СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию на тему: "Глобальные проблемы современности".

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект открытого урока по обществознанию, форма проведения - семинар-конференция по глобальным проблемам.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию на тему: "Глобальные проблемы современности".»

Конспект открытого урока

Преподаватель: Скаржинская Елена Владимировна.

Предмет: Обществознание.

Тема урока: «Глобальные проблемы современности».

Эпиграф урока: «Мы все живем в одном мире с глобализированной экономикой, но глобального сострадания друг к другу не испытываем». - Мило Рау (слайд № 2).

Цели: Систематизировать и усовершенствовать знания студентов о глобальных проблемах современности, их влиянии на жизнь человечества и проанализировать пути преодоления.

Задачи

Образовательная: уяснить причины и сущность возникших глобальных проблем современности, познакомить учащихся с типологией глобальных проблем, дать представление об их генезисе, показать пути решения глобальных проблем, подвести учащихся к пониманию того, человечество выживет сообща или погибнет как вид;

Развивающие: способствовать формированию активной личности, обладающей не только определённым запасом знаний, но и умение получать их самостоятельно, развивать монологическую речь, навыки работы с дополнительной литературой, умения аргументировать свой ответ;

Воспитательные: Воспитание толерантности и активной гражданской позиции, через обсуждение с учащимися возникшей ситуации нравственного выбора. Подтолкнуть учащихся к анализу глобальных проблем и путей их решения (слайд № 3).

Результаты обучения: ученик должен уметь актуализировать знание по теме, самостоятельно работать в группе, самостоятельно подготовить выступление на заданную тему, давать адекватную оценку своей работе, анализировать полученную информацию и делать выводы, сотрудничать с коллективом, реализовывать коммуникативные умения.

Тип урока: урок развивающего контроля.

Форма проведения урока: семинар - конференция по важнейшим проблемам человечества.

Меж предметные связи: экология, социология, политология, философия, психология, история.

Основные понятия: глобализация, глобальные проблемы, экологический кризис, демографический кризис, проблема предотвращения термоядерной войны, проблема распространения опасных заболеваний

Методическое оснащение урока: компьютер, проектор, экран, письменные принадлежности, тетради, раздаточный материал по теме, учебники, Раздаточный материал ( задание № 1, Задание № 2), презентация основная к уроку, проекты учащихся (доклады, презентация).

высказывания на слайде № 4:

«Видеть легко, трудно предвидеть»

(В.Франклин)

«Будущее нации зависит не от числа автомобилей, а от числа детских колясок»

(У.Кекконен)

Глобальные проблемы усложнились настолько, что за их решение не берутся даже подростки.

(Роберт Орбен)

«Процесс глобализации уже настолько изменил мир, что войти в воду, утекшую четверть века назад, просто невозможно».

(Григорий Явлинский)





План урока - семинара

I. Вводное слово преподавателя. Постановка целей и задач урока. Постановка проблемных вопросов к теме.

II. Глобальные проблемы современности: понятие и признаки глобальных проблем.

Беседа с учащимися.

III. Выступления учащихся по основным глобальным проблемам. Обсуждение проблемных вопросов. Работа с рабочими листами для самоконтроля и самостоятельной работы.

1. Предотвращение термоядерной войны;

2. Экологическая проблема;

3. Демографическая проблема;

4. Неизлечимые заболевания;

5. Кризис человеческой духовности;

6. Мировой терроризм.

(Во время каждого выступления учащиеся делают запись в рабочих листах, и после окончания каждого доклада происходит его обсуждение).

IV. Дискуссия о роли глобальных проблем в развитии человечества. Выполнение задания для самоконтроля.

V. Заключительное слово учителя.

Подведение итогов конференции.



Ход урока



I. Вводное слово: постановка целей и задач урока, постановка проблемных вопросов.



Тема урока (проблемный семинар): «Глобальные проблемы современности». Мы должны понять, что называют глобальными проблемами современности, уяснить их причины, сущность и типологию глобальных проблем, а также выяснить, возможно, ли решение этих проблем, и если да, то каковы пути их решения.

У нас 2 проблемных вопроса для обсуждения: ( слайд № 5 )

Каковы причины возникновения глобальных проблем, возможные пути их решения?

Все вы готовились к уроку, выполняя опережающие задания по определённой теме. У нас будут выступающие с сообщениями, которые представляют специалистов различных сфер жизни общества: учёных, экологов, демографов, политиков, военных. Учащиеся не занятые докладами должны будут исполнять роль журналистов на нашем семинаре, и задавать вопросы по обсуждаемой проблеме, они также присоединяются к обсуждению. Параллельно работа будет проводиться в рабочих листах для самоконтроля. Рабочий лист № 1 вы заполняете по ходу урока, выслушивая каждого из докладчиков. Рабочий лист № 2 вы заполните в конце урока.

Вводное слово к теме.

Существует немало прогнозов о дальнейшем развитии человечества, основанных на научном прогнозировании будущего. Ведущее место в таких исследованиях принадлежит Римскому клубу, состоящему из 100 человек наиболее видных учёных, писателей, крупных государственных деятелей, бизнесменов мира. По инициативе этого клуба развернулось глобальное моделирование человечества с помощью самых современных компьютеров.

Римский клуб называет около 30 глобальных проблем человечества.

II. Беседа с учащимися

1. Перечислите проблемы, которые создают представление о сложной современной ситуации в мире, (учащиеся перечисляют известные им глобальные проблемы: предотвращение угрозы новой мировой войны, преодоление экологического кризиса, сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми и развивающимися странами, демографическая проблема, проблемы охраны здоровья и предотвращение распространения СПИДа, наркомании, падение духовности, борьба с терроризмом и др.) Проблема бедности, неравенства и социальной несправедливости, бесконтрольное расселение человечества, голод, продовольственная проблема.

2. Что называют глобальными проблемами современности? (учащиеся дают определение: проблемы, выходящие за масштабы регионов и представляющие опасность для всего человечества; называют совокупность проблем человечества, возникших во второй половине XX века и от решения которых зависит существование цивилизации).

Сообщение № 1. Обобщающий доклад о глобализации и природе появления глобальных проблем. Слово «глобальный» происходит от латинского «globus» - шар. Зная его происхождение, назовите важнейшие признаки глобальных проблем. Глобальные проблемы порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом. Глобальные проблемы угрожают существованию всего человечества, основам жизни на земле. Решение этих проблем, возможно только при условии объединения усилий всего мирового сообщества. (Слайды № 6-8).

Вопросы учащимся.

1. Существовали ли в древности проблемы? Какие?

(проблемы войны и мира, нищеты и голода, эпидемий, ущерб природе)

2. Почему известные в древности проблемы, получили сегодня определение «глобальные»? (мощь человека, его возможности, масштабы его деятельности возросли. Ущерб носил региональный характер. Усиливался целенаправленный, хищнический характер деятельности человека).

III. Важнейшие проблемы современности. Выступления учащихся.

(предоставим слово экспертам, экологам, политикам, военным, демографам)

Сообщение № 2 специалист военный. Проблема предотвращения термоядерной войны.

На сегодняшний день можно констатировать факт, что вероятность конфликта между ведущими державами мира гораздо вероятнее, чем ранее. Также существует возможность попадания ядерного оружия в руки тоталитарных реакционных режимов или в руки террористов (слайды № 9,10).

Вопросы.

  1. Почему термоядерная война опаснее всех остальных глобальных проблем современности?

  2. Что должно сделать человечество, чтобы снизить риск возможности термоядерной войны?

Сообщение № 3 специалиста эколога: «Угроза экологического кризиса».

Результат человеческой деятельности: 1) истощение природных ресурсов, 2) загрязнение окружающей среды.

Рассмотрение проблем экологической ситуации и грозящей человечеству катастрофы невольно рождает вопрос: а нужна ли тогда НТР, технологический и информационный переворот, не следует ли человеку «вернуться в пещеры»? этот вопрос возник уже много лет назад. В XIX веке даже существовало общественное движение луддитиов, требовавших искусственно прервать научно-технический прогресс, в частности закрыть ряд предприятий, выпускающих необходимую продукцию, например, лекарства, остановить атомные электростанции, но такой способ решения проблем порождает новые (Слайды № 11-13).

  1. Перечислите основные пункты экологического кризиса?

  2. Какие пути решения экологического кризиса существуют?

  3. Что делаете вы для того чтобы предотвратить экологический кризис?

Сообщение № 4. Специалиста – демографа. « Демографические проблемы современности».

Существенно меняется на планете демографическая ситуация. Известно, что наряду с природой народонаселение выступает как материальный фактор, определяющий возможности развития общества. То есть, будучи основой и субъектом общественного развития, демографический фактор оказывает воздействие на все компоненты общественного развития, хотя сам он в то же время подвержен их влиянию... (слайды № 14-16).

Демографическая проблема порождена 2 глобальными демографическими процессами:

а) демографическим взрывом в развивающихся странах и

б) падением уровня рождаемости в развитых.

Вопросы.

  1. В чем причины демографических проблем?

  2. Какие пути решения этих проблем вы можете предложить?

  3. Как решается демографическая проблема в нашей стране?

Сообщение № 5. Специалиста – врача. «Неизлечимые заболевания как проблема современного мира».

Эпидемия ВИЧ остается одной из серьезнейших проблем, затрагивающих области здравоохранения, прав человека и социальную сферу. В ее контексте особенно остро стоят вопросы гендерного неравенство, гендерного притеснения и насилия (Слайды № 17-20).

Вопросы.

  1. Как вы думаете, с чем связано появление данной проблемы?

  2. Как вы думаете, что должно предпринять человечество, чтобы преодолеть неизлечимые заболевания?



Сообщение № 6 специалиста – психолога. «Кризис человеческой духовности».

В современном обществе постоянно возрастает число преступлений, насилие и вражда являются привычными для нас. По мнению социологов, все эти явления результат опредмечивания духовного мира человека, его внутреннего бытия, отчуждения и одиночества. Следовательно, насилие, преступность, ненависть это выражение души. Стоит задуматься, чем сегодня наполнены души и внутренний мир современных людей. У большинства это злоба, ненависть, страх. Возникает вопрос: где следует искать источник всего отрицательного? Как считают ученые, источник находится внутри самого объективированного, глобализаванного общества. Ценности, которые долгое время нам диктовал Запад, не могут удовлетворить нормы всего человечества. Сегодня можно сделать вывод о том, что наступил кризис духовных ценностей… (Слайд – представление презентации № 21).

Вопросы.

  1. Что послужило развитием для появления духовного кризиса?

  2. Каковы его проявления?

  3. Какие пути решения проблем духовного кризиса вы выдите?



Сообщение № 7 специалиста – военного. « Терроризм как глобальная проблема».

Человечество в большинстве своём осознало, что горе одинаково на всех континентах, вне зависимости от того, какой национальности, и где гибнут ни в чём не повинные люди. (В парижском или московском метро, под руинами небоскрёбов – «близнецов» в Нью-Йорке, в развалинах жилых домов и госпиталей в Москве, Каспийске, Буйнакске, Волгодонске, Тель-Авиве, Иерусалиме или в дагестанских селениях). (Слайды № 22-24).

Вопросы.

  1. В чем суть терроризма?

  2. Чем он опасен для простых граждан?

  3. Какие цели преследует терроризм?

  4. Какие пути решения существуют?



Сообщение № 8, обобщение прослушанного материала. «Пути преодоления глобальных проблем».

Решение глобальных проблем является сегодня актуальной задачей для всего человечества. От того когда и как они начнут решаться зависит выживание людей. Выделяют следующие пути решения глобальных проблем современности ( Слайд № 25-27).

  1. Давайте ещё раз, перечислим основные глобальные проблемы и пути их решения.



IV. Заключительная беседа.

Дискуссия о роли глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем.

Выполнение задания для самоконтроля.

Итак, существует 2 точки зрения на роль глобальных проблем в развитии человечества.

Рабочий лист, ответить на вопрос:

какие точки зрения представлены?

1) одни утверждают, что решить их не удастся и появление их предвещает близкий крах современной цивилизации.

2) другие считают, что люди найдут приемлемые средства решения глобальных проблем, а сам совместный поиск оказывает интегрирующее воздействие на человечество, сближает народы, способствует становлению цивилизации.



Какова ваша точка зрения? (аргументируем)



Здесь возникает вопрос, существует ли взаимосвязь глобальных проблем?



Ответ учащихся.

Глобальные проблемы взаимосвязаны. Так, решение экологических проблем невозможно без решения экономических вопросов, экономическое отставание стран «третьего мира» тесно связано с резким ростом народонаселения в них, а обострение этих проблем связано с гонкой вооружений.

Как мы можем решить глобальные проблемы современности?

(Решение глобальных проблем возможно только при условии совместных действий всего мирового сообщества.)



Завершаем работу по самоконтролю. (Можно поставить себе оценки: как вы усвоили новый материал)



V. Заключительное слово преподавателя.

Ответ на вопрос – возможна ли глобальная нравственная, экологическая, или иная катастрофа, может дать только сам человек. От его разума, сознательной деятельности, поиска компромиссов, возможностей диалога, переговоров, эффективной социальной защиты, идеи ненасилия и согласия, зависит, превратит ли он свою Землю в вечно цветущий сад, либо её покроет последняя – ядерная, вызванная полным загрязнением атмосферы, неспособной более пропускать на Землю животворные солнечные лучи.

Главные тенденции в современной идейной жизни ведут к объединению, поиску согласия, сближению, взаимопониманию. Они ещё слабы, но основы для терпимости и взаимного сотрудничества постепенно укрепляются.



Многие учёные и политики полагают, что предпосылки для решения глобальных проблем есть, у человечества есть шанс на выживание.



VI. Подведение итогов конференции.

Домашнее задание: Напишите краткое эссе на тему: «Глобальные проблемы и пути их решения».

Оценивание работы учащихся.

Рефлексия: Учащимся предлагается дать характеристику проведённому уроку, озвучить своё отношение к услышанному и назвать три цвета, с которыми у них ассоциируется урок (личностное смыслообразование и самовыражение).

Выставляются оценки за урок. Преподаватель благодарит студентов за работу. Учащиеся записывают домашнее задание, анализируют свою работу на уроке, своё отношение к уроку, прощаются с преподавателем.





Приложение 1



Рабочий лист самоконтроля



  1. Ф. И. О.____________________________________________________________________

  2. Напишите тему урока:________________________________________________________

  3. Дайте определение глобальных проблем современности:___________________________

____________________________________________________________________________

По ходу семинара, заслушивая доклады выступающих, заполните пустые графы в таблице.

Глобализация и глобальные проблемы современности.

Причины возникновения

Пути преодоления

Глобализация






Проблема предотвращения термоядерной войны.






Экологическая проблема современности.






Демографическая проблема современности






Неизлечимые заболевания, как глобальная проблема современности.






Кризис человеческой духовности.






Терроризм, как глобальная проблема современности.






Вывод.












2.Существует ли взаимосвязь глобальных проблем современности («Да» или «Нет»)?

3.Выполните задание



Отметьте в данных примерах глобальные и региональные проблемы:



  1. Периодические засухи, вызванные суховеями

  2. Наводнения, вызванные сезонными дождями

  3. Продовольственная проблема

  4. Загрязнение мирового океана

  5. Распространение СПИДа

  6. Возникновение мощных лесных пожаров, вызванных засухой

  7. Разрушение озонового слоя атмосферы

  8. Оседание почвы и землетрясения в местах подземных выработок

  9. Кислотные дожди?

















Приложение 2

Раздаточный материал





Различные точки зрения на роль глобальных проблем:





  1. Одни утверждают, что решить глобальные проблемы не удастся и появление их предвещает близкий крах современной цивилизации.



  1. Другие считают, что люди найдут приемлемые средства решения глобальных проблем, а сам совместный поиск оказывает интегрирующее воздействие на человечество, сближает народы, способствует становлению цивилизации?



Какова ваша точка зрения?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Рефлексия: Вам предлагается дать характеристику проведённому уроку, озвучить своё отношение к услышанному и назвать три цвета, с которыми у Вас ассоциируется прошедший урок_____________________________________________________________





Оцените свою деятельность на уроке по пятибалльной шкале___________________

Оцените деятельность одногрупников на уроке_______________________________