Конспект урока.
Предмет : обществознание
Класс: 8
Тема: Труд.
Цель: подвести обучающихся к пониманию роли труда в обществе людей.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: сотрудничество, договариваться, приходить к общему решению; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Познавательные: работа с информацией, представленной как в текстовом, так и вне текстовом материале (извлечение, преобразование, синтез)
Регулятивные: планирование, контроль и оценивание своих действий при работе с учебным материалом; умение следовать инструкциям.
Технология: технология развития критического мышления
Приёмы: кластер, корзина идей, мозговой штурм.
Оборудование: медиапроектор, ноутбук, лист формата а3 (по числу групп), магниты, маркеры, презентация, раздаточный материал.
Ход урока.
Мотивация, целеполагание:
Учитель: Человек живёт в материальном мире, составляющим элементом которого является общество.
Какую сферу жизнедеятельности общества мы сейчас изучаем? (ответы обучающихся)
Слайд1.
Посмотрите на экран. Найдите общее между людьми, изображёнными на слайде. (обсудить в паре – 30 секунд)
Ответы обучающихся: все они работают, трудятся. (тема фиксируется на доске и в тетрадях обучающихся.)
Слайд2.
На слайде записано высказывание Вольтера «Труд избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока, нужды» Исходя из данного изречения, сформулируйте, что мы должны выяснить сегодня на уроке. Обсудите в группах. Время – 1 минута.
Ответы обучающихся(фиксируются на доске):
мы с вами составили план урока.
Работа с понятием.
Учитель: у вас на столах лежат файлы с заданиями. Найдите зелёный лист и прочитайте задание. На работу в группах – 3 минуты. (Приложение 1).
Что такое «труд»? Используется приём «Кластер», обучающиеся называют важные с их точки зрения признаки труда, учитель фиксирует на доске.
Ребята, а теперь используя данные признаки, составьте определение понятия «труд». На работу в группе – 1 минута.
Затем каждая группа озвучивает своё понятие, обучающиеся обсуждают и записывают в тетрадь наиболее точное определение с их точки зрения.
Re: слайд 3: распределите профессии на группы (приложение 2)
Какой труд наиболее значим и важен?
Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы?
Выводы: любой труд важен. Большая часть населения современных стран занята в сфере обслуживания.
Составьте рейтинг профессий (по группам – 1 минута).
Что для вас явилось главным критерием именно такого распределения?
Представление работы каждой группы.
Вывод – основным критерием является заработная плата.
Беседа с обучающимися:
Получают ли ваши родители заработную плату?
За какой период они получают заработную плату?
Как вы считаете, что такое заработная плата?
Ответы обучающихся. Запись понятия в тетрадь.
По тексту на стр.106 составить схему «Формы оплаты труда». На работу – 3 минуты. (формат а3, маркеры)
Представление результатов работы групп (2 минуты).
Re: на синих листах написаны задачи, определите форму оплаты труда.
На работу в группах – 2 минуты. (приложение 3)
Учитель: Как называется время, свободное от труда? (ответы обучающихся – досуг, отдых)
Но иногда в жизни человека встречается время, свободное от труда, но оно сильно отличается от досуга. Такое время называется «безработица».
Кого можно назвать безработным? (приём «Корзина идей»)
А)Каждый самостоятельно запишите 2 признака безработного(2 минуты)
Б) Обсудите в парах: из 4 признаков выберите 2 и запишите на листочках (2 минуты)
В) обсудите в группах: выберите 4 признака и запишите в схему на фиолетовом листе (2 минуты).
Представление результатов групп.
Учитель представляет слайд 4 – эталон. Сравните.
Учитель: Возьмите жёлтый лист, на нём представлен анализ уровня безработицы в Пермском крае за 2015 год. Инструкция на листе. На ознакомление 1 минута.
Беседа:
В каком возрасте самый высокий уровень безработицы?
Почему именно в этом возрасте?
Среди представителей какого уровня образования больше всего безработных?
Ответы обучающихся.
Профориентация: вы подходите рубежу, когда нужно определяться с профессией. Карьера, которую вы сделаете и работа, которую вы получите, будет результатом ваших усилий в учёбе. Многое будет зависеть от того, насколько будет востребована избранная вами специальность.
Слайд 5: Посмотрите, какие профессии будут востребованы на период до 2020 года.
Рефлексия:
Слайд 6 «Моё отношение к теме»: Взгляните на слайд, обдумайте и выберите один из вариантов ответа. Показывают своё отношение поднятием руки, выборочно объясняют свой выбор.
Слайд 7 «Моё понимание учебного материала»: Взгляните на слайд, обдумайте и выберите один из вариантов ответа. Показывают своё отношение поднятием руки.
Предметная: тест по теме «труд» (приложение 6)
Проверка и самооценка.
Домашнее задание:
Дифференцированно: параграф 16,
Подготовить краткое сообщение (на выбор):
о заинтересовавшей профессии
Об учебном заведении среднего профессионального образования в Пермском крае.
До свидания. Спасибо за урок.
Приложение 1.
Группа 1 (учебник стр. 105):
Труд – это деятельность человека, направленная на достижение определённых целей, на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг.
Труд делится на 2 большие категории – производительный и непроизводительный. Производительным считается всякий труд, создающий продукты или предметы, являющиеся товарами. Непроизводительный труд не создаёт товары, он оказывает услуги.
Задания:
Прочитать текст.
Выделить основные слова в определениях.
Группа 2 (по материалам сайта ВЕБОТВЕТ):
Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели[1]. Труд делится на 2 большие категории – производительный и непроизводительный. Производительным считается всякий труд, создающий продукты или предметы, являющиеся товарами. Непроизводительный труд не создаёт товары, он оказывает услуги.
Задания:
1. Прочитать текст.
2. Выделить основные слова в определениях.
Группа 3 (Толковый словарь Ожегова):
Труд
-а, м. 1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. Научная организация труда. Производительность труда. Право на т. Люди труда (трудящиеся; высок.). Общественное разделение труда. Охрана труда. Труд делится на 2 большие категории – производительный и непроизводительный. Производительным считается всякий труд, создающий продукты или предметы, являющиеся товарами. Непроизводительный труд не создаёт товары, он оказывает услуги.
Задания:
1. Прочитать текст.
2. Выделить основные слова в определениях.
Приложение 2.
Профессия | Производительный труд | Непроизводительный труд |
ПОВАР | | |
САПОЖНИК | | |
ИНЖЕНЕР | | |
МАШИНИСТ | | |
ДИЗАЙНЕР | | |
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА | | |
ОФИЦИАНТ | | |
ЮРИСТ | | |
ДВОРНИК | | |
Приложение 3.
Группа 1:
Определите форму заработной платы:
Между бригадой строителей и работодателем был подписан трудовой договор, по которому работодатель выплатит зарплату только по завершению всего объёма работ и сдачи объекта.
Группа 2:
Определите форму заработной платы:
Бригада строителей подписала трудовой договор, по которому обязалась сдавать каждый срубленный венец бани за 4 дня. В случае выполнения договора и сдачи работы именно в этот срок, работодатель заплатит им по 10 000 руб. за венец, (т.е. полностью выполненной работы).
Группа 3:
Определите форму заработной платы:
Работодателю надо расчистить территорию под строительство. Он нанял технику и рабочих для этих целей. Час работы бульдозера стоит 5 000 руб., час работы экскаватора стоит-10000руб.Час работы рабочих стоит 500 руб. Какую форму выплаты з.п. использует работодатель.
Приложение 4.




безработный



Приложение 5.

Ответьте на вопросы:
В каком возрасте самый высокий уровень безработицы?
Как вы считаете, в чём причины данного явления?
Среди представителей какого уровня образования больше всего безработных?
Приложение 6.
Обществознание 8 класс
Тест для 8 класса «Труд»
Сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества., на производство товаров и услуг - это ….
Верны ли следующие суждения о заработной плате?
А. Материальное вознаграждение за труд существует только в форме денег.
Б. Уровень квалификации работника влияет на размер заработной платы.
Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
3. По российскому законодательству безработным может считаться:
1) гражданин Д., который несколько лет назад вышел на пенсию по возрасту и теперь нигде не работает;
2) несовершеннолетний К. — ученик 8 класса общеобразовательной школы, живущий на содержании родителей;
3) гражданин М., сумевший устроиться на работу только на неполную рабочую неделю с одним рабочим днем;
4) гражданин С, который переехал в другой город, где не сумел найти работу по специальности и временно получает пособие по безработице.
4. Найдите черты сходства и отличия между производительными непроизводительным трудом.
I) Создается продукт, являющийся товаром;
2) оказываются услуги;
3) является разновидностью экономической активности;
4) предполагает вознаграждение;
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
Черты сходства | Черты отличия |
| |
Тест для 8 класса «Труд»
Сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества., на производство товаров и услуг - это ….
Верны ли следующие суждения о заработной плате?
А. Материальное вознаграждение за труд существует только в форме денег.
Б. Уровень квалификации работника влияет на размер заработной платы.
Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
3. По российскому законодательству безработным может считаться:
1) гражданин Д., который несколько лет назад вышел на пенсию по возрасту и теперь нигде не работает;
2) несовершеннолетний К. — ученик 8 класса общеобразовательной школы, живущий на содержании родителей;
3) гражданин М., сумевший устроиться на работу только на неполную рабочую неделю с одним рабочим днем;
4) гражданин С, который переехал в другой город, где не сумел найти работу по специальности и временно получает пособие по безработице.
4. Найдите черты сходства и отличия между производительными непроизводительным трудом.
I) Создается продукт, являющийся товаром;
2) оказываются услуги;
3) является разновидностью экономической активности;
4) предполагает вознаграждение;
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
Черты сходства | Черты отличия |
| |