Компьютерные сети (Локальные и глобальные сети)
Цели и задачи урока:
дать представление о назначении и структуре локальных, региональных и глобальных сетей;
обучить учащихся способам обмена файлами в локальной сети компьютерного класса;
формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;
Тип урока: урок с применением современных компьютерных технологий.
Вид: комбинированный урок.
Технология: проблемно – ориентированная.
Время проведения: первый урок по теме: “Компьютерные сети”.
Наглядность: презентация “Компьютерные сети”, плакаты (топология локальных сетей).
План урока
Ввод проблемы.
Самостоятельная творческая работа учащихся.
Изложение нового материала.
Лабораторная работа в локальной сети компьютерного класса.
Обсуждение и анализ результатов.
Подведение итогов.
Ход урока:
Вопросы учащимся:
Как можно передать информацию от компьютера к компьютеру?
Какой случай наиболее удобный?
Можно ли объединить компьютеры в сеть?
Что необходимо, чтобы сеть работала?
Творческое задание 1.
У вас в компьютерном классе находится пять компьютеров. Придумайте различные способы соединения их в сеть.
Нарисуйте рисунки.
Н
айдите способ, обеспечивающий самый короткий маршрут передачи информации между любыми двумя абонентами.
Обобщение:
Последовательное, по общей шине - все компьютеры подключены к одному кабелю

Последовательное кольцом - каждый компьютер, соединён друг с другом, сигнал, несущий информацию идёт по кругу
С
оединение звездой - используется отдельный кабель для каждого компьютера, проложенный от центрального устройства
Д
ревовидное соединение - имеется один центральный сервер для всей сети и несколько файловых серверов для разных рабочих групп
Творческое задание 2. Рассмотрите достоинства и недостатки таких объединений.
Заполнить таблицу:
Критерии оценки сети | Шинная | Кольцевая | Звезда | Древовидная |
Экономические затраты на кабель | | | | |
Возможность нелегального подключения | | | | |
Возможность подключения абонента без остановки работы сети | | | | |
Возможность обмена информацией без сервера | | | | |
Влияет ли поломка компьютера абонента на работу сети? | | | | |
Вывод:
Локальные сети - это соединение 3-х и более компьютеров друг с другом на небольшом расстоянии с помощью кабелей.
Назначение:
передача информации между компьютерами;
совместный доступ к программам и данным;
совместное использование оборудования.
Для соединения компьютеров между собой, нужны:
Вопросы учащимся:
Как соединить компьютеры, находящиеся в пределах одной области?
Какие каналы связи используются для соединения?
Как соединить компьютеры по всему миру?
Объяснение учителя:
В качестве линий связи используются выделенные каналы (телефонные, кабельные, спутниковые) или коммутируемые телефонные линии. Самый распространённый способ подключения – это IP-подключение: постоянное (по выделенной линии) или сеансовое (по коммутируемой линии). IP означает Internetwork Protocol – Международный сетевой протокол. Сетевой протокол – это программа, содержащая набор правил, устанавливающих тип используемых данных, стандарты связи, правила обработки ошибок. Для передачи по сети файл разбивается на несколько частей – пакетов. Каждый пакет передаётся независимо от остальных. На конечном пункте в компьютере все пакеты собираются в один файл. Чтобы сеть, состоящая из равноправных компьютеров, работала, каждому компьютеру присваивается имя. Все правила кодирования и пересылки файлов записываются в сетевом протоколе IP. Для объединения сетей, работающих по протоколу IP и сетей, работающих по другим протоколам, необходимо было создать специальный межсетевой протокол. Этот протокол был создан в1974 году и назван TCP. Протокол TCP обеспечивал передачу пакетов между компьютером – отправителем и компьютером- приемником; этот протокол позволял также досылать потерянные пакеты. В 1982 году эти два протокола объединили в один и назвали TCP/IP, он и стал стандартным протоколом объединения сети – Интернет. Сетевой протокол записывается в компьютер в виде специальной программы.
Проблемы соединения сетей.
Когда происходит объединение сетей, работающих по разным протоколам, возникает необходимость для перевода данных из формата, принятого в одной сети в формат, принятый в другой. Компьютеры и программы, выполняющие эту функцию, называются шлюзами.
Если объединяются две сети, использующие одинаковые протоколы, то оборудование, стоящее между ними называют мостами.
Серьёзной проблемой при работе в сети является защита информации от несанкционированного доступа. Для этих целей используется брандмауэр.
Брандмауэр – аппаратно – программное средство(межсетевой экран), которое предотвращает несанкционированный доступ в защищаемую сеть.
В качестве линий связи используются выделенные каналы (телефонные, кабельные, спутниковые) или коммутируемые телефонные линии, в этом случае используется модем.
Модем преобразует двоичный код компьютера в аналоговый электрический сигнал телефонной сети при передаче информации (модуляция) и производит обратное преобразование (демодуляция) во время приёма информации. Основной характеристикой модема является скорость передачи – приёма информации, которая измеряется в битах в секунду– бит/с.
Что такое Интернет? Кому принадлежит Всемирная Сеть и кто за нее платит?
Интернет представляет собой распределенную децентрализованную систему, т.е. в нем нет центральных/главных узлов. Правила его функционирования стандартизованы и общедоступны. С технической точки зрения, Интернет состоит из большого числа менее крупных сетей, которые также неоднородны. Глобальная сеть охватывает значительную географическую территорию: область, страну или даже целый континент. Она объединяет машины, выполняющие пользовательские приложения, которые называются хостами. Хост – компьютеры постоянно находятся во включённом состоянии, постоянно готовы к приёму- передаче информации. Формально Интернет никому в отдельности не принадлежит. Оплата расходов по поддержанию в рабочем состоянии старых каналов ложится на конечных пользователей. Расходы по прокладке новых каналов - правительство, крупные телекоммуникационные компании, инвестиционные фонды. Службы Интернет используют архитектуру клиент-сервер, т.е. если Вы – пользователь, клиентская программа на Вашем компьютере должна подключиться к серверу и послать ему запрос на получение информации. Программа на сервере, в свою очередь, вышлет эту информацию и, будет ожидать следующего запроса ит.д.
Задание 1. Настройте общий доступ к папке.
Перейдите на один из дисков своего компьютера и создайте папку с произвольным именем, которую вы хотите сделать доступной из локальной сети.
Щелкните на значке папки правой кнопкой мыши и в появившемся меню выберите пункт Свойства.
В открывшемся окне Свойства папки перейдите к вкладке Доступ.
В разделе Сетевой совместный доступ и безопасность установите флажок рядом с пунктом Открыть общий доступ к этой папке и введите в поле Сетевой ресурс сетевое имя вашей папки.
Если вы хотите открыть пользователям сети полный доступ к данной папке, установите флажок рядом с пунктом Разрешить изменение файлов по сети. Если флажок сброшен, пользователи смогут обращаться к папке в режиме “только чтение”.
Щелкните на кнопке ОК, чтобы сохранить внесенные вами изменения. Папка, к которой открыт сетевой доступ, будет отображаться в окне Проводника с помощью специальной метки в виде изображения открытой ладони.
Задание 2. Тест. Установите соответствие между столбцами и перешлите файл по локальной сети учителю:
1. Хост | 1. Часть электронного адреса. |
2. Брандмауэр | 2. Соглашение о том, как взаимодействуют компьютеры друг с другом. |
3. Интернет | 3. Аппаратно – программное средство, которое предотвращает несанкционированный доступ в защищаемую сеть. |
4. Звезда | 4. Всемирная глобальная компьютерная сеть. |
5. Протокол | 5. Высокопроизводительный компьютер, обеспечивающий информационные услуги в сети. |
6. Домен | 6.Компьютер, предоставляющий услуги другим компьютерам. |
7. Сервер | 7. Соединение компьютеров, когда используется отдельный кабель для каждого компьютера, проложенный от центрального устройства. |
По итогам работы учитель заполняет Рабочую карту урока каждому ученику:
РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА
Фамилия Имя___________ Дата__________________
Отвечал на вопросы | Сделал задание первым | Дополнял объяснение учителя | Выполнил творческое задание (1,2) | Тест | Оценка за урок |
| | | | | количество ошибок _________ | |
Используемая литература:
И. Семакин “Информатика”. Изд. М. БИНОМ.
В. Молодцов “Современные открытые уроки информатики”, 8-11 классы, Изд. “ФЕНИКС” Ростов н/Д.
И.Иванова “Информатика”. Практикум, Изд. “Лицей”, г. Саратов.