муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 40» города Смоленска
Урок обучения грамоте по теме «Из истории языка»
Цели: дать представление об истории языка; закрепить знания о роли гласных е, ё; в результате наблюдения сделать вывод о букве ё, которая обозначает всегда ударный гласный звук; включить в активное чтение слова с буквой ё, соблюдая орфографические нормы.
Тип урока: открытие нового знания
Планируемые результаты (универсальные учебные действия): П.: учить работать по предложенному учителем плану; оформлять свою мысль в устной речи, высказывать своё мнение; Р.: принимать и сохранять учебную задачу, планировать совместные с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; К.: уметь слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою; задавать учебные вопросы, строить речевое высказывание.
Оборудование: азбука, карточки с буквами е, ё, иллюстрация Буратино, рисунок ёлочек, музыка к зарядке, сказка о буквах е, ё.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Организация рабочих мест.
Внимание: проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Азбука? Пенал? Тетрадка?
2. Эмоциональный настрой.
-Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, протяните друг другу свои ладошки. Почувствуйте поддержку своих товарищей. Мы вместе, и у нас все получится!
II. Актуализация полученных знаний.
Учитель: Отгадайте загадку:
33 сестрички Ростом невелички. Если знаешь их секрет, То на всё найдёшь ответ.
Учащиеся: Буквы.
Учитель: C какими необычными волшебными буквами мы познакомились на прошлом уроке? Почему они необычные?
Учащиеся: Могут обозначать один звук или два.
Учитель: А в каких случаях эти буквы передают один звук?
Учащиеся: Если стоят после согласных и обозначают их мягкость.
Учитель: В каких позициях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
Учащиеся: В начале слова или после гласного звука.
Учитель: Попробуем доказать сказанное. ( Открываю запись на доске.)
1) Мел, ель, ёлка, мёл.
Учитель: Что вы можете о них сказать? Попробуйте разделить их на две группы. Обратим внимание на слова мел, мёл. Какую роль выполняют буквы е, ё в этих словах?
Учащиеся: Обозначают гласные звуки. Стоят после согласных и обозначают один звук и мягкость согласного. Мел [`э] Мёл [`о]
Учитель: А во 2 столбике?
Учащиеся: Обозначают 2 звука, первый из них согласный [й`]. ель [й` э] ёлка [й`о]
Учитель: Сделаем вывод, от чего же зависит работа букв е, ё?
Учащиеся: От того, стоят эти буквы в начале слова или после согласных.
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим об этих буквах и звуках, которые они обозначают. Ребята, а вы хотите узнать ещё секреты про эти буквы? А поможет нам в этом, отгадайте, кто?
У отца был мальчик странный, Необычный, деревянный, Но любил папаша сына Шалунишку… (Буратино). ( Иллюстрация с изображением Буратино) Каждое утро, проснувшись, Буратино делает зарядку. На нашем уроке мы тоже сделаем зарядку.
Ф и з м и н у т к а (под музыку)
III. Изучение нового материала.
Учитель: Угадайте, о чём идёт речь?
Его проглатывают, упорно не желая о чём-либо говорить, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего; его всю жизнь изучают, хотя знают с самого детства. ( Язык)
Учитель: Что же такое язык? Обратимся к словарю.
Язык – это средство общения, обмена мыслями.
Язык – это речь, способность говорить. (Один ученик зачитывает из Толкового словаря.)
Учитель: Язык возник и развивался на протяжении многих лет. «Язык каждого народа создан самим народом». ( К. Д. Ушинский). Нет народа без языка, нет языка без народа. Выходит, народ – творец истории своего языка.
Знаете ли вы, что на Руси все слова писали слитно, без пробела между ними? - Как же тогда читали ваши ровесники?
(Запись на доске.) доброесловоикошкеприятно
- Попробуйте прочитать эту запись. - Что можно сделать, чтобы легко было прочитать?
Учащиеся: Разделить чёрточками.
Учитель: Как вы понимаете значение этого выражения?
Работа с учебником.
А ещё раньше люди писали слова только согласными буквами. Догадайтесь, какую сказку начали писать? (с. 82., 2-е задание) (Дети самостоятельно вставляют пропущенные гласные и читают начало сказки.)
Словарная работа.
Учитель: Кто знает, что значит «лубяная»? (Сделанная из луба – внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев, преимущественно липы.)
Чтение.
Сейчас в словах живут и гласные буквы. Поэтому читать нам стало легче. Я предлагаю прочитать слова в столбиках. ( Жужжащее чтение, затем все вместе хором.) Какой звук обозначает буква е в словах первого столбика? Почему во втором столбике написаны слова и буквой е, и с буквой ё? В 1-ом, 2-ом и 3-ем столбиках подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. ( Проверяем.) Сколько букв в словах ёж, мел? Сколько звуков и слогов?
Ф и з м и н у т к а.
Ёлочки зелёные На ветру качаются, На ветру качаются, Низко наклоняются. Сколько ёлочек зелёных, Столько сделаем наклонов.
История буквы Ё.
Оказывается, буква Ё – самая молодая буква в русском языке. Известен её создатель, у неё есть «день рождения». Более 220 лет назад букву предложила княгиня Дашкова. А позднее, писатель Н. М. Карамзин в своём сборнике стихов впервые использовал букву Ё.
а) Чтение текста «А знаешь ли ты?»
(1-й абзац – 1ученик, 2-й абзац- 2 ученик до слова «Ветер…)
Учитель: Догадались, о чём идёт речь в этом предложении?
Отрадно отметить, что сейчас в стране Правительством РФ рассматривается вопрос о принятии решения об обязательном употреблении буквы Ё. Ведь Ё является самостоятельной и седьмой по счёту буквой русского алфавита, а все буквы равноправны в их написании. Все словари русского языка, энциклопедии печатаются с буквой Ё, а в последние годы и многие книги, газеты, журналы.
б) 3 абзац читают самостоятельно (жужжащее чтение).
Учитель: А какой ещё секрет буквы Ё вы открыли, прочитав последний абзац?
Учащиеся: Буква Ё в слове всегда находится под ударением.
Учитель: Сейчас дети расскажут вам сказку, из которой вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё вверху две шишки – ой, нет – две точки.
Сказка о буквах Е и Ё.
Д. – Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда в ударном слоге пишется.
IV. Работа с текстом.
1) Работа по вариантам.
а) 1в. – Найти в тексте слова с буквой Е.
2в. - Найти слова с буквой Ё. - Заданную букву подчеркнуть. Начинаем работать по сигналу в течение 1 минуты. б) Проверка. У. – Сколько слов нашли 1 в.? 2в.?
2) Выборочное чтение. Работа в парах.
а) В 1 предложении найдите предложение, к которому можно составить такую схему:
[___ _____ ___ __ _____ ___ _____ .
Учитель: Как быстро догадались найти это предложение? Дайте характеристику этому предложению.
Учащиеся: Повествовательное, состоит из 7 слов.
V. Итог урока.
Учитель: Что нового узнали на уроке? О каких секретах буквы Ё вы теперь знаете?