Конспект урока математики по теме
«Сложение и вычитание смешанных чисел»
Класс: 6
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: смешанный.
Применяемые образовательные технологии: технология уровневой дифференциации обучения, игровые технологии.
Цели урока:
Обобщить и систематизировать знания по теме;
Активизировать познавательную деятельность учащихся;
Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь;
Формировать доброе отношение друг к другу;
Развивать логическое мышление.
Методы обучения: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах.
Оборудование: учебник “Математика 6”, Виленкин Н.Я., карточки-задания, переносная доска, дидактический материал, таблица.
ХОД УРОКА
1 этап. Самоопределение к деятельности
«Человек подобен дроби: в знаменателе то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.» Л.Н.Толстой
2 этап. Актуализация опорных знаний.
1) Фронтальный опрос.
- Во время устной работы 2 учащихся получают работу по индивидуальным карточкам (дифференцированные):
КАРТОЧКА № 1 |
Выполните сложение: а)  в)  |
Выполните вычитание: а)  в)  |
КАРТОЧКА № 2 |
Выполните сложение: а)  в)  |
Выполните вычитание: а)  в)  |
Класс работает устно по вопросам на повторение ранее изученного материала.
Вопросы классу:
Как из смешанного числа получить неправильную дробь?
Как из неправильной дроби получить смешанное число?
Что нужно сделать, чтобы сложить смешанные числа? 
Что нужно сделать, чтобы выполнить вычитание смешанных чисел?

2) Устный счет – математическая зарядка (игровой момент).
На доске записаны примеры с ответами. Если пример выполнен верно – поднять руки вперед, неверно – руки вверх, если выполнен не до конца – встать.








В ходе решения исправить ошибки.
3
этап. Постановка учебной задачи и темы урока.
Мама купила кг. моркови и кг. свеклы.


Составьте выражения для ответа на поставленные вопросы.
Посмотрите внимательно на выражения, чем мы сегодня будем заниматься?
(Дети самостоятельно формулируют)
Да, сегодня на уроке мы должны повторить правила выполнения действий с обыкновенными дробями и смешанными числами, показать, как мы умеем применять эти правила при решении конкретных примеров и задач.
4 этап. Закрепление знаний во внешней речи.
1) Решение задачи №378. Стр.65
чтение задачи на местах;
чтение задачи вслух;
устный разбор задачи:
- о чём говорится в задаче?
- сколько ящиков винограда?
- что известно про ящики с виноградом?
-что надо найти в задаче?
- Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- А можем мы найти сколько кг винограда во 2 ящике?
- Кто может, может решить задачу составлением выражения.
1) Сколько кг винограда во втором ящике?

2) Сколько килограммов винограда в двух ящиках?

Ответ: 13
килограммов винограда в двух ящиках.
Физминутка.
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
(Дети садятся за парты.)
2) «Отгадай слово» (решение примеров, парная работа) (игровой момент)
У учащихся на столе карточки с примерами. Ответ примера соответствует букве слова. Если все примеры решены правильно, то с помощью “ключа” можно отгадать слово.
2 учащихся решают разные варианты с обратной стороны доски. Парная проверка.
Ключ к ответам на доске.
Задача 1. В русском языке это слово появилось в VIII веке, оно происходит от глагола “дробить” - разбивать, ломать на части.
Вариант 1.
а) 23 2/3 – 3 ½; 23 4/6 – 3 3/6 = 20 1/6
б) 15 ½ - 8 5/8; 15 4/8 – 8 5/8 = 14 12/8 – 8 5/8 = 6 7/8
в) 5 3/5 + 4 2/5; = 10
г) 3 2/3 + 1/18; 3 12/18 + 1/18 = 3 13/18
д) 1 – 2/3. = 1/3
Ответ: ДРОБЬ.
В первых учебниках дроби так и называли “ломаные числа”. Современное обозначение дробей берет начало в Древней Индии. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта. Она появилась лишь в 1202 году. Автором первого европейского учебника, в котором использовалась современная запись дробей итальянский купец и путешественник Кибоначчи Леонардо Пизанский. Название числитель и знаменатель ввел в XIII в. Максим Пеануд-греческий – монах, учитель-математик.
Задача 2. Какую единицу длины впервые ввели купцы. Ее еще называли “локоть”
Вариант 2.
а) 1 ½ + 2 2/3; 1 3/6 + 2 4/6 = 4 1/6
б) 5 7/9 – 2 1/6; = 5 14/18 – 2 3/18 = 3 11/18
в) 2 ¾ + 6 11/12; =2 9/12 + 6 11/12 = 8 20/12 = 9 8/12 = 9 2/3
г) 4 2/3 – 3 1/3; = 1 1/3
д) 1 ¼ - 1/3. =1 3/12 – 4/12 = 15/12 – 4/12 = 11/12
Ответ: АРШИН.
1 аршин=71 см.
3) Решение уравнений.
№367 (б, г) стр.64
б) 26 5/8 + а = 30; г) 11 ¼ - х = 3 7/10;
а = 30 – 26 5/8; х = 11 ¼ - 3 7/10;
а = 29 8/8 – 26 5/8; х = 11 5/20 – 3 14/20;
а = 3 3/8. х = 10 25/20 – 3 14/20;
Ответ: а = 3 3/8. х = 7 11/20.
Ответ: х = 7 11/20.
5 этап. Подведение итога урока. Рефлексия.
Ребята, понравился вам урок?
Почему?
Какое задание понравилось больше всех?
Почему?
Какую бы оценку вы себе поставили?
Выставляю оценки ребятам, отличившимся на уроке. Собираю работы учащихся и к следующему уроку выставляю оценки в журнал остальным ученикам.
6 этап. Задание на дом.
1 группа №447 (а, д, з), №402 (б, в),
2 группа №379 Семен, Андрей
КАРТОЧКА № 1 Семен |
Выполните сложение: а)  в)  |
Выполните вычитание: а)  в)  |
КАРТОЧКА № 2 Андрей |
Выполните сложение: а)  в)  |
Выполните вычитание: а)  в)  |
а | б | ш | д | и | р | н | о | р | ь |
 |  |  |  |  |  | | 10 |  | |
а | б | ш | д | и | р | н | о | р | ь |
 |  |  |  |  |  | | 10 |  | |
а | б | ш | д | и | р | н | о | р | ь |
 |  |  |  |  |  | | 10 |  | |
а | б | ш | д | и | р | н | о | р | ь |
 |  |  |  |  |  | | 10 |  | |
а | б | ш | д | и | р | н | о | р | ь |
 |  |  |  |  |  | | 10 |  | |
а | б | ш | д | и | р | н | о | р | ь |
 |  |  |  |  |  | | 10 |  | |
а | б | ш | д | и | р | н | о | р | ь |
 |  |  |  |  |  | | 10 |  | |
Самостоятельная работа «Отгадай слово».
Ответ примера соответствует букве слова. Если все примеры решены правильно, то с помощью “ключа” можно отгадать слово.
Вариант 1.
Вариант 2.
Самостоятельная работа «Отгадай слово».
Ответ примера соответствует букве слова. Если все примеры решены правильно, то с помощью “ключа” можно отгадать слово.
Вариант 1.
Вариант 2.
9