальная
индивидуальная
Оборудование: ИКТ, карточки с заданиями, наглядные пособия.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте
Какой сейчас урок?
Прежде чем начать урок встанем в круг радости
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуйте, мои друзья!
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»
Работа в тетрадях.
- Мы начинаем урок с записи числа и вида работы.
Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь…
(Дети выделяют орфограммы)
- На полях поставьте отметку, которую бы вы хотели заработать сегодня на уроке.
Пожелаем всем удачи, за работу, в добрый час! (слайд 6)
Словарный диктант
-у вас на столе лежать буквы А и О я вам буду диктовать слова, а вы поднимать ту букву которую нужно написать
Окно, сова, долина, сосна, гроза, слова, коса, попугай, трава, ворона
Взаимопроверка. Слайд
Стук в дверь. Учитель получает письмо от почтальона
-Кому 4 б классу ОШ Спутник. А от кого не написано. Открывает письмо и дает ученику прочитать
Подведение к проблеме урока:
Мимо курица бежала
И посуду увидала:
Куд- куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?
И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»
_-Это отрывок из какого произведения?
Так это Федора прислала нам письмо
Что произошло с Федорой? слайд
--Почему от Федоры убежала посуда?
Ребята , Федоре очень грустно и скучно стало без нужных вещей. Она раскаивается и просит помочь вернуть ее вещи! слайд
- А бедная баба одна,
И плачит, и плачит она:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!Воротитеся домой!
И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А лес этот находится в удивительной стране Части речи. Чтобы туда попасть, необходимо преодолеть множество препятствий.
-Готовы ли вы отправиться в трудную дорогу и помочь бедной Федоре?
-Проходным билетом в эту страну будут ваши знания о частях речи
Проверка домашнего задания
Что было задано на дом?
Эти правила помогут вам в пути
Загадка
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
Имя существительное.Что такое имя сущ?
-Ребята, когда вещи убегали от Федоры, они , бедняги, хотели найти помощь в лесу, но даже и не догадывались, что в лесу их подстерегает новая беда.
Блюдца чуть не утонули в глубокой реке.А река эта не простая, а чудо река, ее смогут перейти только те,ребята, которые хорошо выполнят задания
На каждое задание будет отводится время. Работа будет оцениваться . Тот кто без ошибок выполнит задание получает красный жетон, у кого будут ошибки синий, кто не сможет выполнить задание –желтый
А теперь задание, которое подготовила нам эта часть речи.
Картинки: тарелка, кастрюля, стакан, посуда, самовар. Слайд
К какой части речи относятся слова? Докажите.
Как изменяются существительные? Определите род.
Запишите слова в ед и во множественном числе.
Сколько склонении в русском языке
К какому склонению относятся эти слова: тарелка, кастрюля, стакан посуда, самовар. Проверка.
Некоторые имена сущ. стоят в начальной форме. Задание: списать предложение, поставив существительные в нужной форме и выполнить полный разбор. А затем указать падежи существительных. Слайд
1. Земля покрылась пестрым (ковёр).
2. Шуршит под (ноги) сухая листва
3. Ветер срывает с (ветки) последние листочки.
8. В осенние дни готовились к (отлёт) журавли.
- как много зависит от знания падежей. Не будет текста, если слова не стоят в нужной для них форме
Молодцы! Вы достойно прошли первое испытание. Не дали посуде утонуть в реке. оценивание
Блюдца мы спасли, но от нас ждут помощи другие вещи.
А впереди _____вязкое болото,а живет там угадайте кто?
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про ...(Глагол).
-что такое глагол?
Держит в своих мощных руках стаканы,чайники, кастрюли.И чтобы их освободить,необходимо выполнть следующее задание.
У каждого из вас на столе лежит отрывок из произведения. А вот что за произведения- мы с вами сейчас отгадаем.
Задание :найдите и подчеркните глаголы.
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили.
А лисички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли. (Путаница.)
-что такое спряжение глаголов?
Проспрягай один из глаголов
Оценивание
Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
С папой Существительным
Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже.
(Имя прилагательное).
Что такое имя прилагательное?
_
Ребята!Вы слышите, кто-то зовет на помощь.Это самовар Федоры.Он заблудился в дремучем лесу.Хозяин этого леса – имя прилагательное, он пропустит через лес только тех, кто к существительным ,записанным на доске , подберет подходящие по смыслу имена прилагательные с вопросом
На доске. устно
Весна (какая?)
День (какой?)
Небо (какое?)
Ручьи (какие?)
Ёж.
Осенью ______ ёж готовит себе______ место для сна. Норка у ежа находится под _______пнём. Днём и ночью таскает он туда _______ листочки. Скоро придёт ________ зима. Накроет его нору _______ сугробом. До ______солнышка всю зиму проспит ёж.
(Слова для справок:, маленький, колючий, уютное, крепкого, большим, старым, трухлявым, сухие, жёлтые, мягкий, зелёный, холодная, вьюжная, большим, пушистым, пуховым, весеннего)
- Так где же зимует ёж?
- А рассказ вам понравился?
- Чего не хватает здесь?
- Устно вставим прилагательные, которые подходят по смыслу. Можно использовать слова для справок.
- Вам понравился новый текст?
( Дети вставляют пропущенные слова.)
Молодцы! И с этим заданием вы справились, помогли самовару выбраться из леса. Оценивание
Игра «Кто быстрей»
Нужно быстро собрать цветок из сущ, прил, глаголов
Оценивание.
Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается?
(Имя числительное).
Придумайте предложения с именем числительным
- Сейчас я прочитаю вам фразеологические сочетания, а вы будете записывать одним словом
Идти черепашьим шагом — (как?)
/медленно/
- как пишется это слово?
Все идет как по маслу — (как?)
/хорошо/
Встать чуть свет —-
(маме надо) /рано/
Рукой подать —-
(до магазина) /близко/
Яблоку негде упасть — -
(сегодня в классе) |тесно|
-К какой части речи можно отнести эти слова?
Для чего служат наречия
Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.
(Местоимение).
Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми, Существительное, Прилагательное и Числительное оставляют вместо себя своих заместителей – Местоимения.
Измените личные местоимения 1 и 2 лица единственного и множественного числа по падежам, записывая в таблицу (четыре варианта- цветные жетоны)
Я, МЫ, ТЫ, ВЫ
Работа по таблице
Записать в таблице (таблица у каждого ученика).
Самопроверка Слайд
Кто? | я | мы | ты | вы |
Кого? | меня | нас | тебя | вас |
Кому? | мне | нам | тебе | вам |
Кого? | меня | нас | тебя | вас |
Кем? | мной | нами | тобой | вами |
О ком? | обо мне | о нас | о тебе | о вас |
-Ребята, что такое союз?
а) Перепишите пословицы, вставляя вместо прочерков подходящие по смыслу союзы.
1. Лучше поберечься, _обжечься. 2. Иди туда, _тебя уважают. 4. Дерево затем и посадили, _есть плоды. 6. Не мил и свет, _друга нет.
-Наконец мы подошли к последнему препятствию.
Предлог.Связь слов в предложении.
Это гора, через которую вещи не могут пробраться.Служит этой горе Предлог.Он подготовил вам задание:
Работа по учебнику
544 упражнение
МОЛОДЦЫ.
Игра «Волшебный мешочек»
-Вот, ребята, мы и исполнили желание Федоры .Мы постарались при помощи своих знаний о частях речи, вернуть вещи домой.Федора говорит вам: «Большое спасибо!»
Рефлексия:
Какую тему повторили на уроке?
Что удалось?
Что новое узнал?
Выбирают соответствующие смайлики
Карточка
- Давайте, ребята,заполним таблицу.
Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, сегодня, вчера, мне, от, к, до, а, но, и, да, не, ни, Ой! Эх! У!
Самостоятельные части речи | Служебные части речи |
Имя существительное: Имя прилагательное: Имя числительное: Глагол: Наречие: Местоимение | Предлог:
Союз: |
12