СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по геометрии "Описанная окружность"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе выполнения практических действий формируются математические понятия. Основной конспект урока составлен в виде таблицы, в которой отражена деятельность ученика и учителя на различных этапах урока, продуманы все вопросы и приведены краткие ответы учащихся. Готовый конспект.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по геометрии "Описанная окружность"»

Учитель математики – Новикова Альбина Леонидовна

(высшая квалификационная категория)

Урок по теме «Описанная окружность».

Цель урока: Формировать понятие описанного около окружности многоугольника и вписанного в окружность многоугольника.

Задачи: обучающие: - повторить определение серединного перпендикуляра к отрезку;

-доказать теорему об окружности, описанной около треугольника;

-учить решать задачи.

развивающие: - развивать настойчивость, умение преодолевать трудности;

-развивать умение работать в коллективе;

- развивать логическое мышление при решении задач и доказательстве теорем;

- развивать познавательный интерес через создание проблемных ситуаций;

- развивать культуру математической речи: уметь чётко фиксировать мысли.

воспитательные: -  воспитывать чувства взаимного уважения между учащимся для максимального раскрытия их способностей на уроке.

Ход урока: I. Организационный момент. Совместная постановка цели урока.

  1. Актуализация знаний учащихся. Повторяем основные теоретические моменты по теме «Вписанная окружность»:

Вопросы учителя


Примерные ответы учащихся


- в каком случае мы можем назвать окружность вписанной в какую-либо фигуру?

-…если окружность касается всех сторон этой фигуры.


- каким свойством обладает радиус, проведённый в точку касания прямой и окружности?

- радиус, проведённый в точку касания перпендикулярен касательной.


- что называют «серединным перпендикуляром» данному отрезку?

- «серединным перпендикуляром» называется прямая, проходящая через середину данного отрезка, перпендикулярно ему.

- каким свойством обладают точки, находящиеся на серединном перпендикуляре?

- любая точка серединного перпендикуляра равноудалена от концов отрезка.


- какие замечательные точки в треугольнике вы знаете?

(таблицы размещены на доске)

- точка пересечения медиан (медианы точкой пересечения делятся 2:1 считая от вершины);

- точка пересечения биссектрис (одинаково удалена от сторон треугольника);

- точка пересечения серединных перпендикуляров (одинаково удалена от вершин треугольника);

- точка пересечения высот треугольника.

- какой угол называют «вписанным» и чем измеряется его величина?

- угол, вершина которого находится на окружности, а стороны пересекают окружность. Величина измеряется половиной дуги, на которую он опирается.

- какой угол называют «центральным» и чему равна его величина?

- угол с вершиной в центре окружности, его величина равна величине дуги на которую он опирается.



III. Решение задач по готовым чертежам.

  1. Дано: а – серединный перпендикуляр к АВ, М а

Сравните: МА и МВ.



  1. Дано: треугольник АВС, ОЕ и ОД серединные перпендикуляры к сторонам

АВ и АС, ОД =3, АС = 8. Найти АО, ОС, ОВ.



  1. Дано: треугольник АВС, ОМ, ОК, ОN серединные перпендикуляры к сторонам АВ, ВС, АС, АО = 8

Найти: стороны треугольника АВС.





  1. Найти: углы АСВ, САО.

IV. Изучение нового материала.

Вопросы учителя

Деятельность учащихся

А как вы думаете, какая окружность называется описанной около многоугольника? (Если все вершины многоугольника лежат на окружности, то окружность называется описанной около многоугольника.)

Учащиеся пытаются сформулировать определение описанной окружности. После этого отрываем учебник (стр. 183) и сравниваем предложенные формулировки с определением учебника.

На доске начерчена окружность и рядом разноцветные магниты.


К доске приглашается один ученик, он должен расположит магниты, точки символизирующие вершины многоугольника, расположить так чтобы получился вписанный многоугольник и описанная окружность.

Теорема:

Около любого треугольника можно описать окружность.

Доказывают.


А где находится центр этой окружности?


Центр описанной окружности находится в точке пересечения серединных перпендикуляров, т.к. эта точка одинаково удалена от вершин треугольника, и это расстояние является радиусом описанной окружности.

Сколько можно описать окружностей около треугольника?

Одну. Доказывают теорему сами у доски.

Учебник, страница 184.

А если нам дан четырёхугольник, всегда ли будет существовать описанная около него окружность? Предложены четырёхугольники: квадрат, ромб, прямоугольник, равнобедренная трапеция, параллелограмм и окружность.


Ученики высказывают свои предположения, подходят к доске и проверяют сами, пытаясь поместить фигуру в окружность. В одну сторону отодвигают фигуры, вокруг которых можно описать окружность, а в другую те фигуры вокруг которых невозможно описать окружность.

Посмотрите внимательно на фигуры, вокруг которых возможно описать окружность, найдите то общее свойство этих фигур.

Сумма противоположных углов равна 180 градусов.


Докажите (при необходимости можно предложить оттолкнуться от вписанных углов).

Ученик доказывает у доски.

V. Закрепление изученного материала.

№702, 703 (учебник Атанасян Л.С. «Геометрия 7-9»)

VI. Итог урока: выставление оценок (можно предложить учащимся оценить себя самостоятельно). Домашнее задание: п.75, №705, 707.