Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. п.Ерик
Методическая разработка урока по обществознанию в 7 классе
«Межличностные отношения»
учителя истории и обществознания МБОУСОШ№10 п.Ерик
Триполец Розы Ароновны

Тип урока: изучение новых знаний
Цели урока: раскрыть основное содержание понятия «межличностные отношения» через выявление их специфики: эмоциональной основы, взаимного характера, зависимости от способа их осуществления.
Задачи урока:
- содействовать развитию уважения к личности любого человека через раскрытие значения межличностных отношений для психологического комфорта;
- помочь учащимся осмыслить личный опыт участия в различных видах межличностных отношений.
-формирование начальных обществоведческих знаний, представление о проблемах взаимоотношений человека с другими людьми;
-развитие познавательной деятельности и творческих способностей обучающихся;
-развивать самостоятельность, инициативность, умение высказывать оценочные суждения
-Технологии: здоровьесберегающие технологии (в начале урока позитивный психологический настрой, релаксация, мажорный настрой учащихся на протяжении всего урока);
-технология системно-деятельностного подхода (практически на каждом этапе урока: при работе с тестом, при групповой работе, при взаимопроверке);
элементы технологии критического мышления («Синквейн»)
Приёмы: игра «Спина к спине», «Синквейн», приёмы релаксации, «Проблемная ситуация», творческая коллективная работа «Групповой портрет», упражнение «Лестница».
Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа.
Ресурсы: учебное пособие «Обществознание 7 класс», ИКТ, дидактический раздаточный материал, видеофрагмент, аудиозапись, ноутбук, колонки, проектор, экран.
Ход урока:
Организационный момент.
- Здравствуйте, Все, кто собрался в этом кабинете! Здравствуйте, ребята! Предлагаю наш урок начать с упражнения «Спина к спине». Встаньте, пожалуйста, друг к другу спина к спине. Задача – вести диалог на тему: куда пойдём 22 декабря на концерт «Две звезды» или на каток.
- Легко ли было вести разговор?
- В чём были трудности?
- Ребята, давайте посмотрим небольшой видеосюжет.
- Легко ли вам было взаимодействовать между собой?
- Итак, о чем же сегодня пойдет речь?
II.
- Тема сегодняшнего урока «Межличностные отношения».
- Ребята скажите, пожалуйста, как вы думаете, что вы сегодня узнаете на уроке?
- раскроем содержание понятия межличностные отношения
- Ребята, чему мы можем научиться сегодня на уроке? (слайд 4)
1. Объяснить значения понятия межличностные отношения.
2. Изучить классификацию межличностных отношений.
3. Рассмотреть чувства – как основу межличностных отношений.
4. Формировать уважительное отношение к Другому в процессе взаимодействия между личностями.
III. Актуализация знаний по теме урока, сообщение темы с мотивирующим приёмом.
- Попробуйте сформулировать определение понятия «межличностные отношения».
Учащиеся говорят, что это отношения между личностями.
Учащиеся записывают определения в тетрадь.
Главное, чем межличностные отношения отличаются от всех иных контактов людей, состоит в том, что эти отношения носят обоюдный характер. Обычно это подчеркивается словом «взаимо».
Понятие « взаимности» раскрывается через постепенный процесс взаимовосприятия, взаимопонимания и взаимодействия.
- Ребята, на слайде представлены ситуации, соотнесите к какому этапу формирования межличностных отношений относится.
1.Новый ученик пришел в класс. Учитель предлагает ему сесть с тобой за парту.
Вольно или невольно ты приглядываешься к нему и при этом стараешься произвести на него хорошее впечатление.
Разговор между мамой и сыном.
Выступление дирижёра и хора.
ведь от этого зависит и взаимодействие всего хора – как стройно и чисто будет звучать песня.
Итак, межличностные отношения возникают не сразу, они устанавливаются через взаимовосприятие, взаимопонимание и взаимодействие.
Запись в тетрадь этапов формирования межличностных отношений
Взаимовосприятие

Взаимопонимание
Взаимодействие
IV. Совместное «открытие» знаний.
- Классификацию межличностных отношений.
Виды межличностных отношений: деловые, личностные, приятельские, семейные, товарищеские.
Знакомыми принято считать всех людей, которых встречает в своей повседневной жизни отдельный человек (жильцы соседнего дома, сотрудники огромной компании и даже люди, часто встречающиеся в общественном транспорте).
Приятели – это люди, с которыми человек непосредственно знаком, ведет совместные дела, иногда общается, контактирует с ними.
Товарищ – более близкое к дружбе понятие, характеризующее постоянный круг общения того или иного человека, возможные общие интересы, дела. Дружба – это самая глубокая форма межличностных взаимодействий между людьми, которые не связаны кровным родством. Дружба подразумевает под собой взаимное доверие, чуткое отношение друг к другу.)
- Цель задания: умеете ли вы различать личные и деловые отношения.
Заполните таблицу, вписав в нее следующие примеры:
Поездка на рыбалку с приятелем; встреча главы иностранного государства; поздравление с юбилеем заслуженного человека сослуживцами; поздравление с днем рождения брата (сестры); беседа по телефону с приятелем; приглашение по телефону.
Отношения личные Отношения деловые
- Проверяем! Кто не допустил ни одной ошибки! Молодцы! Кто допустил ошибки ничего страшного, работаем далее т.к. тема новая.
Работа в парах.
Работа с отрывками из текстов произведений, определите, в каком из них отношения официальные, а в каком личные.
В результате совместной работы ученики осуществили взаимосвязь.
Совместно читают отрывок из произведения, осуществляя взаимодействия.
Выслушивают мнения друг друга, общую оценку совместной работы – взаимовосприятие.
- Ребята, где вы встречаете в жизни данные виды межличностных отношений.
II. Чувства играют большую роль в межличностных отношениях.
V. Проблемная ситуация.
Учитель предлагает учащимся перечислить качества, которые вызывают симпатию и качества, вызывающие антипатию .
Учитель предлагает раскрыть качества на примерах героев известных мультфильмов.
Чувства, которые условно могут быть отнесены к положительным, чаще всего вызывают симпатию в отношениях между людьми. Симпатия – это внутреннее расположение, привлекательность. Правда, иногда положительное отношение вызывается приписываемыми человеку качествами, которые только кажутся симпатичными.
Если идеал и реальность не совпадают – возникает разочарование. А от него один шаг до антипатии.
Антипатия – отношение, прямо противоположное симпатии. Обычно она – следствие отрицательных чувств. Скорее всего, человек, который тебе несимпатичен и вызывает антипатию, чем-то обидел тебя или на твоих глазах другого человека, совершил нехороший, с твоей точки зрения, поступок. Но не торопись с вынесением суждения: «Он плохой, он мне не нравиться». Хорошо ли ты знаешь человека, чтобы так утверждать да еще сделать свое мнение достоянием других людей?
- Учитель формирует понимание понятие «стереотип». Для этого предлагает учащимся продолжить фразы.
«Все девчонки»
«Все мальчишки…»
«Все отличники …
«Все спортсмены…»
Затем выясняется, что большинство учащихся фразы продолжили одинаково.
Учитель:
- А вот как я представила себе продолжение этих фраз. Для этого включаю слайд появляется паровозик и предлагает к картинке, появившейся в окне вагончика, подобрать начало фразы:
«Все девчонки»…любят играть с куклой Барби
«Все мальчишки»…дерутся
«Все отличники» …любят много играть
«Все спортсмены»…делают зарядку
Учитель спрашивает:
- А как так получилось так, что большинство класса и я продолжили фразы одинаково?
Вот это и есть стереотип - обобщенное или упрощенное представление об особенностях людей, принадлежащих к одной группе.
Учитель спрашивает:
- А как, по-вашему, стереотипы влияют на отношения между людьми?
Часто межличностным отношениям мешают стереотипы.
Часто ошибочными бывают суждения: «Все девчонки – плаксы», «Все мальчишки – хулиганы». Помни, попав в плен стереотипа, легко ошибиться.
- Ребята, как вы считаете какое для вас самое главное условие межличностных отношений.
Понять другого – важное условие межличностных отношений.
VI. Практическое упражнение
- Ребята, предлагаю выполнить задания в группе и выяснить как Вы сможете выстроить отношения внутри группы.
« Групповой портрет».
инструкция: вы должны сообща нарисовать картину, на которой будут изображены все участники команды. Свой портрет рисовать нельзя, попросите кого-нибудь из группы сделать это. Придумайте вместе, как вы расположите рисунок на листе, каков будет жанр и сюжет вашей картины. Подумайте, как вы представите свою работу зрителям, какие пояснения вы будете давать при этом.
На выполнение задания дается 15 минут. Затем по очереди каждая группа представляет свою работу. На представление результата каждой группе дается 3 минуты.
Критерии оценки работы:
- Совместное участие в создание рисунка.
- Соответствие рисунка предложенной теме.
- Участие каждого в создание защиты работы.
Анализ игры (вопросы учащиеся также получают вместе с инструкцией, отвечает на них тот, кто представляет работу группы):
- Кому ты доверил написать свой портрет?
- Что ты чувствовал, когда рисовали тебя?
- Кто выбрал тебя художником?
- Как вы пришли к решению, что нарисовать?
-Ты доволен своим портретом?
- Тебе понравилось работать вместе с другими ребятами?
- Ты доволен тем портретом, который нарисовал ты сам?
Перед выступлением всех групп проводится самооценка. У вас на столе лежат фишки разных цветов. Прошу каждого выбрать ту фишку, которая наиболее правдиво и достоверно характеризует вашу работу в группе и положить её в коробочку. Подсчитаем итоги у кого сколько фишек и каких цветов.
Я считаю, что работал отлично, сделал всё что мог.
Я считаю, что работ хорошо, но мог бы сделать больше.
Я считаю, что не работал, но мог бы постараться.
Синквейн «Семиклассники»
Семиклассники
Дружные талантливые
Учится танцевать отдыхать
С уважением относятся друг к другу
одноклассники
VII. Подведение итогов урока.
Дружба – велика ценность и дорогой дар, которого удостаивается тот, кто сам умеет и хочет дружить. Найти друга – значит разделить беду и умножить радость, найти опору и завоевать доверие. В подростковом возрасте о дружбе мечтают все без исключения. Друзья юности – часто самые надежные и верные спутники на всем жизненном пути.
Как завоевывать друзей? Предложите правила для подростков.
Шесть правил (тезисы)
Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
Правило 2. Улыбайтесь.
Правило 3. Помните, что имя человека – это самый сладостный звук на любом языке.
Правило 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе.
Правило 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
Правило 6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
- Учитель предлагает учащимся соотнести понятия и их определения.
- Сравните определения межличностные отношение с определением представленным в учебнике. На стр. 74. Межличностные отношения – это отношения в малой группе, возникающие между хорошо знакомыми людьми в процессе их постоянного общения.
VIII. Рефлексия.
Вернёмся к задачам урока:
Ответы учащихся.
1. Межличностные отношения – это отношения между хорошо знакомыми личностями.
2. Классификация межличностных отношений: личностные, деловые, товарищеские, семейные, дружеские.
3. В основе межличностных отношений лежат чувства симпатии, антипатии.
4. Относится к другим
_-Ребята, как вы думаете, зачем вам нужно знать то, что изучали на уроке?
Учитель:
- Межличностные отношения складываются между двумя или более людьми.
- В основе их лежат чувства, которые вызывают симпатию или антипатию.
- Чтобы вызвать эмоциональный отклик у учащихся и понимание, что над межличностными отношениями необходимо работать
Домашнее задание: п.12, практикум 1 устно.