МБОУ СОШ № 3 г. Амурска
Урок математики во 2 классе
Система развивающего обучения Л.В.Занкова
Новикова Елена Валерьевна,
учитель начальных классов
Тема: Корень уравнения
Цель: - сформировать представление о понятии «корень уравнения».
УУД:
Предметные: формировать умения решать уравнения на нахождение неизвестных компонентов действий сложения и вычитания. Учить использовать термины «уравнение», «решение уравнений», «корень уравнения» в математической речи, решать уравнения на нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания.
Личностные: содействовать проявлению положительного отношения к школе и учебной деятельности, в частности, к математике.
Метапредметные:
Регулятивные: создать условия для формирования умения принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя, удерживать цель деятельности до получения ее результата.
Познавательные: создать условия для формирования умения делать выводы на основе сравнения, рассуждать по аналогии, использовать общие правила нахождения корней простейших уравнений при решении конкретных уравнений (дедуктивные рассуждения).
Коммуникативные: создать условия для формирования умений работать парами, группами, используя речевые коммуникативные средства, умеють договариваться и приходить к общему решению.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, слайдовая презентация, лист самооценки
Ход урока:
I . Организационный момент.
- Сегодня на уроке нам предстоит хорошо потрудиться. Давайте расшифруем слово «труд» и проверим готовность к уроку. (по слайдам)
Слайд 1: Т – тетрадь
Слайд 2: Р – ручка
Слайд 3: У – учебник
Слайд 4: Д – дневник
- Кто готов работать, садитесь.
II. Этап мотивации учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.
- Что вы видите на экране? (Слайд 5: 30+20=50)
+Равенство
- А теперь? (Слайд 6: + 20 = 50)
+Равенство с окошком, с неизвестным числом.
- А если мы заменим «окошко» буквой латинского алфавита, что получится?
(Слайд 7: Х + 20 = 50)
+Уравнение.
- А что такое уравнение?
+ Это равенство с неизвестным числом. (Слайд 8: Уравнение – это равенство, в котором есть неизвестное число, обозначенное буквой латинского алфавита.)
– Догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
+Об уравнениях.
- Действительно, сегодня на уроке мы будем работать с уравнениями. Как вы думаете, что нам предстоит сделать на уроке, используя уравнения? (вывешиваю слова на доску)
НАХОДИТЬ уравнения (№ 101)
РЕШАТЬ уравнения (работа в парах)
СОСТАВЛЯТЬ уравнения к задаче (№ 100)
СРАВНИВАТЬ уравнения (№ 102)
- А еще ОПРЕДЕЛЯТЬ (в группах) неизвестные компоненты в уравнениях. В этом нам поможет № … и т.д. (учитель подписывает номера и вид работы к словам)
III. Этап актуализации знаний.
Работа в группах.
- Определите, каким компонентом является неизвестное число в уравнении, и приклейте в нужную ячейку. Не забывайте о правилах работы в группе, ведь от этого зависит успех всей группы.
(Правила работы в группах вывешиваются)
Неизвестное слагаемое | Неизвестное уменьшаемое | Неизвестное вычитаемое |
| | |
10 + х = 17 | у – 7 = 3 | 12 – z = 8 |
*Проверка сигнальными карточками.
–Все ли уравнения правильно распределены?
*С помощью веера цифр определите:
- Чему равно неизвестное слагаемое? (7)
- Чему равно неизвестное уменьшаемое? (10)
- Чему равно неизвестное вычитаемое? (4)
Оцените свою работу по листу самооценки.
IV. Этап обобщения и систематизации знаний.
Составление кластера. (в парах на партах)
- Давайте обобщим наши знания и сделаем вывод: (выбирают и составляют пары)
Сложить вычитаемое и значение разности | Из уменьшаемого вычесть значение разности | Из значения суммы вычесть известное слагаемое |
Слагаемое |
Уменьшаемое |
Вычитаемое |
*Проверка по готовому кластеру (за отворотом доски)
- Поднимите руки, кто составил правильно.
Работа по учебнику № 102
- Используя эти правила, решите по заданию уравнение из № 102 (по рядам)
1 ряд – с неизвестным уменьшаемым (а – 6 = 14)
2 ряд – с неизвестным вычитаемым (27 – в = 3)
3 ряд – с неизвестным слагаемым (у +2 = 24 или 12 + с = 19)
*Самопроверка по листам.
- У кого правильно, поставьте +
1 ряд а – 6 = 14 а = 6 + 14 а = 20 20 – 6 = 14 14 = 14 | 2 ряд 27 – в = 3 в = 27 – 3 в = 24 27 – 24 = 3 3 = 3 | 3 ряд у + 2 = 24 12 + с = 19 у = 24 – 2 с = 19 – 12 у = 22 с = 7 22 + 2 = 24 12 + 7 = 19 24 = 24 19 = 19 |
Оцените свою работу по листу самооценки
Физминутка
V. Этап применения знаний и умений в новой ситуации.
1) Знакомство с понятием «корень» уравнения.
- Отгадайте загадку:
В высоту, к теплу и свету,
Без усилий лезут ветки,
И настойчивей, упорней
Прорастают в землю …
(корни)
- Предположите, какое число можно назвать «корнем » в уравнении?
- Найденное вами неизвестное число в уравнении называется корнем уравнения, оно превращает уравнение в верное равенство.
2) Работа в парах.
- Выберите на нашем дереве уравнение по своему вкусу и найдите его корень. Верните решенное уравнение на своем место.
15-п=6 9+р=11 х+7=13 е-7=8 | у+10=18 7+х=9 10-с=10 в-4=5 | 5+у=8 х+3=11 19-z=9 а-6=13 |
 |
*Проверка по рядам сигнальными карточками.
-Все ли корни найдены верно?
1 ряд – проверяет левую сторону дерева
2 ряд – проверяет центральную часть дерева
3 ряд – проверяет правую сторону дерева
Оцените свою работу по листу самооценки
Работа по учебнику № 100. Решение задачи с помощью уравнения.
- Так что же значит «решить уравнение»?
+Найти его корень.
- Прочитайте текст задачи № 100.
- На доске 4 уравнения, составленные к этой задаче. Подойдите к тому уравнению, которое считаете верным и объясните свой выбор.
(37-х=5, х-37=5, 37-5=х, 5 + х = 37)
- Почему именно это?
+Неизвестно, сколько Миша потратил, а это вычитаемое.
+Если сложить все деньги, которые Миша потратил и сколько у него осталось, то и получится, что у него было 37 руб.
Оцените свою работу по листу самооценки
Самостоятельная работа (с доски)
– Из чисел 10, х, 17 составьте уравнение и найдите его корень, используя действие:
Мальчики – сложение, девочки – вычитание
*Проверка (на доске: девочки записывают свои уравнения, мальчики - свои)
- Какие уравнение составили? Чему равен корень уравнения? (хором)
Мальчики: 10+х=37 х=27, х+10=37 х=27
Девочки: 37-х=10 х=27, х-10=37 х=47, х-37=10 х=47
VI. Этап информации о домашнем задании.
- Дома вы найдете среди предложенных выражений уравнения, выпишите их и найдете корни уравнений из № 101 (п.1).
VII. Этап подведения итогов урока.
- Подведем итог нашего урока. Закончите предложение:
Уравнение – это равенство, содержащее … (неизвестное число)
Неизвестное число в уравнении называется … (корнем уравнения)
Корень уравнения превращает уравнение в верное… (равенство)
VIII. Этап рефлексии.
- Наш урок подошел к концу, давайте вернемся к началу урока и вспомним, над чем мы планировали поработать, используя уравнения. Проанализируйте, что получилось хорошо, а над чем еще предстоит поработать, в этом вам поможет лист самооценки, колонка, где больше всего «минусов».
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Спасибо всем за работу. Урок окончен.