СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Красивая осанка" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Красивая осанка" 5 класс»

Авторы: Ковтонюк Мария Васильевна, Стульнева Зинаида Александровна учителя предмета Основы социальной жизни высшей квалификационной категории.

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.Березники Пермский край.

Предмет: Основы социальной жизни

Тема: «Красивая осанка – залог здоровья»

Занятие с использованием здоровьесберегающих технологий

Класс: 5 класс

Время реализации занятия: 40 минут

Цели урока:

коррекционно-образовательная: формировать у школьников мотивацию на поддержание правильной осанки; познакомить детей с понятиями: «осанка», правильная осанка, нарушения осанки, побудить детей к размышлению об основных причинах нарушения осанки; информировать учащихся, как влияет нарушение осанки на здоровье человека;

коррекционно-развивающая: развивать познавательную активность, умение рассуждать, делать выводы;

коррекционно-воспитательная: вызвать у учащихся желание сохранять и поддерживать красивую осанку;

здоровьесберегающая: профилактика нарушений осанки и зрения

Тип урока: Урок получения нового знания.

Методы обучения: рассказ, беседа, проблемное изложение, практическая работа.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Материальное оснащение урока: компьютер, ноутбуки, материально-техническая база кабинета ОСЖ.

Дидактическое обеспечение: презентация, карточки-задания, компьютерный тест, сигнальные карты.

Термины и понятия: осанка, грация, сколиоз, походка.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

1. Мотивация к деятельности

- Эмоциональный настрой

- Упражнение для развития межполушарного взаимодействия

- Игра «Молчанка»

3 мин.

2. Постановка цели

- Беседа с использованием презентации

3 мин.

3. Совместное изучение материала

- Рассказ учителя, с использованием презентации

- Практическая работа «Проверь свою осанку»

- Разноуровневые задания, работа со словарем

15 мин.

7 мин.

2 мин.

6 мин.

- Физминутка: Упражнение на снятие позостатического напряжения

2 мин.

4. Применение знаний и формирование умений

- Работа в парах (моделирование ситуаций)

- Игра «Да - нет»

- Компьютерный тест

Упражнение для глаз на укрепление мышцы вокруг глазных яблок

12 мин.

6 мин.

2 мин.

3 мин.

1 мин.

5.Подведение итога урока

2 мин.

6. Домашнее задание

- Прочитать рекомендации и выполнять их.

1 мин.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Рефлексия (обобщающая беседа)

2 мин.











ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: организовать

направленное внимание на начало урока; проверка готовности рабочих мест; создание положительного

настроя учащихся на урок.

Приветствует, проводит эмоциональный настрой и упражнение для развития межполушарного взаимодействия

- Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение левой и правой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положения.

Проверяет готовность к уроку

Игра «Молчанка»


Готовятся к уроку, повторяют движения за учителем, выполняют упражнение.


Включаются в урок, во взаимодействие с учителем


Коммуникативные:

умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем

Постановка цели

Цель этапа:

подвести детей к самостоятельной познавательной цели.


Создает условия для постановки цели урока


Посмотрите презентацию Слайд №1-2

Беседа по содержанию:

-Что объединяет этих людей? (Ответы детей.)

-А можем ли мы тоже иметь такую фигуру? Что для этого нужно делать?

Вывод: Заниматься физкультурой, следить за своей спиной во время сидения, ходьбы, стояния.

Слайд №3-4

- Сегодня на уроке мы более подробно узнаем, как сохранить красивую осанку.

- Тема урока: КРАСИВАЯ ОСАНКА – это … . Слайд №5

В конце урока нужно будет закончить эту фразу.



Отвечают на вопросы.



Смотрят презентацию, делают вывод.







Записывают тему урока

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Познавательные:

умение строить высказывания в устной форме

Личностные:

умение сотрудничать в совместном решении проблемы.

Регулятивные:

умение определять цель деятельности на урок




Совместное изучение материала

Цель этапа:

обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися по теме


1. Объясняет материал, показывает презентацию

Осанка – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния. У человека с правильной осанкой стройная, красивая фигура: спина прямая, плечи развёрнуты, голова приподнята, живот втянут. Слайд №6-7

Правильная осанка не только делает человека стройным и красивым. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу Слайд №8-10


2.Проводит практическую работу «Проверь свою осанку» (приложение №3). Слайд №11-12


- Что способствует формированию правильной осанки? (утренняя зарядка, подвижные игры, занятия спортом….).

- Самые распространенные нарушения осанки

Слайд № 13

- Очень много времени ученики проводят за партой, столом. Слайд №14-16


3. Организует выполнение самостоятельной работы учащихся на выбор (Разноуровневые задания)

(приложение №4, 1).

а) Прочитай утверждения и запиши в таблицу полезное и вредное для хорошей осанки.

б) Посмотри рисунки и запиши в таблицу полезное и вредное для хорошей осанки.

в) Составь и запиши правила сохранения осанки.

в) Значение полученных незнакомых вам слов найдите в словаре и запишите в тетрадь (для вариантов а и б)


Слушают рассказ учителя, изучают информацию со слайдов







Выполняют практическую работу (проверяют осанку)








Выполняют самостоятельную работу в таблице, делают записи в тетради


Анализируют выполнение работы, исправляют допущенные ошибки (если есть).

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли и аргументировать свой ответ;

осваивать культуру общения, слушать товарища.


Познавательные:

извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания;



Личностные:

проявлять самостоятельность в выборе и выполнении заданий


Регулятивные: 

умение выбрать задание по силам

Физкультминутка

Цель этапа: снятие позостатического напряжения

Организует выполнение упражнения на снятие позостатического напряжения

Упражнение «Потягивание»

И,П.-стоя, ноги на ширине плеч.

1.Руки за голову, пальцы переплетены, локти отведены в стороны -прогнуться, потянуться. Голову наклонить назад, напрячь вес мышцы тела- вдох.

1. Слегка наклониться вперед - выдох.

Выполняют физминутку стоя, повторяют движения за учителем


Коммуникативные: осуществление совместной двигательной деятельности в группе

Применение знаний и формирование умений

Цель этапа: закрепить полученные знания и применить знания в практике.



1.Организует работу в парах (Моделирование ситуаций)


Работа с текстом (приложение №5).

- Сейчас работаем в парах, один из вас будет рассказывать, а другой показывать «Как правильно сохранять осанку?»


2.Учитель проводит закрепление изученного материала в игровой форме (блиц-опрос)

Игра «Да - нет» (приложение №6).

Отвечая на вопросы, поднимаете сигнальные карточки:

Да - зеленые. Нет – красные.


3.Организует проверку знаний в форме теста

Компьютерный тест (работа в парах)


4.Проводит физминутку на сохранение зрения

Упражнение для глаз на укрепление мышцы вокруг глазных яблок (стоя)

Игра «В угол, на нос, на предмет»


Работают в парах, изучают информацию, выполняют задания.




Слушают задание, обдумывают и поднимают сигнальные карты





Выполняют компьютерный тест


Делают стоя упражнение для глаз

Познавательные:

применять на практике полученные знания и адекватно передавать содержание текста

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные:

учиться понимать точку зрения другого, работая в паре.

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка - выделение и осознание усвоенного материала.

Подведение итога урока

Цель этапа: проверить умение применять полученные знания на практике

1. Подводит итог урока, обобщает знания учащихся

Подготовленный ученик в белом халате проходит по рядам и проверяет правильность положения осанки стоя и сидя:

-Встаньте и примите правильную осанку. Доктор Осанка проверит.

- А теперь сядьте.

- Надеюсь, что вы захотите контролировать свою осанку, делать зарядку, заниматься физическим трудом и всегда будете стройны и красивы.


Контролируют свою осанку в положении стоя и сидя


Доктор Осанка оценивает и дает свои рекомендации




Коммуникативные: умение прислушиваться к мнению других и делать выводы

Регулятивные: находить свою ошибку и вносить необходимые исправления

Домашнее задание

Цель этапа: развитие способности самостоятельно применять знания и умения по сохранению осанки

Выдает буклеты и объясняет домашнее задание

-Прочитайте внимательно и выполните рекомендации (приложение №7).

Получают буклеты и задание на дом

Личностные: проявление познавательных интересов

Рефлексия

Цель этапа: оценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Проводит рефлексию

Закончите фразу: Красивая осанка - … (залог здоровья).

Давайте проанализируем вашу работу на уроке с помощью Рефлексивного экрана

- Сегодня я узнал(а) ….

- Меня удивило ….

- Урок дал ……

- Я приобрел(а) …….

- Я научился(лась) …..

- Мне захотелось ……


Формулируют вывод.


Анализируют свою работу на уроке

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Коммуникативные: достаточно полно и точно выражать свои мысли

Личностные: осознавать успешность своей деятельности.




























ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Словарная работа:

ОСАНКА – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния

ГРАЦИЯ – изящество, красота в движениях

СКОЛИОЗ – искривление позвоночника

ПОХОДКА – это манера ходить.

Приложение №2 Презентация.

Приложение №3 Проверь свою осанку:

1.Встань спиной вплотную к стене.

2.Если стены будут касаться твои лопатка, ягодицы и пятка, осанка у тебя правильная.

3.Если стены касаются только пятки и ягодицы, твоя осанка нарушена.

4.А теперь встань по стойке «смирно». Как следует выпрямись, расправь плечи!

Запомни это положение тела, старайся всегда так ходить. А чтобы не забыть, подходи к стене и вспоминай.


Приложение № 4 Карточки

1. Прочитай утверждения и запиши в таблицу полезное и вредное для хорошей осанки:

Г - сидеть за столом сутулясь

П- заниматься спортом

Р - неправильно питаться

А- носить сумку в одной руке

Ц- спать на мягкой постели

О- ежедневно ходить пешком

Х- сидеть, согнув ноги в коленном суставе под прямым углом

И- сидеть, упираясь грудью в передний край стола

О- носить ранец

Д- сидеть прямо

Я- сидеть, вытянув ноги

К- делать зарядку каждый день

А- следить за своим питанием


Полезно

Вредно



«Ключ» к заданию:

Полезно

Вредно

ПОХОДКА

ГРАЦИЯ


2. Посмотри рисунки и запиши в таблицу полезное и вредное для хорошей осанки



1-И 2-С 3-О 4-К





5-З 6-0 7-Л

Полезно

Вредно



«Ключ» к заданию:

Полезно

Вредно

СКОЛ

ИОЗ






Приложение №5. Карточки-задания

Как правильно сидеть?

1.Высоту стула необходимо отрегулиро­вать так, чтобы сиденье приходилось на уровень коленных складок.

2.При выполнении письменной работы удобнее всего сидеть, плотно прижав спину в месте ее изгиба к спинке стула.

3.Сидеть следует по возможности прямо, не наклоняя вперед голову и верхнюю часть туловища, чтобы не напрягать мышцы тела.

Как правильно стоять?

1.Когда человек долго стоит, позвоночник (особенно поясничный отдел) испытывает огромные нагрузки, позу необходимо ме­нять каждые 10-15 минут, опираясь попере­менно то на одну, то на другую ногу, это уменьшает нагрузку на позвоночник.

2.При работе в наклонном положении, на­пример при мытье посуды, полезно иметь опору для ног маленькую скамеечку или небольшой ящик и ставить на него пооче­редно то правую, то левую ногу.

Как правильно двигаться при уборке дома?

1.Во время уборки квартиры, работая с пылесосом, нужно постараться не накло­няться низко.

2.Поднимая что-нибудь с пола, следует oпycтитьcя на корточки или наклониться, пoдoгнув колени и опираясь рукой о стул или стол. Такие действия предотвращают нагрузку на поясницу.

3.Убирая под диваном, кроватью или сто­лом, вместо того чтобы, сгибаться, лучше опуститься на одно колено.

Как правильно поднимать и носить тяжести


1.Не носить тяжести в одной руке или на одном плече, разделите груз по возможно­сти равномерно для обеих рук.

2.С тяжестями в руках резко не наклоняйтесь и резко не выпрямляйтесь. Поднимая что-либо тяжелое с пола, сна­чала присядь на корточки. Спина при этом должна быть прямой, голова поднята.

Ухва­тив груз двумя руками, поднимайся, не сгибая спину.

3.Для переноски больших тяжестей на дальние расстояния пользуйтесь рюкза­ком с широкими лямками. Положение рюк­зака, позволяет равномерно распределять нагрузку на позвоночник, пользуйтесь хозяйственными сумками на колесиках.

Приложение № б Вопросы:

1.Сколиоз - это нарушение осанки – (да)

2.Следить за осанкой нужно только в детском возрасте – (нет)

3.Надо следить за осанкой во время ходьбы? – (да)

4.Полезно ли выполнять упражнение на гибкость позвоночника? – (да)

5.Рекомендуется для улучшения осанки ходить с книгой на голове? – (да)

6.Неправильную осанку можно исправить только хирургическим путем? – (нет)

7.Способствует ли правильная осанка лучшей работе сердца? – (да)

8.Полезно ли стоять, перенося тяжесть на одну ногу? – (нет)

9.Для позвоночника полезно носить сумку на одном плече? – (нет)

10.Правильная осанка дается человеку при рождении? – (да)


Приложение № 7. Буклет: «Красивая осанка»

Прочитай внимательно буклет и выполняй эти рекомендации, если хочешь иметь красивую осанку.






Список литературы:

  1. Н. Т. Белякова Фигура, грация, осанка.

  2. Гольцева И. Зеркало здоровья и красоты. – М.: Новости, 1993. – 288с.

  3. Скрипниченко Л.Н.. Энциклопедия бытовой смекалки/ сост– Минск., 1996. – 180с.

Сайты:

http://tmn.fio.ru/works/69x/305/2_3.htm

http://www.parus-sa.ru/medik/?ID=8&link=semenay/5_6.htm

http://nauka.relis.ru

http://www.spine67.ru/?sectid=articles&page=1&recid=5

http://www.vsegdazdorov.ru/?id=1154117867&gid=564562200

http://scoliosis2005.narod.ru

http://www.artson.ru/articles/471.html

http://www.5566.ru/images/2801_2.gif

http://img.inforotor.ru/full/4216.jpg

http://www.mirwww.ru/messages/m4300/med12-2.jpg

http://www.zabela.ru/

http://www.photosight.ru/photos/44357/

http://www.vzmakh.ru/college/BB/bb06-06.jpg

http://www.buduzdorov.ru/illness/Admin1179064490.php

http://ckm.narod.ru/news.html

http://www.orionmed.ru/pictures/122.gif