СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 1 классе на тему "Хоровод муз"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке первоклассники знакомятся с особенностями хороводов разных народов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 1 классе на тему "Хоровод муз"»

Урок 2. ХОРОВОД МУЗ


З а д а ч а: Раскрыть мысль о том, что музыкальный язык разных народов понятен без перевода.

М у з ы к а л ь н ы й м а т е р и а л: Греческий танец «Сиртаки»; молдавская хороводная песня-пляска «Хора», рус. хоровод «Во поле береза стояла»; Па-де-де из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Пение – р.н.п. «Во поле береза стояла».


Х О Д У Р О К А


  1. П. Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» - вход в класс

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПРЕДЫДУЩЕГО УРОКА


УЧИТЕЛЬ. Ребята, когда вы вошли в класс, звучала знакомая музыка. Кто сочинил ее?

- Петр Чайковский.

- Как называют человека, сочиняющего музыку?

- Композитор.

Как называют коллектив, который исполнил эту музыку?

- Оркестр.

А кем вы были, когда слушали эту прекрасную музыку композитора Петра Ильича Чайковского?

- Слушателями.

Музыка в жизни сопровождает нас повсюду, она звучит в самых различных жизненных обстоятельствах: при рождении, в будни, праздники. Отдыхает ли человек – напевает любимую песню, работает ли – тоже помогает себе песней. Музыку можно услышать не только в концертном зале, театре, по радио и телевизору. Музыка звучит и в душе человека, и в природе:

Послушай, как щебечут птицы,

Послушай, как поет волна,

Как дождь в окно твое стучится, -

Повсюду музыка слышна.

Вспомните какой-нибудь праздничный день. Разве можно в такой день обойтись без музыки? Все поют, танцуют, веселятся. Но песни и танцы словно перестают быть каким-то особым музыкальным искусством, мы просто развлекаемся, отдыхаем. А когда мама поет колыбельную песню, никто не подумает, что она занимается музыкой, — музыка стала уже частью жизни.


ИГРОВОЙ МОМЕНТ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗВУКИ»


(Затем учитель обращает внимание детей на иллюстрацию из учебника - с.3): Звучит ли здесь музыка?

Птицы на ветке поют, и их слушает девушка с обручем на голове. Кто она такая?

(Рассказываем о музах: волшебницы, добрые феи, раскрывающие перед людьми чудесный мир искусства, в том числе и музыки).

На прошлом уроке одна из Муз познакомила нас с песней о школе. Продолжаем разучивать песню. Споем эту песню выразительно, напевно, легким звуком.


РАБОТА НАД «ПЕСНЕЙ О ШКОЛЕ» (МУЗ. КАБАЛЕВСКОГО) И ИСПОЛНЕНИЕ.

(Перед началом исполнения учитель стремится создать в классе атмосферу «концертного зала»: музыка должна звучать в тишине, перед исполнением песни необходимо настроиться на нужный характер – выпрямиться и т.п.)


  1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА И РАБОТА ПО НЕЙ (БЕСЕДА-ПРЕЗЕНТАЦИЯ)


УЧИТЕЛЬ. Мы исполнили песню. Как можно нас назвать?

- Исполнители.

Поющий коллектив исполнителей называют словом хор.

Хор издавна был одним из действующих лиц спектакля в театральных представлениях Древней Греции (слайд). Позже этим словом стали называть певческий коллектив, а также музыкальное произведение для хорового исполнения. Услышишь слово хор – и сразу представляешь много певцов.

Скажите, как мы исполняли сегодня «Песню о школе»?

- Хором.

Услышишь слово хоровод – и перед глазами возникают девушки и парни, которые двигаются по кругу в танце. Хоровод также древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Хороводы тесно связаны с обрядами и праздниками любого народа. Хоровод — это всегда движение, чаще всего по кругу. Хоровод – слово греческого происхождения, в переводе означает – групповой танец с пением. Потому в хороводах любого народа сочетаются пение, инструментальная музыка, игра и танец. (Показ слайдов).

Слова хор и хоровод – родственные. Объясните, почему?

- Один корень - «хор».

Что это означает?

- Коллективное исполнение.


УЧИТЕЛЬ. Сегодня наша добрая фея – Муза приглашает в необычное путешествие. Она поведет нас в разные страны: из одной в другую, раскроет перед нами особенности песен и танцев разных народов мира. Вы услышите в записи музыку и русского хоровода, и греческий танец сиртаки, и молдавскую хору (хороводную пляску с пением). Сравните эти танцы между собой, обратите внимание на сходство или различие их характера и настроения, выделите характерные интонации и ритмы.

Итак, слушаем песни и танцы разных народов мира. Какие из них вам знакомы?


СЛУШАНИЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ:

«БЕРЕЗКА», Р.Н.М.

«СИРТАКИ» (МУЗ. М. ТЕОДОРАКИСА)

«ХОРА», МОЛДАВСКАЯ Н.М.


УЧИТЕЛЬ. Чем схожи и чем отличаются эти мелодии разных народов?

Какими чувствами наполнена музыка русского, греческого и молдавского танцев?

Каковы особенности звучания инструментов? певческих голосов?

(Учитель использует метод «сходства и различия», с помощью которого начинается познание детьми жанровых и стилистических особенностей музыки, ее музыкального языка.)


  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА


УЧИТЕЛЬ. Хоровод муз объединил сегодня непохожие друг на друга музыкальные образы, сделал понятным без перевода музыкальный язык разных стран и народов. Мы убедились, что и песни, и танцы неотделимы от жизни человека и рождены ею, так как связаны с обычаями, нравами, бытом, особенностями речи и темперамента людей, с природой, которая их окружает.

Подберите выразительные движения к этим танцам-хороводам разных стран.


ПОВТОРНОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ (ИМПРОВИЗАЦИИ): САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

(Элементы импровизации на уроке послужат подкреплением мысли о том, что и песни, и танцы неотделимы от жизни человека.)


Выход из класса под музыку РНП «Березка».