Литературное чтение
Тема: М. Айтхожина. «Отчий край».Ф. Унгарсынова «Широкая степь»
Задачи:
1) Познакомить учащихся с текстом стихотворения, провести работу по чтению и анализу произведения; восприятию и осмыслению содержания, темы и идеи отрывка; закрепить понятие «Отчий край»;
2) развивать выразительное чтение;
3) воспитывать любовь к Родине.
Оборудование: портреты поэтесс М. Айтхожиной, Ф. Онгарсыновой.
Ход урока
I.Организационный момент.
Я рада видеть каждого из вас
И пусть в окно зима прохладой дышит,
Нам будет здесь уютно и тепло
Ведь весь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
-Ребята, постарайтесь всё понять,
Слушать, думать и вникать!
II.Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы с вами будем знакомиться с произведениями казахстанских поэтов о просторах Казахстана.
Стихи, рассказы, романы о родной земле пишут поэты, писатели, художники создают прекрасные полотна, на которых изображены прекрасная земля, ее степи, реки, родники.
III.Усвоение новых знании.
Откройте учебники прочитайте тему нашего урока.
Так о чем мы будем говорить?
Родина – всё, что мы видим, чувствуем; всё, что нас окружает. Это огромный мир с разнообразными звуками и красками, впечатлениями и открытиями. Для меня Родина началась с первых шагов, первых книжек. Родина – это земля, на которой мы выросли, это культура и обычаи, взрастившие нас. Естественная связь человека с Родиной обуславливает эмоциональное и сознательное отношение к ней. Жизнь любого человека не может быть полноценной, если она течёт вне интересов Отечества, в котором он живёт, если он равнодушен к её судьбе. Каждый человек должен любить свою Родину.
- И сегодня мы познакомимся со стихотворениями которые связанны с родиной. И первое стихотворение это « Отчий край» автор которого Марфуга Айтхожина.
Марфуга Айтхожина стоит в одном ряду с такими великими казахскими поэтами, как Фарида Онгарсынова, Олжас Сулейменов и другие, а ее творчество известно далеко за пределами Казахстана.
М. Айтхожина - автор 20 поэтических сборников, лауреат Государственной премии.
-Как вы понимаете « Отчий край»
-Как вы думаете о чем будет говорится в стихотворении?
-Рассмотрите иллюстрацию ,что на ней изображено?
-Как она относится к стихотворению?
Чтение стихотворения учителем.
Беседа на основе первых впечатлений:
-Совпали ли ваши слова с прочитанным?
-Какие чувства и переживания выразила автор в своем стихотворении?
-Какие слова вам были не понятны?
Чтение стихотворения учащимися
- Какая мечта волновала предков?
-Почему домбра пела шёпотом?
-Мы знакомы со словом «тулпар».
Крылатый (или летящий) конь в казахской мифологии. Соответствует Пегасу в древнегреческой мифологии.Тулпар помещен на герб Республики Казахстан.
-Какие времена сравнивает поэтесса?
-Что сравнивала автор? Прежнее время и новое.
-Как вы поняли выражение: «В краю отцов остался след тулпара»?
Это выражение — скрытое сравнение (метафора).
Тулпар как символ счастливой и свободной жизни. ~~ Сравнение: «Чисты озера, как глаза сестры».
-Какие чувства вложила поэтесса в стихотворение?
-Почему к вершинам гор уходят деятельности тропы?
-С чем сравниваются глаза сестры?
Продолжение работы над усвоением новых знаний.
Знакомство с Фаридой Унгарсыновой, ее творчеством.
Чтение стихотворения учителем (варианты: подготовленными учащимися).
Словарная работа.
предки - древние предшественники по роду;
мираж - обманчивый призрак;
прозябание - жалкая, бедная жизнь.
Повторное чтение стихотворения учащимися.
Анализ произведения.
-Что делает стихотворение особенным, ярким?
-Ритм. Реально ощущается и бег коня по широкой степи, и свист ветра
в ушах, свист погони.
-Что можно сказать о героях стихотворения?Они молоды, скорее всего, это парень и девушка.
-Какие чувства они испытывают?Ощущение воли, простора, счастья..
-Какие чувства вы испытывали при чтении стихотворения?
-Как вы поняли выражения: «кровь предков не молчит», «скука про-зябанья»?
-С чем сопоставляется степь?
-В чем смысл выражения «Свой хлеб разделим с чайками»?
IV. Закрепление знаний.
Сравнить два стихотворения. Главная мысль стихов.
- Что общего и в чем различие?
Выразительное чтение стихотворений.
V. Итоги урока
Мне показалось, что стихотворение очень грустное...
Понравились красивые выражения в тексте.
Сегодня я почувствовал...
Мне хотелось тоже лететь на коне по степи.
VI.Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворения.