Урок 2. ХОРОВОД МУЗ
З а д а ч а: Раскрыть мысль о том, что музыкальный язык разных народов понятен без перевода.
М у з ы к а л ь н ы й м а т е р и а л: Греческий танец «Сиртаки»; молдавская хороводная песня-пляска «Хора», рус. хоровод «Во поле береза стояла»; Па-де-де из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Пение – р.н.п. «Во поле береза стояла».
Х О Д У Р О К А
П. Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» - вход в класс
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПРЕДЫДУЩЕГО УРОКА
УЧИТЕЛЬ. Ребята, когда вы вошли в класс, звучала знакомая музыка. Кто сочинил ее?
- Петр Чайковский.
- Как называют человека, сочиняющего музыку?
- Композитор.
Как называют коллектив, который исполнил эту музыку?
- Оркестр.
А кем вы были, когда слушали эту прекрасную музыку композитора Петра Ильича Чайковского?
- Слушателями.
Музыка в жизни сопровождает нас повсюду, она звучит в самых различных жизненных обстоятельствах: при рождении, в будни, праздники. Отдыхает ли человек – напевает любимую песню, работает ли – тоже помогает себе песней. Музыку можно услышать не только в концертном зале, театре, по радио и телевизору. Музыка звучит и в душе человека, и в природе:
Послушай, как щебечут птицы,
Послушай, как поет волна,
Как дождь в окно твое стучится, -
Повсюду музыка слышна.
Вспомните какой-нибудь праздничный день. Разве можно в такой день обойтись без музыки? Все поют, танцуют, веселятся. Но песни и танцы словно перестают быть каким-то особым музыкальным искусством, мы просто развлекаемся, отдыхаем. А когда мама поет колыбельную песню, никто не подумает, что она занимается музыкой, — музыка стала уже частью жизни.
ИГРОВОЙ МОМЕНТ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗВУКИ»
(Затем учитель обращает внимание детей на иллюстрацию из учебника - с.3): Звучит ли здесь музыка?
Птицы на ветке поют, и их слушает девушка с обручем на голове. Кто она такая?
(Рассказываем о музах: волшебницы, добрые феи, раскрывающие перед людьми чудесный мир искусства, в том числе и музыки).
На прошлом уроке одна из Муз познакомила нас с песней о школе. Продолжаем разучивать песню. Споем эту песню выразительно, напевно, легким звуком.
РАБОТА НАД «ПЕСНЕЙ О ШКОЛЕ» (МУЗ. КАБАЛЕВСКОГО) И ИСПОЛНЕНИЕ.
(Перед началом исполнения учитель стремится создать в классе атмосферу «концертного зала»: музыка должна звучать в тишине, перед исполнением песни необходимо настроиться на нужный характер – выпрямиться и т.п.)
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА И РАБОТА ПО НЕЙ (БЕСЕДА-ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
УЧИТЕЛЬ. Мы исполнили песню. Как можно нас назвать?
- Исполнители.
Поющий коллектив исполнителей называют словом хор.
Хор издавна был одним из действующих лиц спектакля в театральных представлениях Древней Греции (слайд). Позже этим словом стали называть певческий коллектив, а также музыкальное произведение для хорового исполнения. Услышишь слово хор – и сразу представляешь много певцов.
Скажите, как мы исполняли сегодня «Песню о школе»?
- Хором.
Услышишь слово хоровод – и перед глазами возникают девушки и парни, которые двигаются по кругу в танце. Хоровод также древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Хороводы тесно связаны с обрядами и праздниками любого народа. Хоровод — это всегда движение, чаще всего по кругу. Хоровод – слово греческого происхождения, в переводе означает – групповой танец с пением. Потому в хороводах любого народа сочетаются пение, инструментальная музыка, игра и танец. (Показ слайдов).
Слова хор и хоровод – родственные. Объясните, почему?
- Один корень - «хор».
Что это означает?
- Коллективное исполнение.
УЧИТЕЛЬ. Сегодня наша добрая фея – Муза приглашает в необычное путешествие. Она поведет нас в разные страны: из одной в другую, раскроет перед нами особенности песен и танцев разных народов мира. Вы услышите в записи музыку и русского хоровода, и греческий танец сиртаки, и молдавскую хору (хороводную пляску с пением). Сравните эти танцы между собой, обратите внимание на сходство или различие их характера и настроения, выделите характерные интонации и ритмы.
Итак, слушаем песни и танцы разных народов мира. Какие из них вам знакомы?
СЛУШАНИЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ:
«БЕРЕЗКА», Р.Н.М.
«СИРТАКИ» (МУЗ. М. ТЕОДОРАКИСА)
«ХОРА», МОЛДАВСКАЯ Н.М.
УЧИТЕЛЬ. Чем схожи и чем отличаются эти мелодии разных народов?
Какими чувствами наполнена музыка русского, греческого и молдавского танцев?
Каковы особенности звучания инструментов? певческих голосов?
(Учитель использует метод «сходства и различия», с помощью которого начинается познание детьми жанровых и стилистических особенностей музыки, ее музыкального языка.)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА
УЧИТЕЛЬ. Хоровод муз объединил сегодня непохожие друг на друга музыкальные образы, сделал понятным без перевода музыкальный язык разных стран и народов. Мы убедились, что и песни, и танцы неотделимы от жизни человека и рождены ею, так как связаны с обычаями, нравами, бытом, особенностями речи и темперамента людей, с природой, которая их окружает.
Подберите выразительные движения к этим танцам-хороводам разных стран.
ПОВТОРНОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ (ИМПРОВИЗАЦИИ): САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
(Элементы импровизации на уроке послужат подкреплением мысли о том, что и песни, и танцы неотделимы от жизни человека.)
Выход из класса под музыку РНП «Березка».