СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка конспекта урока по литературе. Предназначена для 4класса. По учебнику Алматыкитап 2015

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению для 4 класса»

Литературное чтение

Тема: М. Айтхожина. «Отчий край».Ф. Унгарсынова «Широкая степь»

Задачи:

1) Познакомить учащихся с текстом стихотворения, провести ра­боту по чтению и анализу произведения; восприятию и осмыслению содер­жания, темы и идеи отрывка; закрепить понятие «Отчий край»;

2) развивать выразительное чтение;

3) воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: портреты поэтесс М. Айтхожиной, Ф. Онгарсыновой.




Ход урока

I.Организационный момент.

Я рада видеть каждого из вас

И пусть в окно зима прохладой дышит,

Нам будет здесь уютно и тепло

Ведь весь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

-Ребята, постарайтесь всё понять,

Слушать, думать и вникать!

II.Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы с вами будем знакомиться с произведениями казахстанских поэтов о просторах Казахстана.

Стихи, рассказы, романы о родной земле пишут поэты, писатели, ху­дожники создают прекрасные полотна, на которых изображены прекрасная земля, ее степи, реки, родники.

III.Усвоение новых знании.

Откройте учебники прочитайте тему нашего урока.

Так о чем мы будем говорить?


Родина – всё, что мы видим, чувствуем; всё, что нас окружает. Это огромный мир с разнообразными звуками и красками, впечатлениями и открытиями. Для меня Родина началась с первых шагов, первых книжек. Родина – это земля, на которой мы выросли, это культура и обычаи, взрастившие нас. Естественная связь человека с Родиной обуславливает эмоциональное и сознательное отношение к ней. Жизнь любого человека не может быть полноценной, если она течёт вне интересов Отечества, в котором он живёт, если он равнодушен к её судьбе. Каждый человек должен любить свою Родину.


- И сегодня мы познакомимся со стихотворениями которые связанны с родиной. И первое стихотворение это « Отчий край» автор которого Марфуга Айтхожина.


Марфуга Айтхожина стоит в одном ряду с такими ве­ликими казахскими поэтами, как Фарида Онгарсынова, Олжас Сулейменов и другие, а ее творчество известно далеко за пределами Казахстана.

М. Айтхожина - автор 20 поэтических сборников, лауреат Государ­ственной премии.

-Как вы понимаете « Отчий край»

-Как вы думаете о чем будет говорится в стихотворении?

-Рассмотрите иллюстрацию ,что на ней изображено?

-Как она относится к стихотворению?

Чтение стихотворения учителем.

Беседа на основе первых впечатлений:

-Совпали ли ваши слова с прочитанным?

-Какие чувства и переживания выразила автор в своем стихотворении?

-Какие слова вам были не понятны?

Чтение стихотворения учащимися

- Какая мечта волновала предков?

-Почему домбра пела шёпотом?

-Мы знакомы со словом «тулпар».

Крылатый (или летящий) конь в казахской мифологии. Соответствует Пегасу в древнегреческой мифологии.Тулпар помещен на герб Республики Казахстан.

-Какие времена сравнивает поэтесса?

-Что сравнивала автор? Прежнее время и новое.

-Как вы поняли выражение: «В краю отцов остался след тулпара»?

Это выражение — скрытое сравнение (метафора).

Тулпар как символ счастливой и свободной жизни. ~~ Сравнение: «Чисты озера, как глаза сестры».

-Какие чувства вложила поэтесса в стихотворение?

-Почему к вершинам гор уходят деятельности тропы?

-С чем сравниваются глаза сестры?


Продолжение работы над усвоением новых знаний.

Знакомство с Фаридой Унгарсыновой, ее творчеством.

Чтение стихотворения учителем (варианты: подготовленными уча­щимися).

Словарная работа.

предки - древние предшественники по роду;

мираж - обманчивый призрак;

прозябание - жалкая, бедная жизнь.

Повторное чтение стихотворения учащимися.

Анализ произведения.

-Что делает стихотворение особенным, ярким?

-Ритм. Реально ощущается и бег коня по широкой степи, и свист ветра
в ушах, свист погони.

-Что можно сказать о героях стихотворения?Они молоды, скорее всего, это парень и девушка.

-Какие чувства они испытывают?Ощущение воли, простора, счастья..

-Какие чувства вы испытывали при чтении стихотворения?

-Как вы поняли выражения: «кровь предков не молчит», «скука про-зябанья»?

-С чем сопоставляется степь?

-В чем смысл выражения «Свой хлеб разделим с чайками»?

IV. Закрепление знаний.

Сравнить два стихотворения. Главная мысль стихов.

- Что общего и в чем различие?

Выразительное чтение стихотворений.

V. Итоги урока

Мне показалось, что стихотворение очень грустное...

Понравились красивые выражения в тексте.

Сегодня я почувствовал...

Мне хотелось тоже лететь на коне по степи.

VI.Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворения.