урок по биологии в 11 классе
на тему: «Человеческие расы»
учитель биологии ГБОУ ЦО № 650
Кузина Нина Михайловна
Цель урока: сформировать знания о человеческих расах и их биологическом единстве.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания о стадиях эволюции человека; факторах антропогенеза. Понятия «вид», «критерии вида» и доказать существование одного вида Человек разумный, представленного расами (используя при этом постановку проблемной ситуации). Дать понятия расы, расоведение, расизм. Рассмотреть механизмы, которые лежат в основе формирования человеческих рас.
Развивающие: развивать умение мыслить, применять свои знания для прогнозирования и анализа проблемных вопросов. Продолжить формирование умения работать с дополнительной литературой, энциклопедической литературой, интернетом. Закрепить навыки систематизации и обобщения материала.
Воспитательные: показать несостоятельность расизма. Воспитание в учащихся расовой толерантности.
Оборудование: таблицы: «Человеческие расы», «Этапы антропогенеза», бюсты питекантропа, синантропа, кроманьонца, представителей рас человека, компьютерное обеспечение, разработанная презентация.
Тип урока: совершенствование и применение теоретических знаний и умений
Педагогическая технология: коммуникативные технологии
Методы и методические приёмы: рассказ с элементами беседы с применением компьютерной презентации; самостоятельная работа (поурочный рейтинговый контроль) План урока
I.Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление изученного материала.
V. Рефлексия.
VI. Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент (сообщение темы, цели, ожидаемых конечных результатов по уроку).
Актуализация знаний. (терминология, проверка домашнего задания поурочный рейтинговый контроль)
Сегодня мы завершаем тему «Происхождение человека».
У вас есть право придерживаться различных теорий по этому вопросу – божественной, инопланетной (как варианта теории панспермии).
Но напомню, что мы рассматриваем с вами тему с биологической - естественнонаучной точки зрения.
Биологический аспект теории антропогенеза заключается в происхождении и эволюции рода Homo, в определении места человека разумного в животном мире, его родстве с другими приматами, и особенно с ближайшими родичами – современными человекообразными обезьянами. И речь на наших уроках идёт об эволюции человека как биологического вида и факторах, которые обусловили этот процесс.
Сегодня, мы пойдем еще дальше и поговорим о человеческих расах, нам предстоит найти ответы на следующие вопросы (Слайд):
Что такое расы? Расоведение? Расизм?
Как произошли расы?
Почему люди разных рас так отличаются внешне? Есть ли внутренние отличия между ними?
Какие механизмы лежат в основе формирования рас?
Но давайте обо всем по порядку.
(терминология, актуализация основных вопросов по теме).
Мы рассмотрели движущие силы антропогенеза, основные этапы и стадии эволюции человека. Вспомним основные термины:
ЭВОЛЮЦИЯ
АНТРОПОГЕНЕЗ
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ АНТРОПОГЕНЕЗА
МОРФОЛОГИЯ
ОЛДОВАЙСКАЯ КУЛЬТУРА
ПИТЕКАНТРОП
ДРИОПИТЕК
АЛЛЕЛИ
ГЕНОФОНД.
Проверка домашнего задания:
устный индивидуальный опрос 2-х учащихся по вопросам домашнего параграфа:
1 человек - На каком основании питекантропа и синантропа можно считать предками человека?
Дополнительный вопрос: Назовите положение человека в системе животного мира.
2 человек – Как Вы считаете, на чем основано утверждение, что кроманьонцы первые современные люди?
Дополнительный вопрос: Перечислите важнейшие этапы эволюции человека.
Поурочный рейтинговый контроль (тестирование или разноуровневые самостоятельные работы на 5 минут даются на каждом уроке по ходу изучению темы, в конце темы выводится общая оценка за письменные работы)
III. Изучение нового материала.
Итог по опросу, письменной работе и переход к новой теме:
Кроманьонцы – первые современные люди, наши непосредственные предки. Они появились 30 – 40 тысяч лет назад.
Как изменился современный человек? Как и когда появились человеческие расы?
Что такое расы?
Какие расы Вам известны?
Каковы особенности различных рас?
план урока (Слайд №3)
1. Расы – это подразделения одного вида или каждая из них является отдельным видом?
2. Отличительные характеристики рас.
3. Когда могли появиться расы? С чем связаны морфологические различия рас?
4. К какой группе изменений можно отнести формирования расовых признаков: ароморфозам или идиоадаптациям?
Какой вывод можно сделать?
Во всех расах большинство генов представлено одними и теми же аллелями; различие состоит лишь в соотношениях, в которых эти аллели участвуют в генофонде. Количество генов, отличающих одну расу от другой невелико, и они определяют лишь внешние признаки: цвет кожи, цвет глаз, форму носа и т.д., т. е. они имеют одинаковый наследственный потенциал, а значит и единое происхождение, а значит Расы – это подразделения одного вида Человек разумный.
КОГДА МОГЛИ НА ЗЕМЛЕ ПОЯВИТСЯ РАСЫ? С чем это связано? (вопрос классу)
Вероятно, образование рас началось на стадии кроманьонца, когда труд стал основой существования общества и люди уже умели приспосабливаться к неблагоприятным условиям. Климатические факторы и естественный отбор на этой стадии утратили своё первостепенное значение. Люди стали расселяться на новые территории. Вследствие длительного существования в определенных физико-географических условиях у разных людей возник ряд наследственных свойств (цвет кожи, волос), которое в дальнейшем прошлом могло иметь адаптивное, приспособительное значение. Но эти признаки не влияли на умственные способности, речь, познание, трудовую деятельность.
Приведём доказательства: у негроидов темная окраска кожи могла закрепиться как защитное приспособление против ярких солнечных лучей, шапка курчавых волос имеет воздушную прослойку, что защищает голову от перегрева.
А европеоиды?
А монголоиды?
К КАКОЙ ГРУППЕ ИЗМЕНЕНИЙ МОЖНО ОТНЕСТИ ФОРМИРОВАНИЕ РАСОВЫХ ПРИЗНАКОВ: АРОМОРФОЗОВ ИЛИ ИДИОАДАПТАЦИЙ?
А что такое расизм?
Евгеника?
Кто такие скинхеды?
Что Вам известно на эту тему? (Слайд)
IV. Итог по теме урока: (по слайду) и вопросам
Что такое расы?
Какие расы Вам известны? Перечислите признаки каждой расы.
Какие механизмы лежат в возникновении рас?
На чем основаны расовые различия людей?
Что такое расоведение?
что такое расизм?
Вывод
Расы – это подразделения одного вида Человек разумный. Механизм образования рас таков же, как и механизм образования внутривидовых группировок животных. Они появились в результате географической изоляции популяций, живших в разных природно-климатических условиях, и обособились они уже после формирования социальных взаимоотношений. Темпы эволюции человека как вида резко снизились. Ни одна из рас не достигла видового обособления. Следовательно, всё человечество – это единый биологический вид.
V. Рефлексия (слайд).
VI Домашнее задание – прочитать параграф 48, ответить на вопросы параграфа.