Ход урока. I Орг. момент. Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться. Доброе утро! Доброе утро, солнцу и птицам. Доброе утро, улыбчивым лицам! - Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро и добрый день. - Совсем недавно закончились каникулы. Зима нас радовала снегом. Вы много гуляли. Играли в снежки, строили снежные крепости. Сегодня мы с вами будем тоже строить крепость, но только это будет Крепость знаний. А какая она у нас получиться зависит от ваших стараний. (Слайд1) -Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? (Трудиться, работать самому, проявлять терпение в работе, прислушиваться к мнению других.) II. Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала. Минутка чистописания. - Встаньте те, кто умеет жить дружно, без ссор? Как вас назвать? (дружелюбные) -Спасибо, садитесь. Встаньте те ребята, которые готовы всегда прийти на помощь? Как вас назвать? (отзывчивые) - Спасибо, садитесь. Есть ли среди вас мальчики и девочки, которые умеют слушать и слышать? Как можно назвать вас? (внимательные) - Спасибо, садитесь. Есть ли среди вас те, кому интересно узнавать что – то новое, приобретать знания? Как назвать вас? (любознательные) - Слова какой части речи использовали? (прилагательные) (Об имени прилагательном). – Почему так называется эта часть речи? – Вспомним, что такое имя прилагательное? (Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предметов. Отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?) В самом названии этой части речи уже содержится намёк на то, что слово этой части речи должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. – С какой частью речи согласуются имена прилагательные? (С именем существительным) У существительных подчас Не жизнь, а просто скука! Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука. Но если к нам их приложить, То веселее станут жить. В тетради запишем число, классная работа. – Начнём наш урок с минутки чистописания. о а е и ы ая яя ий ый ой ое ее ые ие Прочитайте хором последнюю строчку чистописания. - Что она напоминает? (Окончания имен прилагательных.) - Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы Дети делят так: Один ученик у доски - Объясните свои действия. (Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа.) – На что может указывать окончание имени прилагательного? (На род и число имени прилагательного) III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. – Прочитайте тему урока. Род и число имён прилагательных. – Определите задачи урока, используя опорные слова. (Слайд2) – Сегодня на уроке мы повторим, как связаны имя существительное и имя прилагательное, будем отрабатывать умения выделять окончания имён прилагательных, соотносить род и число имён прилагательных и их окончания. IV. Применение знаний и умений в новой ситуации. а) Словарная работа. (Слайд3) – Посмотрите на картинки. Что это за слова? (Это слова с непроверяемой безударной гласной) – Нам нужно образовать однокоренные прилагательные. – Какая цель нашей работы? (Вспомнить с помощью каких частей слова можно образовать имена прилагательные.) Картофель – картофельный, вагон – вагонный, берёза – берёзовый, семена (зерна, предназначенные для посева; части растений (плоды, клубни, луковицы и т.п.), предназначенные для посева ) – семенной, вокзал – привокзальный. б) Наблюдение над языковым материалом – Ребята, проведём наблюдение. Нам нужно будет заполнить таблицу. (Слайд 4,5) (У детей карточки) род | | | | | словосо-четания | ….… арбуз ……….шарф ….снегопад | …..кормушка ……….звезда ……..река | …..яблоко ……..платье ……здание | | вопрос | | | | | родовые окончания | | | | | – Что можно сказать о существительных в 1, 2, 3 столбике? (в 1 ст. сущ. – м.р, ед.ч., во 2 ст. – сущ. ж.р., ед. ч., в 3 ст. – сущ. ср. р.,ед. ч.) – Что можно ещё сказать о существительных первого столбика? Обратите внимание на орфографию. (Все существительные с парным согласным в корне слова.) – Как проверить эту орфограмму? (Чтобы проверить парный согласный в корне слова нужно …) – Что можно сказать ещё о существительных второго столбика? (Все существительные с проверяемым безударным гласным в корне слова.) – Как проверить эту орфограмму? – Подставьте имена прилагательные «большой, синий, красивый» к именам существительным. Цель: Нам нужно будет понаблюдать, как согласуются существительные с прилагательными, как изменяются окончания прилагательных. От чего это зависит? – На какой вопрос отвечают прилагательные 1 столбика? (какой?) – Какие родовые окончания имеют прилагательные м. р., ед. ч. (- ой, -ий, - ый) и т.д. заполняется таблица. род | м.р. ед. ч. | ж.р. ед. ч. | ср. р. ед. ч. | мн. ч. | словосо- четания | большой арбуз синий шарф красивый снегопад | большая кормушка синяя звезда красивая река | большое яблоко синее платье красивое здание | большие синие красивые | вопрос | какой? | какая? | какое? | какие? | родовые окончания | - ой, -ий, - ый | - ая, -яя | - ое, - ее | - ие, - ые | – В чем же согласуются имена прилагательные с именами существительными? ( Имена прилагательные согласуются с именами существительными в числе и роде) Вывод. Признаки рода и числа у имени прилагательного непостоянные, одно слово может быть в форме мужского, женского, среднего рода. – Как определить род и число имени прилагательного? (Род и число имени прилагательного определяется по роду и числу имени существительного) – Как определить, какое окончание нужно написать в том или ином прилагательном? (Нужно поставить вопрос. По ударному окончанию вопроса можно проверить окончание прилагательного) V. Обобщение и систематизация знаний. в) Закрепление. (Слайд 6,7) – Прочитайте. Вставьте окончания имен прилагательных. Выполняют задание. Раннее (ср. р.) утро, ранняя (ж. р.) весна, ранний (м. р.) рассвет; синее (ср. р.) небо, синяя (ж. р.) река, синий (м. р.) василек; добрый (м. р.) человек, доброе (ср. р.) дело, добрая (ж. р.) услуга(действие, приносящее пользу) – Какая цель была в нашей работе? (Научиться определять род им. прилагательного по им. существительного, правильно писать окончания), ФИЗМИНУТКА Мы работали отлично. Отдохнуть не прочь сейчас И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. (Музыка) г) Работа с учебником. У. с. 7 упр. 8 (Слайд 10) – На какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие? (Имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие, отвечают на вопрос «какие?») – В каком числе они употреблены? (Они употреблены во множественном числе). – Приведите примеры имен прилагательных в этом числе. Запишите. (Записываем примеры в таблицу в 5 столбик) Большие арбузы, большие кормушки, большие яблоки, синие шарфы, синие звёзды, синие платья. Какие? Большие, синие, красивые - Можно ли определить род имён прилагательных во множественном числе? (Нет, род имён прилагательных определяется только в единственном числе.) Ученик читает стих. Маленький страус из стран очень жарких Сбежал, чтоб пожить в небольшом зоопарке. Но его не обидели, честное слово, ДобрЫЕ дяденьки рода мужского. Гулять выводили в любую погоду ДобрЫЕ тётеньки женского рода. Страус письмо своей маме послал. «ДобрЫЕ очень!..» — он в нём написал. Дивится мама страуса, в письмо такое глядя, Не знает, кто же добрЫЕ: тёти или дяди. Как же мог бедный страус забыть: У прилагательных во множественном числе Род нельзя определить! Вывод. Род имён прилагательных можно определить только в единственном числе. д) У. с. 7 упр. 9 (Слайд 11,12) Прочитайте текст. – Определите тему. О чём текст? (Зимой рядом с кормушками можно увидеть разных птиц) – Главную мысль текста? Что хотел сказать нам автор? (Птицы, которых мы можем увидеть, очень красивы. Сделай кормушку и сможешь полюбоваться их красотой) – Какие птицы прилетели к кормушке? (Синицы, щеглы, поползни, свиристели, снегири) – С чем сравнивает Эдуард Шим птиц? (С живыми цветами, с солнечными зайчиками) – Как можно озаглавить текст? Живые цветы (главная мысль) Гости у кормушки. Птицы у кормушки. (тема) – Найдите имена прилагательные. В каком числе они употреблены? – Выпишите словосочетания с именами прилагательными. Выделите окончания имен прилагательных. Бел (мн. ч.) снега, кос (мн. ч.) сугробы, жив (мн. ч.) цветы, ясн (мн. ч.) грудки, желт (мн. ч.) грудки, солнечн (мн. ч.) зайчики, пестр (мн. ч.) щеглы, голуб (мн. ч.) поползни, коричнев (мн. ч.) свиристели, красн (мн. ч.) маки. У доски 2 ученика. Проверка е) Работа в парах. Тест «Проверь себя» Укажи имя прилагательное. утеплять; Б) теплый; тепло. 2. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному: Зимн... утро. - ие; Б) - ее; - яя. 3). Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная .... гладкая; Б) короткая; толстая. 4). Род и число имени прилагательного зависит от: имени существительного; Б) глагола; местоимения. 5. Выберите верное утверждение: В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим; Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения; Проверка (Слайд 13) VI Рефлексия. Чему мы научились на уроке: Я научился... Я понял, что... Было трудно... Было интересно... VII Домашнее задание У. упр. 12, записать словарные слова и составить с ними предложения VIII Подведение итогов. – Что мы сегодня повторили на уроке? – Как определить род и число имён прилагательных? – Как проверить написание окончания имени прилагательного? Крепость знаний построена. Вы –МОЛОДЦЫ! |