.
Открытый урок литературного чтения во 2 а классе Учитель Горелова Л.П.
Тема : Природа для поэта – любимая и живая.
Михаил Пришвин «Золотой луг».
Цели.1. Учить ценить красоту живой природы.
Развивать наблюдательность.
Продолжать развивать представления об олицетворении.
Работать над техникой чтения.
Дать дополнительные сведения об одуванчике.
. Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками,
умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе, к природе.
Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
развитие познавательных способностей учащихся;
расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения:
формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.
Оборудование.
Учебник, отрывок из рассказа М.Пришвина «Золотой луг»; тексты:
названия одуванчика, фото, рисунки с изображением одуванчиков ,музыкальное сопровождение).
Ход урока
I. Организационный момент
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Учитель:
По какой теме мы сейчас путешествуем?( слайд 1)
2 Проверка домашнего задания
Чтение наизусть стихотворения Ф. Тютчева: »Зима недаром злится» Слайд 2(картины зимы, весны, музыка Чайковского «Времена года»
- Кого можем назвать поэтом?
- Можно сказать, что этот человек делает открытия?
- А вы хотите сделать открытие? Давайте попробуем.
- А для чего нужны открытия?, (узнавать, удивляться, радоваться, восхищаться, )
3 Прогнозирование
Учащиеся объясняют выражения »золотые руки»» золотое сердце» «золотое кольцо»
Дети находят в оглавлении название произведения в котором есть слово золотой
На какой странице?(123)
- Откройте учебник на стр.123. Прочитайте тему урока.
4. Знакомство с произведением.
1 Сообщение темы урока (слайд 3 портрет Пришвина, )
Что вы знаете о М. Пришвине? ( Очень любил природу и написал о ней много книг)
Учитель: Михаил Михайлович очень любил лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин.
Слайд 4
(На экране фото зимнего леса. Звучит музыка. )
Учитель: Идёт человек по серебряно-зимнему лесу. Кругом сугробы, на деревьях тяжёлые снеговые шапки. Но ёлки стоят прямо, сильные еловые лапы держат снег. А берёзки согнулись дугой под тяжестью снега, уткнувшись головой в сугроб. Да так низко стоят, что и не пройти, только заяц может пробежать под ними.
Но человек этот знает «одно простое волшебное средство», чтобы помочь березкам. Он выломал увесистую палку, ударил по заснеженным ветвям, снег с вершины свалился, березка вскинулась, распрямилась и стоит, подняв голову, наравне со всем лесом. Так идет этот человек и освобождает одно дерево за другим.
Это ходит с волшебной палкой писатель Михаил Михайлович Пришвин
3 Вернемся к названию произведения -Кого удивило это название?
- Какую цель поставим перед собой? (Узнать, почему луг называется золотым?)
- Давайте наметим план работы.
1. Познакомимся
2 Исследуем
3. Ответим на вопросы
4. Сделаем вывод
5. Оценим себя
Рассказы М.М. Пришвина не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием.
3 Чтение рассказа
а.) - Какой условный знак стоит перед текстом? (толковый словарь)
- Значение каких слов посмотрим? (промысел, в пяту).
б.)Чтение текста по абзацам.(слайд 5 фото одуванчиков когда светит солнышко)
- От чьего имени написан рассказ?
- Где происходили события?
- О чём рассказ?
- Почему эти цветы они считали неинтересными?
- Какая забава была у мальчиков?
- Какое открытие сделали дети?
- Что помогло им сделать это открытие? (наблюдательность).
- От чего зависело каким был луг? ( от солнечных лучей)
- Изменилось ли отношение ребят к этим цветам? (зачитать)
-Почему рассказ называется «Золотой луг» ?
4- Учёный Кот сказал, что одуванчик – загадочный цветок. Вы согласны?
5 Деление текста на части
- Какие три части должны присутствовать в любом тексте?
(Вступление. Основная часть. Заключение.)
- В чем особенность каждой из них?
6 Физкультминутка
Просыпаются цветочки, когда солнышко встаёт.
Раскрывают лепесточки и закружат хоровод.
А как солнышко за тучку – лепесточки быстро в кучку.
7 Поход в Музейный Дом. Ван Гог «Подсолнухи»
(слайд 7 картина Ван Гога «Подсолнухи»
Оказывается, есть ещё один цветок, очень похожий на одуванчик. Догадались?
1 Работа с картиной
- Как цветы попали в вазу?
- Где они росли сначала?
- Выделите рамочкой центральную часть букета. Рассмотрите через лупу. Что можно сказать об этих цветах? (достаточно свежие, пушистые).
- Выделите верхний чёрный цветок. Что можно сказать о нём? (Завял)
- Выделите левый чёрный цветок.
- Какое чувство вызывает у вас этот букет?
- Сколько цветов в букете? (12 и это не случайно).
Вывод. Крупные срезанные цветы лежат, подобные каким-то диковинным, умирающим на наших глазах существам. Примятые, теряющие упругость лепестки, похожи на взъерошенную шерсть или на языки гаснущего пламени. Чёрные сердцевины – на огромные скорбные глаза. Стебли – на судорожно изогнувшиеся руки. От этих цветов веет печалью, но в них ещё есть жизненная сила, сопротивляющаяся увяданию.
Много оранжевого цвета - хочет жить, радоваться, но чья – то безжалостная рука лишила его жизни , его дни сочтены.
- Если бы цветы умели говорить, что бы они нам сейчас могли сказать?
- Какой вывод вы можете сделать для себя? (Не рвать охапками цветы).
- Что общего у одуванчика и подсолнуха?
По одной из древних легенд боги подарили людям подсолнух для того, чтобы их никогда не покидало солнце. Ведь цветы подсолнечника всегда обращены к солнцу, при любой погоде, даже в самый туманный и дождливый день. Неслучайно подсолнух стал символом солнца, радости и оптимизма, а также — верности и достоинства... Благодаря своей жизнеутверждающей красоте подсолнухи стали частыми персонажами полотен великих мастеров мировой живописи. Подсолнечники радуют многих, но только поэты и художники способны запечатлеть свое восхищение "цветами солнца".
Ван Гог писал эти цветы 11 раз. Это был его любимый цветок.(слайд8)
- Какое открытие помог нам сделать Ван Гог?
Подсолнечник – это загадочный цветок.
- Можно ли сказать, что природа не всем и не сразу открывает свои секреты? Кому же она их раскрывает? (наблюдательным, кто любит и бережёт природу)
- Какие же мы сегодня с вами сделали открытия?
- Я предлагаю вам дома найти дополнительную информацию об этих цветах и нам завтра рассказать
Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас — кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать».
(Слайд 9 ) Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину.
- Как вы понимаете смысл этих слов ?
8 Самооценка
Кто открыл для себя что-то новое? (поднимите желтый кружок, кому было неинтересно красный)
-