СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Из истории языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Из истории языка". Урок  проведен в рамках предметной недели литературного чтения для учителей начальных классов. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Из истории языка"»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 40» города Смоленска



Урок обучения грамоте по теме «Из истории языка»



Цели: дать представление об истории языка; закрепить знания о роли гласных е, ё; в результате наблюдения сделать вывод о букве ё, которая обозначает всегда ударный гласный звук; включить в активное чтение слова с буквой ё, соблюдая орфографические нормы.

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые результаты (универсальные учебные действия): П.: учить работать по предложенному учителем плану; оформлять свою мысль в устной речи, высказывать своё мнение; Р.: принимать и сохранять учебную задачу, планировать совместные с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; К.: уметь слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою; задавать учебные вопросы, строить речевое высказывание.

Оборудование: азбука, карточки с буквами е, ё, иллюстрация Буратино, рисунок ёлочек, музыка к зарядке, сказка о буквах е, ё.

Ход урока

I. Организационный момент. 

1. Организация рабочих мест.

Внимание: проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Азбука? Пенал? Тетрадка?

2. Эмоциональный настрой.

-Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, протяните друг другу свои ладошки. Почувствуйте поддержку своих товарищей. Мы вместе, и у нас все получится!

II. Актуализация полученных знаний.

Учитель: Отгадайте загадку:

33 сестрички Ростом невелички. Если знаешь их секрет, То на всё найдёшь ответ.

Учащиеся: Буквы.

Учитель: C какими необычными волшебными буквами мы познакомились на прошлом уроке? Почему они необычные?

Учащиеся: Могут обозначать один звук или два.

Учитель: А в каких случаях эти буквы передают один звук?

Учащиеся: Если стоят после согласных и обозначают их мягкость.

Учитель: В каких позициях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

Учащиеся: В начале слова или после гласного звука.

Учитель: Попробуем доказать сказанное. ( Открываю запись на доске.)

1) Мел, ель, ёлка, мёл.

Учитель: Что вы можете о них сказать? Попробуйте разделить их на две группы. Обратим внимание на слова мел, мёл. Какую роль выполняют буквы е, ё в этих словах?

Учащиеся: Обозначают гласные звуки. Стоят после согласных и обозначают один звук и мягкость согласного. Мел [`э] Мёл [`о]

Учитель: А во 2 столбике?

Учащиеся: Обозначают 2 звука, первый из них согласный [й`]. ель [й` э] ёлка [й`о]

Учитель: Сделаем вывод, от чего же зависит работа букв е, ё?

Учащиеся: От того, стоят эти буквы в начале слова или после согласных.

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим об этих буквах и звуках, которые они обозначают. Ребята, а вы хотите узнать ещё секреты про эти буквы? А поможет нам в этом, отгадайте, кто?

У отца был мальчик странный, Необычный, деревянный, Но любил папаша сына Шалунишку… (Буратино). ( Иллюстрация с изображением Буратино) Каждое утро, проснувшись, Буратино делает зарядку. На нашем уроке мы тоже сделаем зарядку.

Ф и з м и н у т к а (под музыку)

III. Изучение нового материала.

Учитель: Угадайте, о чём идёт речь?

Его проглатывают, упорно не желая о чём-либо говорить, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего; его всю жизнь изучают, хотя знают с самого детства. ( Язык)

Учитель: Что же такое язык? Обратимся к словарю.

Язык – это средство общения, обмена мыслями.

Язык – это речь, способность говорить. (Один ученик зачитывает из Толкового словаря.)

Учитель: Язык возник и развивался на протяжении многих лет. «Язык каждого народа создан самим народом». ( К. Д. Ушинский). Нет народа без языка, нет языка без народа. Выходит, народ – творец истории своего языка.

Знаете ли вы, что на Руси все слова писали слитно, без пробела между ними? - Как же тогда читали ваши ровесники?

(Запись на доске.) доброесловоикошкеприятно

- Попробуйте прочитать эту запись. - Что можно сделать, чтобы легко было прочитать?

Учащиеся: Разделить чёрточками.

Учитель: Как вы понимаете значение этого выражения?

Работа с учебником.

А ещё раньше люди писали слова только согласными буквами. Догадайтесь, какую сказку начали писать? (с. 82., 2-е задание) (Дети самостоятельно вставляют пропущенные гласные и читают начало сказки.)

Словарная работа.

Учитель: Кто знает, что значит «лубяная»? (Сделанная из луба – внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев, преимущественно липы.)

Чтение.

Сейчас в словах живут и гласные буквы. Поэтому читать нам стало легче. Я предлагаю прочитать слова в столбиках. ( Жужжащее чтение, затем все вместе хором.) Какой звук обозначает буква е в словах первого столбика? Почему во втором столбике написаны слова и буквой е, и с буквой ё? В 1-ом, 2-ом и 3-ем столбиках подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. ( Проверяем.) Сколько букв в словах ёж, мел?  Сколько звуков и слогов?

Ф и з м и н у т к а.

Ёлочки зелёные На ветру качаются, На ветру качаются, Низко наклоняются. Сколько ёлочек зелёных, Столько сделаем наклонов.

История буквы Ё.

Оказывается, буква Ё – самая молодая буква в русском языке. Известен её создатель, у неё есть «день рождения». Более 220 лет назад букву предложила княгиня Дашкова. А позднее, писатель Н. М. Карамзин в своём сборнике стихов впервые использовал букву Ё.

а) Чтение текста «А знаешь ли ты?»

(1-й абзац – 1ученик, 2-й абзац- 2 ученик до слова «Ветер…)

Учитель: Догадались, о чём идёт речь в этом предложении?

Отрадно отметить, что сейчас в стране Правительством РФ рассматривается вопрос о принятии решения об обязательном употреблении буквы Ё. Ведь Ё является самостоятельной и седьмой по счёту буквой русского алфавита, а все буквы равноправны в их написании. Все словари русского языка, энциклопедии печатаются с буквой Ё, а в последние годы и многие книги, газеты, журналы.

б) 3 абзац читают самостоятельно (жужжащее чтение).

Учитель: А какой ещё секрет буквы Ё вы открыли, прочитав последний абзац?

Учащиеся: Буква Ё в слове всегда находится под ударением.

Учитель: Сейчас дети расскажут вам сказку, из которой вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё вверху две шишки – ой, нет – две точки.

Сказка о буквах Е и Ё.

Д. – Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда в ударном слоге пишется.

IV. Работа с текстом.

1) Работа по вариантам.

а) 1в. – Найти в тексте слова с буквой Е.

2в. - Найти слова с буквой Ё. - Заданную букву подчеркнуть. Начинаем работать по сигналу в течение 1 минуты. б) Проверка. У. – Сколько слов нашли 1 в.? 2в.?

2) Выборочное чтение. Работа в парах.

а) В 1 предложении найдите предложение, к которому можно составить такую схему:

[___ _____ ­___ __ _____ ___ _____ .

Учитель: Как быстро догадались найти это предложение? Дайте характеристику этому предложению.

Учащиеся: Повествовательное, состоит из 7 слов.

V. Итог урока.

Учитель: Что нового узнали на уроке? О каких секретах буквы Ё вы теперь знаете?







© 2018 1370 37