СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему «Индийские касты».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в пятом классе по всем требованиям ФГОС ООО, включающий в себя разнообразные виды деятельности обучающихся на данном уроке истории Древнего мира. Урок предполагает развитие у обучающихся УУД. Применены интерактивные технологии с элементами ТРКМ. Урок предполагает развитие различных навыков:картографических, коммуникативных, методику проблемного обучения, умения работать в группе, принимать решение. По окончанию урока предусмотрена рефлексия:обучающиеся делают выводы по изученной теме, затем самостоятельно оценивают свою индивидуальную работу в группе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «Индийские касты».»

Тема урока: Индийские касты.

Цель: ознакомление с индийскими кастами.

Задачи:

Образовательные:

- сформировать представление о разновидностях каст в Древней Индии;

- узнать о происхождении каст;

- получить определенные знания о правах и обязанностях каждой из каст.

Развивающие:

- развивать у обучающихся умения анализировать, высказывать свою точку зрения и делать выводы;

- развивать картографические умения пятиклассников.

Воспитательная:
- воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемые педтехнологии: элементы проектной технологии, элементы ТРКМ.

Оборудование урока:

Карта на доске для актуализации знаний «Древняя Индия»; компьютер; проектор; раздаточный материал; маркеры разных цветов; учебник А.А. Вигасина, Г. И. Годера «Всеобщая история. История Древнего мира». М.: «Просвещение», 2015.

Содержательный минимум:

Основные понятия: касты, брахманы, «неприкасаемые», «буддизм».

На начало урока обучающиеся рассаживаются на 4 группы по количеству каст в Древней Индии.

Планируемые образовательные результаты

Познавательные:

- самостоятельно делать выводы;

-структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Регулятивные:

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

- планировать пути достижения целей;

- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге;

- слушать и понимать других;

- работать в группах.

Личностные:

- понимать важность учебы и познание нового, понимать ценности других народов.



































Конспект урока.



  1. Организационный момент.

Учитель приветствует обучающихся и отмечает отсутствующих.

  1. Формулировка темы, целеполагание.

Учитель: В какую страну мы с вами совершили путешествие на предыдущем уроке? (Обучающиеся отвечают на вопрос).

Учитель: Верно, Древнюю Индию, это удивительная и загадочная страна, но мы с вами еще не все загадки разгадали, не на все вопросы ответили. Вспомните Древнюю Индию, опишите ее географическое положение (Обучающиеся на карте показывают Древнюю Индию и объясняют ее географическое положение).

Учитель: А сейчас, ребята, обратите внимание на слайд, что на нем изображено (Слайд № 1).

Обучающиеся анализируют данные на слайде и отвечают на вопрос.

Учитель: Вспомните, было ли одинаковым положение этих групп в обществе? (Обучающиеся отвечают на вопрос)

Учитель: Как вы думаете, такое деление общества на группы было характерно только для Египта? (Обучающиеся отвечают на вопрос)

Учитель: Опираясь на данную информацию, обсудите в группе и сформулируйте тему урока, не забудьте, что мы с вами продолжаем разгадывать загадки Древней Индии. (Обучающиеся работают в группе и формулируют тему урока.)

Учитель: Итак, тема урока «Индийские касты».(Слайд № 2). Запишите название темы в тетрадь.

Учитель: Ребята, предположите:

  1. На какие вопросы мы должны получить ответы в ходе урока?

Обучающиеся предполагают вопросы: Что такое касты? Какие касты были в Индии? В чем проявлялось неравенство между различными группами населения Древней Индии?

Учитель: Таким образом, ребята, вы выделили ключевые моменты нашего урока и тем самым определили цель и образовательные задачи урока.

  1. Открытие нового знания.

  1. Что такое «каста»?

Учитель: Итак, что же такое каста? Найдите определение этого понятия на странице 100 вашего учебника. Поработайте устно с термином: прочитайте определение понятия, разбейте его на составные части, тем самым выделяя в нем те моменты на которые нужно обратить внимание (которые раскрывают данное понятие). (Обучающиеся выполняют задание).

Учитель организует устно проверку выполнение задания.

  1. Миф о происхождении каст

Учитель: Индусские легенды возводят появление каст к Богу Брахме, который создал людей из частей своего тела и разделил их на четыре части, каждая из которых имела свои права и обязанности.

Учитель: У вас на столе лежат рабочие листы (Приложение № 1), работая со страницей 101 вы должны отметить, к какой части тела принадлежала каждая каста. (Обучающиеся выполняют задание на применение новых знаний, а затем проверяют правильность его выполнения, сравнивая с образцом на слайде № 3)

Физкультминутка:

Учитель: Давайте с вами проведем физкультминутку и прогуляемся по индийским джунглям.(Слайд № 4). Повторяйте за мной движения:

  1. Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (повторим несколько раз)

  2. Идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея

  3. Увидели птицу слева, справа (поворот головы влево, вправо)

  4. Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем носом воздух)

  5. Раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя)

  6. Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).



  1. Основные занятия и особенности жизни

Учитель: Каждая группа получает одну из каст, через 5-6 минут работы необходимо подвести итоги заполнения таблицы каждой группы. (Приложение № 2)

На доске магнитами прикреплены названия каст. К доске выходит представитель из каждой группы, прикрепляет листок с обозначением к соответствующему названию, называет касту и объясняет характеристику касты.

Учитель организует проверку выполнения группового задания (Слайд № 5).

  1. Будда - основатель религии буддизм

Учитель: Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей? (Обучающиеся отвечают на вопрос).

Учитель: Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное? (Обучающиеся отвечают на вопрос).

Учитель: И все-таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям.(Слайд № 6). Предлагаю вашему вниманию просмотреть фрагмент фильма о Будде.

  1. Рефлексия (итог урока)

Учитель: А сейчас, ребята, мы с вами выполним задание «да», «нет». Я задаю вопрос, а вы говорите ответ.

  1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. (Да)

  2. Из ступней Бога вышла каста воинов. (Нет)

  3. Жрецы были самой высшей и главной кастой. (Да)

  4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. (Нет)

  5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. (Да)

Учитель: Ребята, как вы оцените свою работу? Вам на рабочих листах представлены смайлики, раскрасьте тот, который считаете нужным (Приложение № 3).

  1. Д/з:

«3» - §21 пересказ

«4» - §21 пересказ, ответить устно на вопросы 1,2,5 после §21 с. 105 из рубрики «Проверьте себя».

«5» - §21 пересказ, выполнить письменно задание на с. 105 из рубрики «Подумайте».