Устимова Инга Сергеевна 4к. 4гр.
Человек и мир
Тема: «Почему на Земле в одних местах лес, а в других – пустыня? Растения экваториального леса»
Цели: формировать у младших школьников представление о разнообразии природы на Земле, о причинах этого, об экваториальных лесах как самых уникальных лесах на Земле, выполняющих функцию «легких планеты», развивать умения объяснять особенности строения растений как приспособления к условиям жизни, воспитывать восхищение удивительным разнообразием природы.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Заливается звонок.
Начинается урок.
Все за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, подтянулись
И за работу принялись.
Проверка домашнего задания
Дети рассказывают подготовленные рассказ об одном из видов народного художественного ремесла.
Изучение нового материала
На сегодняшнем уроке мы совершим путешествие по физической карте мира и познакомимся с природой других уголков Земли. Мы узнаем, почему так разнообразна природа Земли, почему в одних местах растет лес, в других – жаркая пустыня или вечные льды, а где-то раскинулись травянистые равнины.
Итак, отправляемся в путешествие, которое поможет нам ответить на эти вопросы?
Давайте откроем свои учебники на стр. 86, давайте попробуем ответить на вопросы, которые размещены перед параграфом. Работа по вопросам.
Итак, какой вывод мы можем с вами сделать? (характер растительности на Земле зависит от количества получаемого тепла и влаги)
Давайте прочтем текст, размещенный на стр. 86 – 87.
Итак, мы сделали правильный вывод или нет, когда отвечали на вопросы? (да)
Давайте сейчас посмотрим на карту и найдем линию экватора.
Участки Земли на экваторе и вблизи него получают много тепла и влаги, но чем дальше мы будем отдаляться от экватора, тем будет становиться холоднее, т.е. к северу и к югу от экватора количество тепла уменьшается. И самыми холодными точками являются Северный и Южный полюсы.
Давайте подумаем, почему у нас холоднее, чем на полюсе, но теплее чем на Севере? (ответы детей)
Давайте с вами попробуем заполнить следующую табличку.
Характер растительности | Количество тепла и влаги |
Экваториальные леса | Много тепла и влаги круглый год |
Смешанные леса | Достаточно тепла и влаги, но теплое только лето, а зима холодная |
Хвойные леса (тайга) | Морозная зима, прохладное лето (но для хвойных деревьев достаточно тепла и влаги) |
Травянистые равнины | Достаточно тепла, но недостаточно влаги |
Жаркие пустыни | Много тепла, но очень мало влаги |
Давайте поиграем в игру «Верно ли, что…»
чем дальше от экватора, тем холоднее;
территории, которые расположены на экваторе или вблизи него, круглый год получают много тепла и влаги;
жаркие пустыни получают много тепла и много влаги;
на полюсах круглый год очень холодно;
смешанные леса расположены там, где достаточно тепла и влаги для произрастания как лиственных, так и хвойных деревьев.
А сейчас мы отправимся в далекое-далекое путешествие: за моря и океаны, за дремучие леса. Я буду показывать на карте, а вы следите за мной: перепрыгиваем Атлантический океан и попадаем на материк, расположенный в Южном полушарии, - Южную Америку. Находим самую длинную реку Амазонку. Земли вокруг этой реки называются Амазонией. Здесь находятся знаменитые амазонские экваториальные леса. Их называют «легкими планеты». Почему? Мы с вами попробуем ответить чуть позже. Чтобы разгадать все загадки этого леса, нам нужно попасть в их глубь. Для этого нам нужно выполнить 5 заданий.
Итак, первое задание, «Экваториальные леса на карте».
Посмотрите на карту и скажите, где расположены эти леса. Почему они называются экваториальными?
Второе задание. Какие условия нужны для произрастания растений в экваториальных лесах? Почему?
Физминутка
Я буду называть растения, если это высокие растения – вы встаете и поднимаете руки, если же это низкие – вы садитесь.
Продолжение изучения материала
Третье задание. Установите с помощью текста учебника главные особенности экваториальных лесов. Стр. 89 – 91.
Четвертое задание. Как растения приспособились к условиям жизни в экваториальных лесах, где почти каждый день идет дождь? Посмотрите на два растения (фикус и бегонию), изображения которых находятся на доске. Скажите, какое из этих растений могло бы жить в условиях экваториального леса. Почему? Давайте проверим наши предположения с текстом учебника.
Как же фикус приспособился к таким условиям? Фикусы в экваториальных лесах имеют вид высоких деревьев.
Пятое задание. Чем отличаются экваториальные и смешанные леса? Почему экваториальные леса богаче, чем смешанные? Давайте посмотрим на табличку. Итак, что различает эти два леса?
Признаки | Смешанные леса | Экваториальные леса |
Условия | Достаточно тепла и влаги, теплое лето | Круглый год много тепла и влаги |
Деревья | Все лиственные деревья | Вечнозеленые |
Высота деревьев | 20 – 25 см | 60 м – самые высокие, средняя высота – 35 м |
Другие отличия | Небольшое количество видов деревьев | Огромное разнообразие видов. Досковидные корни, травянистые растения на стволах, лианы |
Итог урока
Что нового вы узнали на уроке?
От чего зависит характер растительности на Земле?
Почему на экваторе расположены вечнозеленые леса?
Почему экваториальные или амазонские леса называют «легкими планеты»? (занимают большую площадь, очень богаты растительностью, вырабатывается много кислорода)
В последнее время экваториальные амазонские леса стали активно вырубаться из-за ценной древесины, строительства, прокладывания дорог. Что будет, если леса будут продолжать вырубать?
Рефлексия
Встаньте те, кому понравился урок.
Встаньте те, кому не понравился урок.
Домашнее задание
Стр. 88 – 92, по желанию подготовить рассказ об одном из растений экваториального леса.