Тема урока | Виды предложений. |
Цель урока | Познакомить детей с видами предложений по цели высказывания и по интонации. |
Прогнозируемые результаты | - Учащиеся научатся классифицировать и анализировать предложения по цели высказывания и по интонации; - определять грамматическую основу предложения; - устанавливать связь слов в предложении. |
Основные понятия | - текст; - граница предложения; - от чего зависит постановка знака в конце предложения; - связь слов в предложении и связь предложений в тексте; |
Ресурсы: -основные -дополнительные | 1. Учебник: “Русский язык”, 3 класс, Л.Я.Желтовская, О.Б. Калинина 1. Мультимедийный проектор 2. Толковый словарь С.И. Ожегова |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах и группах. |
Метапредметные результаты обучения | Познавательно-общеучебные УД- находить границы предложения, составлять предложения из деформированного текста, уметь определять виды предложений; Познавательно-логическое УД- анализ полученных предложений, выбор критериев для сравнения; Коммуникативные УД- постановка вопросов и умение выражать и защищать свои мысли полно и четко; Регулятивные УД- целеполагание и волевая саморегуляция; |
Структура урока |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация к учебной деятельности Учитель: Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Ученики: Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем. Присаживайтесь. Закройте, пожалуйста, глазки и представьте, что вместо сердца у каждого из вас маленькое солнышко. Оно согревает вас и всех, кто находится рядом. Откройте глаза. Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы то тепло оставалось с вами на протяжении всего урока и дня! |
Обменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа за партой. Вспомним критерии, по которым вы можете грамотно помочь товарищу. | Каллиграфия: - высота и ширина букв; - наклон; - пробелы между буквами и словами; - аккуратность. |
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. |
- Что такое предложение ? - Что является главным признаком предложения ? | - Предложение – слова, связанные между собой по смыслу и грамматически, выражает законченную мысль, отличается интонационной законченностью. - Законченная мысль; - Наличие подлежащего и сказуемого в большинстве предложений. |
Проверка домашнего задания. |
- Что нужно было сделать в упражнении ? - Что получилось ? - Назовите признаки текста. Прочитайте заголовок. - Почему стоит восклицательный знак ? Дети читают заголовок с разной интонацией. От чего же зависит разное звучание этого предложения ? Сделайте вывод. Прочитайте первое предложение в тексте. Докажите, что это предложение. С какой целью автор написал его ? Сделайте вывод, как называются такие предложения. Сравним это предложение с заголовком. В отличие от заголовка оно какое ? - Какое же это предложение ? - Найдите в тексте второе предложение. - Какой знак поставили в конце этого предложения ? | - Найти границу предложения. - Текст. - Текст состоит из предложений, связанных по смыслу. - предложения расположены в определенном порядке; - все предложения объединены общей темой, идеей (главной мыслью); - в тексте есть заголовок; - Восклицательный знак обязывает нас произнести это предложение с чувством. - От интонации - Значит это предложение по интонации восклицательное. - Все слова связаны по смыслу и грамматически; - выражает законченная мысль; - есть подлежащее и сказуемое - Чтобы сообщить, рассказать, повествовать. -Такие предложения называются повествовательными. - Невосклицательное. - Оно по цели высказывания повествовательное, а по интонации невосклицательное. |
Постановка проблемы |
- Кто прав ? От чего зависит постановка знака в этом предложении - Можно ли по-другому озаглавить текст ? Что нужно определить в тексте ? Дети предлагают заголовки и записывают их в тетрадь. Какое оно по цели высказывания ? Предлагаю детям составить рекомендацию, как нужно себя вести себя в лесу. - Запишите предложение, которое вы считаете самым удачным. - С какой целью мы можем произносить такие предложения ? - Такие предложения называются по цели высказывания побудительными а по интонации восклицательными. Почему ? - На знакомом тексте мы познакомились с новым знанием о видах предложения по цели высказывания и по интонации. - Кто сможет сформулировать тему нашего урока ? | - Я поставила точку, потому, что считаю, что здесь сообщается. Это предложение повествовательное невосклицательное. - Я поставил восклицательный знак, потому что в этом предложении выражается радость. Считаю, что это предложение по цели высказывания повествовательное, а по интонации восклицательное. Дети высказывают свое мнение и приходят к выводу, что правы оба. - От интонации. Дети называют остальные предложения в тексте, анализируют и называют их виды по цели высказывания и по интонации. - Можно. - Тему (о чем рассказывается ?) - Идею (главную мысль). Это предложение по цели высказывания - вопросительное. - Комментированное письмо одного или двух предложений. - Они заставляют нас поступать правильно, побуждают нас к правильному решению (формулируют с помощью учителя). - Потому что не произносятся равнодушно, а с чувством, предостерегают от неправильного действия. Дети высказывают свое мнение. |
Работа с учебником |
Дети читают правило на стр. 64 - Какое дополнение к этому правилу мы могли бы дописать ? | - Все эти предложения по интонации могут быть восклицательными или невосклицательными. |
4. Физкультминутка. |
Первичное закрепление полученных знаний. |
Игра “Эксперт” В роли эксперта выступает ученик | Эксперт – это специалист, принимающий окончательное решение по какому-нибудь вопросу (Толковый словарь С.И. Ожегова). Мы сейчас проведем исследовательскую работу. Исследуем ваш словарный запас и умение составлять предложения и анализировать их согласно теме нашего урока. I ряд - составляет предложения, в которых будет сообщение, рассказ, повествование. II ряд - составляет предложения, в которых будет заключен вопрос. III ряд – составит предложения, в которых будет заключаться призыв, какое-нибудь чувство, побуждение к какому-нибудь действию. |
Самостоятельная работа. Дети работают в группах. |
Отчеты детей о проделанной работе Последнее предложение эксперт признает лучшим. | Ребята поочередно (из каждой группы) называют составленные предложения, анализирует их. - Запишите это предложение. |
Взаимопроверка. Выявляем границы применения нового знания, повторяем учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. |
Что вы составили ? Какие предложения получились ? | - Мы составили текст. - Повествовательные. - Повествовательное восклицательное. - Вопросительное. - Побудительное восклицательное. |
Применение полученных знаний для анализа предложения. |
- Сейчас мы будем заниматься очень интересной работой. Выпишите из текста 1-ое предложение. | Дети записывают в тетрадях предложение: На экране появляется таблица: |
Разбор (анализ) предложения | 1. | По цели высказывания | 2. | По интонации | 3. | Главные члены предложения (грамматическая основа) | 4. | Словосочетания (установить связь слов в предложении) | |
Дети устно разбирают предложение по схеме и в тетрадях выписывают словосочетания | |
Такой разбор называется синтаксическим. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. На экран выплывают вопросы для самооценки собственной учебной деятельности |
Сегодня на уроке : – Сегодня я узнал… - Мы говорили… - Мне было трудно… - Мне понравилось… - Мне было интересно… - Я доволен… | |
Домашнее задание. |