2. Актуализация опорных знаний | 1. Проверка д/з Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски) 2. Работа у доски Словарно – орфографическая работа. Два ученика вызываются к доске. На доске записаны слова, нужно верно расставить ударения. 1 вариант Жалюзи, каталог, позвонит, столяр, шинель, заняв, плесневеть, безумолчный, аэропорта, отрочество. 2 вариант Овен, баловать, неумолчный, облегчить, сливовый, завидно, обеспечение, квартал, торты, нефтепровод. 3. Фронтальный опрос (проводится в то время, пока у доски идет подготовка к заданиям). Задает вопросы: - Назовите типы односоставных предложений. - Какие предложения мы называем определенно – личными? Привести примеры. - Какие предложения мы называем обобщенно – личными? Привести примеры. - Какие предложения мы называем безличными? Привести примеры. 4. Индивидуальная работа по карточкам Учитель раздает карточки обучающимся (данный этап работы происходит в то же время, что и фронтальный опрос). Карточка № 1 1.Списать словосочетания, вставив пропущенные орфограммы. Пр..доставить слово д..кла..чику, опытный бу..галтер, сорок..градусный м..ро.., предпол..гаемый ответ, погружен(нн)ый в свои мысли, развитая промышлен(нн)ость, притв..рить в жизнь. Карточка № 2 1.Списать словосочетания, вставив пропущенные орфограммы. Пр..изв..сти фурор, ур..жай помидор(ов), поставить д..фис, кожан(нн)ый портфель, конеч(ь)но это интере(т)но, поставить горчич(шн)ник, глубокий бас(сс)ейн, несг..раемый ящик.
Карточка № 3 1. Списать словосочетания, вставив пропущенные орфограммы. Необыкновен(нн)ый ж..раф, крепкий(ое) кофе, ..дин(нн)адцатим..тровый п..нальти, ас(сс)..циация, углублен(нн)ое изучение, большое р..стение, кин..маторгаф, высокий ц..ган, ок..зать услугу, о..д..ржать победу. | Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р Готовят ответы (1 об-ся –Цупов А, 2 об-ся – Жигурин С.) Участвуют в работе по повторению в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы Выполняют задания на отдельных листах Абросимов Е. Муравьев Е. Девяткин Г. |
3. Постановка цели и темы урока. Изучение нового материала | Ставит перед учащимися проблему. - Вы разделены на 3 группы. На слайде вы видите слова. Вам необходимо при помощи толковых словарей объяснить значение данных терминов. 1 ряд – тезис; 2 ряд – аргументы; 3 ряд – вывод. Тезис – высказывание какой-либо мысли. Аргумент – вывод, доказательство чего–либо. Вывод - умозаключение, итог, получающийся как следствие рассуждений. Вывод должен быть связан сов семи частями сочинения. - Что объединяет данные слова? - Что мы знаем о типах речи? Сколько их? Расскажите о них. Повествование – смысловой тип текста, в котором описываются события определенной последовательности. Описание – тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Рассуждение строится по плану: тезис, аргументы, доказывающие его, вывод. - К какому из типов речи относятся наши слова? - Итак, ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какие цели вы перед собой сегодня поставите? Запишите тему сегодняшнего урока (показывает на слайде) - В некоторых рассуждениях может отсутствовать тезис или вывод. Рассуждение может быть самостоятельным типом текста и может входить как необходимая часть в другие типы текстов (описание, повествование). Средства связи частей рассуждения. I.ТЕЗИС. Докажем это. Это можно доказать так (следующим образом). Почему? И вот почему. Это объясняется следующим. II.ДОКАЗАТЕЛЬСТВА: 1.Во-первых,… Например,… 2.Во-вторых,… К примеру,… 3.В-третьих,… Допустим,… III. ВЫВОД. Итак, … Обобщим всё сказанное. Таким образом, … Следовательно, … - Части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и при помощи интонации. | Ученики разделены на 3 группы (по рядам), выполняют задание, пользуются толковыми словарями, отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока. |
4. Первичное закрепление | Организует работу учащихся, консультирует их, осуществляет контроль за выполнением заданий. Работа по учебнику. Упражнение 206 страница 113 – устно (прочитать текст, определить тип текста, выделить в нем 3 части: тезис, аргументы, вывод) - Скажите, а что такое текст? - Назовите, пожалуйста, признаки текста? Текст – это сочетание предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Признаки текста – смысловая цельность, структурная связность, членимость. | Выполняют задания, задают вопросы, осуществляют взаимоконтроль |
6. Первичный контроль | Осуществляет контроль по изученному материалу. Задание: Восстановите логическую цепочку. 1 вариант 1. Хотя приставок в русском языке и много, чаще всего затрудняет написание приставок – пре и –при. Почему? 2. Во-вторых, значение каждой приставки не всегда легко определить. 3. Во- первых, они на слух не различаются (е и и в них безударные) 4. Чтобы не ошибиться в написании приставок, надо прежде всего разбираться в составе слова. 5. В- третьих, в русском языку есть слова иноязычного происхождения, где –пре и – при всегда корень. 2 вариант 1.Итак, пунктуация выполнят важную роль не только в языке, но и в жизни. 2. Правила пунктуации обязательны для всех. 3. Так, знаками показывается смысловое членение текста, отношение между его частями. 4. Кроме того, знаки препинания помогают осмыслить письменный текст, точно передать то содержание, которое было задумано автором. | Выполняют задания, проверяют по ключу (взаимопроверка), выставляют отметку 1 вариант ключ: 1,3,2,5,4 2 вариант ключ: 2,3,4,1 |
8. Подведение итогов, рефлексия | Организует ситуацию итоговой рефлексии. Оценивает обучающихсяся, выставляет отметки Рефлексия «Синквейн» 1 строка – тема называется одним словом (существительное) 2 строка – описание темы в 2-х словах (два прилагательных) 3 строка – описание действия тремя словами (три глагола) 4 строка – это фраза из 4-х слов, показывающая отношение к теме. 5 строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. | Анализируют свою деятельность |