СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока чтения по теме "Звук и буква Ч,ч"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка ознакомит учащихся со звуком и буквой "Ч". Материалы этого урока позволят развивать устную речь детей, их память, воображение.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения по теме "Звук и буква Ч,ч"»

  1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная школа № 23 для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»











Конспект урока чтения в 1 классе по теме:

«Звук и буква «Ч, ч»





















Подготовила:

Емельянова М.А.

учитель начальных классов













Старый Оскол

2016/2017

Тема: Звук и буква «Ч»

Цель урока: ознакомить со звуком [ч`], буквами Ч, ч;

Задачи:

обучать послоговому чтению;

развивать речь учащихся, активизировать словарь, развивать воображение, оперативную память, отрабатывать мыслительные операции (обобщение, исключение).

воспитывать внимательное отношение к людям, умение ценить время;

Оборудование: азбука; картинки; слоговые карточки; плакаты со словами; «Занимательное азбуковедение»;

Ход урока


  1. Организация класса. Активизация внимания.

  • Сегодня на наш урок чтения пришли очень хитрые буквы. Они замаскировались, хотят, чтобы мы их не узнали. Посмотрим, удастся ли им это. (Учитель показывает картинки, дети узнают буквы)

  • Молодцы, узнали все буквы.


  1. Повторение изученного.

  1. Вопросы.

  • Что обозначают буквы? (Звуки)

  • Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

  • Произнесите гласные звуки.

  • Произнесите согласные.

  • Чем гласные отличаются от согласных? (Можем тянуть, петь, язычок внизу)

  • Каким цветом обозначаются гласные звуки? (Красным). Согласные? (Синим и зеленым). Почему для обозначения согласных нужно 2 цвета? (Согласные бывают твердыми – синий цвет и мягкими - зеленый)


  1. Сообщение цели урока.

  • Сегодня мы познакомимся с новым звуком и новой буквой


  1. Ознакомление со звуком [ч`]

  1. Отгадывание загадок («Доскажи словечко!»)

  • Идёт спокойно, не спеша –

Пусть видят все как хороша!

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит … (черепаха)


  • Он дружок зверям и детям,

Он живое существо,

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,

Не тигрёнок, не лисица,

Не котёнок, не щенок,

Не волчонок, не сурок,

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка

И зовётся … (Чебурашка)


  • Из каких сказок эти герои? Кто их автор? Выделение звука [ч`].

Повторить слова «Чебурашка», «черепаха» еще раз. Найти в словах одинаковый звук. Потренироваться произносить звук хором, по одному.

  1. Характеристика звука.

  • Какое положение занимает язык при произнесении звука? (Прижимается к небу). Может ли воздух проходить свободно? (Нет). Можем ли этот звук тянуть, петь? (Нет). Какой он? (Согласный)

  • Произнесите слово «Чебурашка» еще раз. Какой звук [ч`], твердый или мягкий. (Мягкий).

  • Звук [`ч] необычный. Он всегда мягкий, не бывает твердым, строгим. Не умеет сердиться.

  1. Назвать слово со звуком [`ч] самостоятельно.

  2. Подбор антонимов и синонимов.

  • Будем называть слова, противоположные по смыслу, слова-наоборот. Все они начинаются со звука [`ч]

  • В шахматах есть фигуры белые, а есть … (чёрные)

  • Помыли руки, и они из грязных стали … (чистыми)

  • Грустный человек смеется редко, а весёлый … (часто)

  • Есть вещи свои, их брать можно, а есть … (чужие), их брать нельзя

  1. Распознавание звука [ч`] в словах.

Учитель четко произносит слова. Дети определяют, есть ли в слове звук [ч`], если есть, то хлопают в ладоши, если нет – то не хлопают.(Чайка, телефон, щука, одуванчик, ножницы, мяч, чайник)

Учитель ставит картинку с изображением чайника, читает стихотворение, дети имитируют движения

Я – маленький чайник,

На столе начальник.

Вот моя ручка – ручка-закорючка,

Вот мой носик – носик-вопросик.

Кому поклон подарю,

Того чаем напою

  1. Лексическая работа.

  • Для чего нужен чайник? (Чтобы кипятить воду для чая)

  • Что мы видим в чашке чая (Чаинки). Многие любят пить сладкий чай. Чем кладем сахар? (Ложкой). Столовой ложкой? (Нет, чайной)

  1. Нахождение звука в словах стихотворения

  • А вы любите пить чай? Наши друзья черепашка и Чебурашка тоже любят. Послушайте стихотворение. Будьте внимательны. Найдите в нем слова со звуком [ч`].

Часто в гости к черепашке

Забегает Чебурашка

Как из чашек чай попьют,

Так частушки запоют.

Под черемухой в саду

Поиграют в чехарду.

Поиграют час – другой,

И глядишь, пора домой.


  1. Ознакомление с буквами Ч, ч.


  • Мы познакомились со звуком [ч`], выяснили, что он согласный, мягкий, нашли его в словах, сами вспомнили слова с этим звуком. Пора познакомиться с буквой. Звук [ч`] обозначается буквой Ч ч.

  1. Рассматривание букв по плакату. Сравнение печатных и письменных, заглавных и строчных.

  2. На что похожа печатная буква Ч?

а) на цифру «4»

  • Да, вы правильно решили, «Ч» похожа на «четыре»:

Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя.

б) на солдатика с поднятой рукой

  • Буква «Ч» сказала: «Есть!»

Отдала кому-то честь

  1. Письмо букв Ч, ч по образцу

  1. Упражнение в чтении.

  1. Слоги с «Ч» по букварю:

а) закрытые (ач, оч, ич…)

б) открытые (ча, чо, чи…)

  1. Слова по плакату: ча сы, туча, дача, лучи, мячи, чудо.

  2. Слова с доски (для удобства чтения каждый слог написан своим цветом)

а) уче-ник учеб-ник руч-ка

Объяснить лексическое значение каждого слова. Найти родственные слова.

- письмо слов в тетрадях

Наблюдение над многозначностью слова «ручка»

б) грач бабочка ласточка

- какое слово лишнее? Почему?

  1. Чтение текста по букварю

Установка

  • Прочитать внимательно, запомнить имена детей и названия игрушек.

Прочитать цепочкой, хором.

Беседа по вопросам

  1. Словарная работа

  • Вы заметили, как называли девочек? (Ласково). У нас тоже есть девочки. Давайте и их назовем ласково.

  • А кого мы всегда называем ласково? Кого больше всех любим? (Маму). Как назвать ласково? (Мамочка, мамуля)

  • Звук [ч`] и буквы Ч ч – волшебные. Они помогают нам быть вежливыми, ласковыми.

А еще звук [ч`] и буквы Ч ч умеют большие предметы превращать в маленькие. Не колпак, а … (колпачок)

Не куртка, а … (курточка)

Не башмаки, а … (башмачки)

Кто получился? (Гномик)

У него не стул, а … (стульчик),

Не диван, а … (диванчик),

Не тарелка, а … (тарелочка),

Не стакан, а … (стаканчик),

Не ложка, а … (ложечка).


  1. Вывод.

  1. Беседа по вопросам учителя

  • Где живут гномики? (В лесу, в пещерах, в маленьких домиках). А еще где? Отгадаем загадку:

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (Часы)

  1. Работа по картинке.

  • Что видим? (Часы)

  • Какие часы бывают? (настенные, настольные, уличные, башенные)

  • Что есть у часов? (стрелки, цифры, маятник, гири)

  1. Закрепление.

а) найти буквы Ч ч, сравнить заглавную и строчную.

б) чтение слогов с доски

  1. Обобщение, подведение итогов.

  • С какой буквой мы познакомились? (используется плакат)

  • Какого цвета заглавная печатная «Ч»?

  • А письменная строчная?

  • Какой звук обозначает?

  • Что в нем особенного?

  • Какие слова запомнили?

  • Что понравилось?