СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Человек среди людей!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока. Цель: дать представление детям о чести и достоинстве человека.Учить давать объективную оценку различным поступкам,держаться достойно в различных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Человек среди людей!»

Тема: Человек среди людей.

Цель: Дать представление о чести и достоинстве человека. Учить давать объективную оценку различным поступкам, держаться достойно в различных ситуациях. Показать необходимость соблюдения правил культуры поведения, соотносить свои слова и поступки с нормами поведения в обществе. Развивать познавательный интерес, умение работать в паре, в группе. Воспитывать человечность.

Оборудование: Демонстрационный материал, раздаточный материал.


Ход урока


  1. Организационный момент.

Психоформула

Тепло своих ладоней

Друзьям я отдаю.

Урок новый, интересный

Я с радостью начну.


II. Вступительное слово учителя.

Дорогие мои дети. За 4 года нашей совместной жизни вы подросли, повзрослели. Посмотрите на наших девочек – настоящие красавицы, как цветочки, а какие чудесные улыбки. А теперь обратите внимание на наших мальчиков. Они подросли, стали мужественнее. Наши мальчики – наша настоящая надежда, на их помощь мы всегда будем рассчитывать. Мы – настоящая семья. Мы живем дружно и весело. В нашем классе всегда присутствует взаимоуважение, взаимопомощь.

У меня в руках чудесный сундук, в нем наиценнейшее сокровище планеты Земля. Я думаю, вы хотите посмотреть на дно сундучка. (Дети по очереди смотрят в сундучок)

- Так кого вы увидели в сундучке? (Себя, потому что на дне сундучка - зеркало).

- Да, вы увидели в волшебном зеркале каждый себя. Почему каждый из вас наиценнейшее сокровище? (Каждый из вас – неповторимая личность, человек, который живет сегодня и такого больше на этой земле нет и не будет).


III. Актуализация опорных знаний учащихся.

Игра "Микрофон"

- Как ощутить себя уже в этом, 10-летнем возрасте полезными для общества, для государства? Что вам для этого необходимо и возможно делать уже сейчас? (Хорошо учиться, чтобы в будущем стать настоящим специалистом и приносить пользу своему народу. С детства нужно активно участвовать в жизни класса и школы. Беречь родную природу. Сажать деревья, цветы. Беречь исторические памятники. Изучать историю и культуру. Быть воспитанным.)


IV. Сообщение темы урока.

На предыдущих уроках мы говорили о культуре, о культуре поведения в частности. Сегодня мы поговорим о том, какого человека можно назвать воспитанным. Узнаем, что означают понятия честь, достоинство. Приглашаю вас к работе.

Упражнение "Ожидание"

- Что ожидаете от урока?

- Что должны понять на уроке?

- Что должны узнать на уроке, чему научиться?

- Чему должен научить каждого из вас этот урок?

(В ходе урока возникает схема).


Чтобы наши ожидания оправдались, самое время поработать.


V. Первичное восприятие и осознание нового материала.

1. Метод "Пресс"

- Попробуйте дать объяснение понятию хорошо воспитанный человек?

- Как понимаете выражение человек среди людей?

2. Работа с учебником. (стр.30-32)

Чтение статьи "Человек среди людей" учащихся про себя.

3. Работа в группах по методу шляпы де Боно. (5 групп)

Белые – сбор информации о воспитании, вы работали со словарем.

Желтые – В чем преимущества воспитанного человека? Что же открывает людям двери и сердца?

Черные – К чему же приводит неумение общаться?

Зеленые – Что же новое в статье? С чем раньше не были знакомы? Почему приятнее общаться со скромным человеком?

Синие – Перечислите черты характера воспитанного человека. Сделайте выводы.

Отчет групп.

4. Слово учителя.

Если человек с детства не овладеет главной наукой быть человеком среди людей, то позднее ему вряд ли удастся. Первые уроки воспитания вы получаете в семье. "Детишек воспитать – не кур пересчитать" – гласит народная мудрость.

Воспитание – это процесс систематического воздействия, направленное на духовное и физическое развитие личности. Воспитанный человек – это вежливый человек. Что же характеризует воспитанного человека?

5. Работа в тетради (стр.6, задание 3)

- Откройте тетрадь, найдите задание №3. Даны анаграммы. Прочитайте их и запишите слова, близкие по значению к слову вежливость. (Деликатность, корректность, любезность, порядочность, учтивость)

(На доске вывешиваются эти слова. Информбюро зачитывает определение этих слов)

6. Решение морально-этических задач.

Ну а сейчас решим задачи не на сложение и вычитание, а на человечность.

а) После уроков дети играли на улице. После дождя остались лужи. Ученица 4 класса Лена поскользнулась и упала в лужу. Мальчики, ее одноклассники, начали громко смеяться. Лена не могла подняться, потому что очень болело колено. На глаза навернулись слезы. Вдруг к девочке подошел 3классник Сережа, ее сосед по дому. Он подал ей руку, помог подняться, почистить одежду, поинтересовался, не больно ли ей.

- Как поступил Сергей?

- Как можно назвать поведение одноклассников Лены?

б) Саша очень любил ходить в гости к своему однокласснику Андрею. Андрей живет в большом доме, в котором много комнат. Очень интересно Саше ходить по комнатам, разглядывать разные вещи, заглядывать в шкафы, в ящики столов.

- Можно ли сказать, что Саша любознательный мальчик? (Он просто невоспитанный)

в) У Коли была подружка Нина. Один раз, когда они игрались возле реки, то увидели на дереве большую лягушку. Мальчик взял камень и убил несчастное животное. Нина вскрикнула и убежала прочь. После этого случая она больше не дружила с Колей. Почему? Неужели лягушка дороже дружбы? (Сочувствие к животным настолько связано с доброй натурой, что можно с уверенностью утверждать: "Тот, кто жестокий по отношению к животным, не может быть добрым").

г) У Васи есть старшая сестричка Олеся. Она ведет личный дневник, где записывает мечты, тайные желания, размышления. Вася взял дневник, и с интересом его перечитал, а потом за ужином рассказал папе и маме, про что пишет сестра в дневнике.

- Оцените поступок.

7. Разгадывание ребуса "Достоинство".

В жизни человек часто сталкивается с горем и радостью, красотой и подлостью, любовью и предательством. Можно по-разному определять цель своего существования. Но для каждого человека на земле должно быть одно правило: нужно прожить жизнь с достоинством.

(Информбюро зачитывает определение чести и достоинства)

Честь – достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности.

Достоинство – черта человека, которая помогает быть добрым, чутким, человечным. Она подчеркивает чистоту человеческой души.

- Нет ничего страшнее, чем унизить достоинство человека. (Чтение статью 28 Конституции Украины)

8. Инсценирование детьми притчи "Честь"

Притча

Огонь, Вода и Честь вместе подошли к развилки, где им нужно было разойтись.

Огонь сказал: "Если потеряете меня и захотите найти, идите в сторону, где почувствуете тепло".

"А когда потеряете мой след, - промолвила Вода, - то ищите вместе с теми, кто хочет утолить жажду".

Честь стояла молча и слушала своих друзей". А тебя как найти когда потеряем?"- спросили Огонь и Вода.

"Тот, кто потерял меня, - тихо ответила Честь,- найти уже никогда не сможет, я бываю только с теми, кто меня не теряет".

- Как вы понимаете эту притчу?

Со словом честь связано слово честный. Сначала честным называли уважаемого человека, позже стали усматривать честь в человеке, который поступает достойно, в соответствии с моральными правилами.


VI. Закрепление и обобщение знаний.

  1. Работа с раздаточным материалом.

- Какие качества помогают человеку в разных жизненных ситуациях держаться с достоинством?

Зло, унижающее человеческое достоинство, - это лень, непорядочность, бесстыдство, нечестность, зависть, равнодушие. В своей книге "Как воспитать настоящего человека" В.Сухомлинский назвал 9 недостойных вещей, которые должен помнить человек. Давайте прочитаем их.

  1. Чтение вслух учащимися.

  2. Работа в паре.

Сейчас мы будем работать над Кодексом чести порядочного человека. Работая в группах, на листах, должно быть записано по одной заповеди.


VII. Итог урока.

Хочу закончить высказыванием великого английского поета В.Шекспира: "Моя честь – моя жизнь: оба растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придет конец".


VIII. Оценивание учащихся.


IХ. Домашнее задание.