СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Неопределенная форма глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель - Познакомить учащихся с неопределённой формой глагола; определить особенности глаголов неопределенной формы; формировать умение распознавать их в устной и письменной речи.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Неопределенная форма глагола"»


Т

Неопределенная форма глагола.


  1. Познакомить учащихся с неопределённой формой глагола; определить особенности глаголов неопределенной формы; формировать умение распознавать их в устной и письменной речи.

  2. Развивать устную речь, мышление, орфографическую зоркость.

  3. Воспитывать бережное отношение к природе.



Комбинированный


Учебник, презентация.


Нетрадиционная: урок – путешествие.

ема:


Цели:







Тип урока:


Оборудование:


Форма:

































- Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час


- Ребята! Нам пришла телеграмма. Странно, на ней нет подписи отправителя. Но есть адрес: Остров Х. «Срочно приезжайте! Хочу сообщить вам о себе много нового и интересного!»

- Кто бы это мог нас пригласить туда? Ваши предположения?

- Вы готовы отправиться в путешествие?

- Ребята, вы хотели бы найти клад?

- А что это такое?

- Клад - это богатство, деньги, золото. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Что это? (Знания).

- Именно, за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!


- Ребята, посмотрите на экран. Здесь зашифровано 2 слова. Кто догадался, что это за слова? (Расстояние, лучше).

- Это два новых словарных слова.

- Первое словарное слова расстояние. На какой слог падает ударение?

- Какие буквы мы запоминаем?

- Прочитаем слово орфоэпически.

- Прочитаем слово орфографически.

- Запишите это слово в тетради.

- Второе словарное слово лучше. На какой слог падает ударение?

- Какую букву мы запоминаем?

- Прочитаем слово орфоэпически.

- Прочитаем слово орфографически.

- Ребята, давайте составим с этими словами предложение. (Дальнее расстояние лучше преодолевать на корабле).

- Запишите его.


- Но куда же, плыть? Дорогу нам покажут дельфины. Но для начала, мы должны выполнить задание.

Что без меня предметы?
Лишь название
А я приду-








































I.Оргмомент.












Слайд 1














II.Актуализация знаний.


Слайд 2,3,4









Слайд 5




III.Подготовка к изучению нового.















Демонстрация






















































Всё в действие придёт
Летит ракета
Люди строят здания
Цветут сады
И хлеб в полях растёт.
- О какой части речи говорится?
- Что называется глаголом?

- Для чего нужны глаголы?
- Как изменяются глаголы? (По числам, временам и по лицам)

- На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?

- Найдите глагол настоящего времени. (Пишу)

- В каком числе стоит этот глагол? (в ед. ч)

- На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?

- Есть ли здесь глагол в прошедшем времени? (Летали)

- Определите число этого глагола. (Мн. ч)

- На какие вопросы отвечают глаголы, стоящие в будущем времени?

- Есть ли здесь глагол в будущем времени? (Вспомню)

- Определите число этого глагола. (ед. ч)

- Какие глаголы у нас остались? (Цвести, таять, сберечь)

- Выпишите их в тетрадь.

- На какие вопросы отвечают эти глаголы?

- Можно ли определить у этих глаголов число?

- Можно ли определить у этих глаголов время?

- Как вы думаете, как называются такие глаголы?

- Форма глагола, которая не указывает на время, число, называется неопределённая форма глагола.

- Итак, какая же тема нашего урока?

- Что такое неопределенная форма глагола нам и предстоит сегодня на уроке узнать.


- Мы плывём дальше. Посмотрите, какие красивые пейзажи вокруг… И вот, благодаря дельфинам, мы приплыли к острову Х. А вот какое-то странное жилище: дом - не дом, пещера – не пещера, изба - не изба. На нём табличка. Прочитаем хором. (Инфинитив)

- Вот кто написал нам телеграмму.

- Посмотрите, рядом белый круг, в середине которого нарисован циферблат, перечёркнутый крест-накрест. Как вы думаете, что это значит?

- Это означает, что хозяин этого жилища не хочет знать, который час, вообще не хочет иметь ничего общего со временем. Вот мы и в жилище. Но кто это? То ли принц, то ли разбойник, да ещё и в маске. Кто это определить совершенно нельзя. У него нет лица, поэтому определить лицо глагола неопределенной формы нельзя. Он и называется неопределённая форма глагола, или начальная форма. Все глаголы имеют начальную форму. Учёные люди называют её инфинитивом.

- Итак, что такое инфинитив?












Беседа




Слайд 6

























IV.Изучение нового.


Слайд 7,8,9,10






Объяснение

















































- Посмотрите на те глаголы, которые вы выписали.

- На что же оканчиваются глаголы в неопределённой форме? (-ть, чь, ти)

- Откройте учебник на с.81, с.82. Прочитайте правило.

- Чаще всего, какие суффиксы имеют глаголы неопределенной формы? (-ть, -ти)

- А что такое -чь? (Часть корня, а не суффикс)

- На какие вопросы отвечают эти глаголы?

- Какую мы можем составить опорную схему?


Неопределенная

форма глагола


- Мы с вами проделали долгий путь, а теперь надо отдохнуть. Отправимся в поход по острову.

- Мы отправились в поход

Посмотреть, как кто живет (ходьба на месте)

Впереди у нас овраг — (полуприсед)

Перепрыгнули вот так (прыжок)

Посмотрели на Сахару,

Переплыли Ниагару (движения руками)

И вернулись мы домой, (ходьба на месте)

Вот такой весь шар земной (круговое движение руками)


- Теперь нам пора домой. Но у нас, что-то сломалось в управлении корабля. Чтобы это исправить, нам нужно справиться со следующим заданием. (с.82, у. 169)

- Выделите суффиксы -ти и -ть, распределите слова по столбикам.

- Молодцы, мы отправляемся домой.

- Ой, посмотрите, кто это? (Пираты)

- Они захватили наш корабль. Чтобы спастись, нам нужно выполнить следующее задание. Посмотрите на таблицу, стр.84.

- От каждого ли глагола неопределенной формы можно образовать все три формы времени?

- Выполним упражнение 176.

- Мы правильно выполнили это задание, и отбились от пиратов, мы плывем дальше.


- Посмотрите, когда мы плыли к острову были красивые пейзажи…

А сейчас что вы видите?

- Ребята, у вас был классный час, на тему экология. Что такое экология?

- Мы должны беречь природу, давайте вспомним, что нужно делать, чтобы не исчезли бабочки? (Нельзя рвать цветы на лугу, нельзя ловить бабочек) Назовите инфинитивы.







Слайд 11

Беседа


Работа с учебником











Физминутка












V.Закрепление.


Работа в тетрадях




Слайд 12


Работа с учебником



Работа в тетрадях




Слайд 13




Слайд 14











Что делать?

Что сделать?


- ти, - ть, - чь











































- Чтобы не погибла рыба в реке? (Ставить очистные сооружения, заводам не сливать грязь в реку, не мыть автомобили около реки) Назовите инфинитивы.

- Чтобы не засорять природу? (Не бросать мусор на улице, находить применение старым вещам и упаковкам, строить заводы по переработке мусора) Назовите инфинитивы.

- Чтобы сберечь птиц и зверей в лесу? (Не играть в шумные игры, не кричать в лесу, не слушать громкую музыку, не разорять птичьих гнёзд, не забирать домой детёнышей животных) Назовите инфинитивы.

- Чтобы воздух был чистым? (Ставить фильтры на трубы, на время остановки выключать мотор автомобиля, создать электромобиль) Назовите инфинитивы.

- Посмотрите на слайд. Почему здесь стоит знак равенства?


- Ребята, нам осталось выполнить последнее задание – с.83, у.171. Первый ряд – 1,2 предложение, второй ряд – 3,4 предложение, третий ряд – 5 предложение.


- Вот и закончилось наше путешествие.

- С какой новой формой глагола мы познакомились?

- На какие вопросы она отвечает?

- На что оканчивается?

- Указывает ли на время неопределённая форма глагола?

- Изменяется ли по числам и лицам неопределённая форма глагола?

- Как ещё называют неопределенную форму глагола?

- От каких глаголов не образуется форма настоящего времени?

- И не забывайте слова Михаила Пришвина: «Рыбе – вода, птице воздух, зверю - лес, степи, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину».



Домашнее задание: с.83, у. 173

Запишите в тетради 5 полезных советов для своего друга на любой случай, используя глагол неопределённой формы.









Слайд 15



Слайд 16




Слайд 17



Слайд 18


Слайд 19



Работа в тетрадях




VI.Обобщение.


беседа






Слайд 20




VII.Домашнее задание.

Слайд 21



VIII.Итог урока.