СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Виды предложений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. УМК "Планета знаний"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Виды предложений"»


Конспект урока по русскому языку


УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»


Учитель: Терновых С.И.


Тема урока

Виды предложений.

Цель урока

Познакомить детей с видами предложений по цели высказывания и по интонации.

Прогнозируемые результаты

- Учащиеся научатся классифицировать и анализировать предложения по цели высказывания и по интонации;

- определять грамматическую основу предложения;

- устанавливать связь слов в предложении.

Основные понятия

- текст;

- граница предложения;

- от чего зависит постановка знака в конце предложения;

- связь слов в предложении и связь предложений в тексте;

Ресурсы:

-основные


-дополнительные

1. Учебник: “Русский язык”, 3 класс, Л.Я.Желтовская, О.Б. Калинина


1. Мультимедийный проектор

2. Толковый словарь С.И. Ожегова


Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах и группах.

Метапредметные результаты обучения

Познавательно-общеучебные УД- находить границы предложения, составлять предложения из деформированного текста, уметь определять виды предложений;

Познавательно-логическое УД- анализ полученных предложений, выбор критериев для сравнения;

Коммуникативные УД- постановка вопросов и умение выражать и защищать свои мысли полно и четко;

Регулятивные УД- целеполагание и волевая саморегуляция;



Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель:     Прозвенел звонок весёлый

                    Все готовы? Всё готово?

Ученики:    Мы сейчас не отдыхаем,

                    Мы работать начинаем.

Присаживайтесь. Закройте, пожалуйста, глазки и представьте, что вместо сердца у каждого из вас маленькое солнышко. Оно согревает вас и всех, кто находится рядом. Откройте глаза. Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы то тепло оставалось с вами на протяжении всего урока и дня!


Обменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа за партой.

Вспомним критерии, по которым вы можете грамотно помочь товарищу.

Каллиграфия:

- высота и ширина букв;

- наклон;

- пробелы между буквами и словами;

- аккуратность.


    1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.


- Что такое предложение ?





- Что является главным признаком предложения ?

- Предложение – слова, связанные между собой по смыслу и грамматически, выражает законченную мысль, отличается интонационной законченностью.

- Законченная мысль;

- Наличие подлежащего и сказуемого в большинстве предложений.

    1. Проверка домашнего задания.



- Что нужно было сделать в упражнении ?

- Что получилось ?

- Назовите признаки текста.








Прочитайте заголовок.

- Почему стоит восклицательный знак ?



Дети читают заголовок с разной интонацией.

От чего же зависит разное звучание этого предложения ?


Сделайте вывод.



Прочитайте первое предложение в тексте.

Докажите, что это предложение.



С какой целью автор написал его ?




Сделайте вывод, как называются такие предложения.

Сравним это предложение с заголовком.

В отличие от заголовка оно какое ?


- Какое же это предложение ?




- Найдите в тексте второе предложение.

- Какой знак поставили в конце этого предложения ?


- Найти границу предложения.

- Текст.

- Текст состоит из предложений, связанных по смыслу.

- предложения расположены в определенном порядке;

- все предложения объединены общей темой, идеей (главной мыслью);

- в тексте есть заголовок;




- Восклицательный знак обязывает нас произнести это предложение с чувством.




- От интонации



- Значит это предложение по интонации восклицательное.


- Все слова связаны по смыслу и грамматически;

- выражает законченная мысль;

- есть подлежащее и сказуемое

- Чтобы сообщить, рассказать, повествовать.



-Такие предложения называются повествовательными.



- Невосклицательное.


- Оно по цели высказывания повествовательное, а по интонации невосклицательное.



Постановка проблемы







- Кто прав ?


От чего зависит постановка знака в этом предложении






- Можно ли по-другому озаглавить текст ?

Что нужно определить в тексте ?


Дети предлагают заголовки и записывают их в тетрадь.


Какое оно по цели высказывания ?



Предлагаю детям составить рекомендацию, как нужно себя вести себя в лесу.


- Запишите предложение, которое вы считаете самым удачным.


- С какой целью мы можем произносить такие предложения ?




- Такие предложения называются по цели высказывания побудительными а по интонации восклицательными.

Почему ?





- На знакомом тексте мы познакомились с новым знанием о видах предложения по цели высказывания и по интонации.

- Кто сможет сформулировать тему нашего урока ?


- Я поставила точку, потому, что считаю, что здесь сообщается. Это предложение повествовательное невосклицательное.

- Я поставил восклицательный знак, потому что в этом предложении выражается радость.

Считаю, что это предложение по цели высказывания повествовательное, а по интонации восклицательное.

Дети высказывают свое мнение и приходят к выводу, что правы оба.



- От интонации.



Дети называют остальные предложения в тексте, анализируют и называют их виды по цели высказывания и по интонации.


- Можно.

- Тему (о чем рассказывается ?)

- Идею (главную мысль).





Это предложение по цели высказывания - вопросительное.






- Комментированное письмо одного или двух предложений.


- Они заставляют нас поступать правильно, побуждают нас к правильному решению (формулируют с помощью учителя).


- Потому что не произносятся равнодушно, а с чувством, предостерегают от неправильного действия.





Дети высказывают свое мнение.


Работа с учебником

Дети читают правило на стр. 64


- Какое дополнение к этому правилу мы могли бы дописать ?





- Все эти предложения по интонации могут быть восклицательными или невосклицательными.


4. Физкультминутка.

  1. Первичное закрепление полученных знаний.

Игра “Эксперт”


В роли эксперта выступает ученик



Эксперт – это специалист, принимающий окончательное решение по какому-нибудь вопросу (Толковый словарь С.И. Ожегова).

Мы сейчас проведем исследовательскую работу.

Исследуем ваш словарный запас и умение составлять предложения и анализировать их согласно теме нашего урока.


I ряд - составляет предложения, в которых будет сообщение, рассказ, повествование.

II ряд - составляет предложения, в которых будет заключен вопрос.

III ряд – составит предложения, в которых будет заключаться призыв, какое-нибудь чувство, побуждение к какому-нибудь действию.


  1. Самостоятельная работа. Дети работают в группах.


Отчеты детей о проделанной работе




Последнее предложение эксперт признает лучшим.


Ребята поочередно (из каждой группы) называют составленные предложения, анализирует их.

- Запишите это предложение.


  1. Взаимопроверка.

Выявляем границы применения нового знания, повторяем учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

Что вы составили ?

Какие предложения получились ?

- Мы составили текст.

- Повествовательные.

- Повествовательное восклицательное.

- Вопросительное.

- Побудительное восклицательное.


  1. Применение полученных знаний для анализа предложения.

- Сейчас мы будем заниматься очень интересной работой.

Выпишите из текста 1-ое предложение.


Дети записывают в тетрадях предложение:


На экране появляется таблица:

Разбор (анализ) предложения

1.

По цели высказывания

2.

По интонации

3.

Главные члены предложения (грамматическая основа)

4.

Словосочетания (установить связь слов в предложении)



Дети устно разбирают предложение по схеме и в тетрадях выписывают словосочетания


Такой разбор называется синтаксическим.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На экран выплывают вопросы для самооценки собственной учебной

деятельности

Сегодня на уроке :
– Сегодня я узнал…
- Мы говорили…

- Мне было трудно…

- Мне понравилось…

- Мне было интересно…

- Я доволен…





  1. Домашнее задание.