СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обществознания в 8 классе "Труд"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока обществознания в 8 классе к учебнику Кравченко. Тема "Труд".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания в 8 классе "Труд"»

Конспект урока.

Предмет : обществознание

Класс: 8

Тема: Труд.

Цель: подвести обучающихся к пониманию роли труда в обществе людей.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: сотрудничество, договариваться, приходить к общему решению; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Познавательные: работа с информацией, представленной как в текстовом, так и вне текстовом материале (извлечение, преобразование, синтез)

Регулятивные: планирование, контроль и оценивание своих действий при работе с учебным материалом; умение следовать инструкциям.

Технология: технология развития критического мышления

Приёмы: кластер, корзина идей, мозговой штурм.

Оборудование: медиапроектор, ноутбук, лист формата а3 (по числу групп), магниты, маркеры, презентация, раздаточный материал.


Ход урока.

Мотивация, целеполагание:

Учитель: Человек живёт в материальном мире, составляющим элементом которого является общество.

Какую сферу жизнедеятельности общества мы сейчас изучаем? (ответы обучающихся)

Слайд1.

Посмотрите на экран. Найдите общее между людьми, изображёнными на слайде. (обсудить в паре – 30 секунд)

Ответы обучающихся: все они работают, трудятся. (тема фиксируется на доске и в тетрадях обучающихся.)

Слайд2.

На слайде записано высказывание Вольтера «Труд избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока, нужды» Исходя из данного изречения, сформулируйте, что мы должны выяснить сегодня на уроке. Обсудите в группах. Время – 1 минута.

Ответы обучающихся(фиксируются на доске):

  • что такое труд

  • зарплата и её формы

  • незанятость (безработица)

мы с вами составили план урока.

Работа с понятием.

Учитель: у вас на столах лежат файлы с заданиями. Найдите зелёный лист и прочитайте задание. На работу в группах – 3 минуты. (Приложение 1).

Что такое «труд»? Используется приём «Кластер», обучающиеся называют важные с их точки зрения признаки труда, учитель фиксирует на доске.


Ребята, а теперь используя данные признаки, составьте определение понятия «труд». На работу в группе – 1 минута.

Затем каждая группа озвучивает своё понятие, обучающиеся обсуждают и записывают в тетрадь наиболее точное определение с их точки зрения.

Re: слайд 3: распределите профессии на группы (приложение 2)

Какой труд наиболее значим и важен?

Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы?

Выводы: любой труд важен. Большая часть населения современных стран занята в сфере обслуживания.


Составьте рейтинг профессий (по группам – 1 минута).

Что для вас явилось главным критерием именно такого распределения?

Представление работы каждой группы.

Вывод – основным критерием является заработная плата.

Беседа с обучающимися:

Получают ли ваши родители заработную плату?

За какой период они получают заработную плату?

Как вы считаете, что такое заработная плата?

Ответы обучающихся. Запись понятия в тетрадь.

По тексту на стр.106 составить схему «Формы оплаты труда». На работу – 3 минуты. (формат а3, маркеры)

Представление результатов работы групп (2 минуты).

Re: на синих листах написаны задачи, определите форму оплаты труда.

На работу в группах – 2 минуты. (приложение 3)


Учитель: Как называется время, свободное от труда? (ответы обучающихся – досуг, отдых)

Но иногда в жизни человека встречается время, свободное от труда, но оно сильно отличается от досуга. Такое время называется «безработица».

Кого можно назвать безработным? (приём «Корзина идей»)

А)Каждый самостоятельно запишите 2 признака безработного(2 минуты)

Б) Обсудите в парах: из 4 признаков выберите 2 и запишите на листочках (2 минуты)

В) обсудите в группах: выберите 4 признака и запишите в схему на фиолетовом листе (2 минуты).

Представление результатов групп.

Учитель представляет слайд 4 – эталон. Сравните.

Учитель: Возьмите жёлтый лист, на нём представлен анализ уровня безработицы в Пермском крае за 2015 год. Инструкция на листе. На ознакомление 1 минута.

Беседа:

В каком возрасте самый высокий уровень безработицы?

Почему именно в этом возрасте?

Среди представителей какого уровня образования больше всего безработных?

Ответы обучающихся.


Профориентация: вы подходите рубежу, когда нужно определяться с профессией. Карьера, которую вы сделаете и работа, которую вы получите, будет результатом ваших усилий в учёбе. Многое будет зависеть от того, насколько будет востребована избранная вами специальность.

Слайд 5: Посмотрите, какие профессии будут востребованы на период до 2020 года.


Рефлексия:

Слайд 6 «Моё отношение к теме»: Взгляните на слайд, обдумайте и выберите один из вариантов ответа. Показывают своё отношение поднятием руки, выборочно объясняют свой выбор.

Слайд 7 «Моё понимание учебного материала»: Взгляните на слайд, обдумайте и выберите один из вариантов ответа. Показывают своё отношение поднятием руки.

Предметная: тест по теме «труд» (приложение 6)

Проверка и самооценка.


Домашнее задание:

  • Дифференцированно: параграф 16,

  • Подготовить краткое сообщение (на выбор):

  • о заинтересовавшей профессии

  • Об учебном заведении среднего профессионального образования в Пермском крае.


До свидания. Спасибо за урок.





























Приложение 1.

Группа 1 (учебник стр. 105):

Труд – это деятельность человека, направленная на достижение определённых целей, на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг.

Труд делится на 2 большие категории – производительный и непроизводительный. Производительным считается всякий труд, создающий продукты или предметы, являющиеся товарами. Непроизводительный труд не создаёт товары, он оказывает услуги.

Задания:

  1. Прочитать текст.

  2. Выделить основные слова в определениях.

Группа 2 (по материалам сайта ВЕБОТВЕТ):

Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели[1]. Труд делится на 2 большие категории – производительный и непроизводительный. Производительным считается всякий труд, создающий продукты или предметы, являющиеся товарами. Непроизводительный труд не создаёт товары, он оказывает услуги.

Задания:

1. Прочитать текст.

2. Выделить основные слова в определениях.

Группа 3 (Толковый словарь Ожегова):

Труд

-а, м. 1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. Научная организация труда. Производительность труда. Право на т. Люди труда (трудящиеся; высок.). Общественное разделение труда. Охрана труда. Труд делится на 2 большие категории – производительный и непроизводительный. Производительным считается всякий труд, создающий продукты или предметы, являющиеся товарами. Непроизводительный труд не создаёт товары, он оказывает услуги.

Задания:

1. Прочитать текст.

2. Выделить основные слова в определениях.





Приложение 2.

Профессия

Производительный труд

Непроизводительный труд

ПОВАР



САПОЖНИК



ИНЖЕНЕР



МАШИНИСТ



ДИЗАЙНЕР



ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА



ОФИЦИАНТ



ЮРИСТ



ДВОРНИК









































Приложение 3.

Группа 1:

Определите форму заработной платы:

Между бригадой строителей и работодателем был подписан трудовой договор, по которому работодатель выплатит зарплату только по завершению всего объёма работ и сдачи объекта.

Группа 2:

Определите форму заработной платы:

Бригада строителей подписала трудовой договор, по которому обязалась сдавать каждый срубленный венец бани за 4 дня. В случае выполнения договора и сдачи работы именно в этот срок, работодатель заплатит им по 10 000 руб. за венец, (т.е. полностью выполненной работы).

Группа 3:

Определите форму заработной платы:

Работодателю надо расчистить территорию под строительство. Он нанял технику и рабочих для этих целей. Час работы бульдозера стоит 5 000 руб., час работы экскаватора стоит-10000руб.Час работы рабочих стоит 500 руб. Какую форму выплаты з.п. использует работодатель.













Приложение 4.









безработный



















































Приложение 5.







Ответьте на вопросы:

  1. В каком возрасте самый высокий уровень безработицы?

  2. Как вы считаете, в чём причины данного явления?

  3. Среди представителей какого уровня образования больше всего безработных?








Приложение 6.

Обществознание 8 класс

Тест для 8 класса «Труд»

  1. Сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества., на производство товаров и услуг - это ….

  2. Верны ли следующие суждения о заработной плате?

А. Материальное вознаграждение за труд существует только в форме денег.

Б. Уровень квалификации работника влияет на размер за­работной платы.

  1. Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.


3. По российскому законодательству безработным может считаться:

1) гражданин Д., который несколько лет назад вышел на пенсию по возрасту и теперь нигде не работает;

2) несовершеннолетний К. — ученик 8 класса общеобразо­вательной школы, живущий на содержании родителей;

3) гражданин М., сумевший устроиться на работу только на неполную рабочую неделю с одним рабочим днем;

4) гражданин С, который переехал в другой город, где не сумел найти работу по специальности и временно получа­ет пособие по безработице.

4. Найдите черты сходства и отличия между производительными непроизводительным трудом.

I) Создается продукт, являющийся товаром;

2) оказываются услуги;

3) является разновидностью экономической активности;

4) предполагает вознаграждение;


Выберите и запишите в первую колонку таблицы поряд­ковые номера черт сходства, а во вторую колонку — по­рядковые номера черт отличия.



Черты сходства

Черты отличия






Тест для 8 класса «Труд»

  1. Сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества., на производство товаров и услуг - это ….

  2. Верны ли следующие суждения о заработной плате?

А. Материальное вознаграждение за труд существует только в форме денег.

Б. Уровень квалификации работника влияет на размер за­работной платы.

  1. Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.


3. По российскому законодательству безработным может считаться:

1) гражданин Д., который несколько лет назад вышел на пенсию по возрасту и теперь нигде не работает;

2) несовершеннолетний К. — ученик 8 класса общеобразо­вательной школы, живущий на содержании родителей;

3) гражданин М., сумевший устроиться на работу только на неполную рабочую неделю с одним рабочим днем;

4) гражданин С, который переехал в другой город, где не сумел найти работу по специальности и временно получа­ет пособие по безработице.

4. Найдите черты сходства и отличия между производительными непроизводительным трудом.

I) Создается продукт, являющийся товаром;

2) оказываются услуги;

3) является разновидностью экономической активности;

4) предполагает вознаграждение;


Выберите и запишите в первую колонку таблицы поряд­ковые номера черт сходства, а во вторую колонку — по­рядковые номера черт отличия.



Черты сходства

Черты отличия