Тема открытого урока: «Двусоставное предложение. Главные члены предложения».
Цели урока: систематизировать знания о двусоставном предложении, о грамматической основе предложения, о способах выражения подлежащего и сказуемого; отработать навык нахождения грамматической основы предложения; развивать умение самостоятельно конструировать свои знания; формировать коммуникативные умения, желание изучать русский язык, развивать речь, критическое и творческое мышление, проектную деятельность.
Тип урока: систематизация и обобщение ЗУН с элементами проектной деятельности.
Формы организации урока: работа в малых группах сотрудничества, индивидуальная работа.
Методы организации урока: личностно-ориентированная технология, метод проекта, проблемное обучение.
Продукт проектной деятельности: схема «Главные члены предложения».
Оборудование: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. 8 класс. – М., 2015; таблица; дидактический материал, презентация.
Ход урока:
Организационный момент (1 мин.).
Сообщение темы, целей урока, актуализация знаний (5 мин.).
Систематизация и обобщение знаний по теме. Работа в малых группах сотрудничества (30 мин.).
Беседа
Выполнение упражнений
Самостоятельная аудиторная работа (15 мин)
Тест
Проектная деятельность. Работа в малых группах сотрудничества. (Составление схемы «Главные члены предложения») (25-30 мин.)
Представление продукта проекта. Обсуждение (5 мин.)
Д/з: оформление продукта проекта в электронном виде, составление Памятки «Постановка тире между подлежащим и сказуемым» (1 мин.)
Подведение итогов (1 мин.)
Карта урока
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность студентов |
1. Орг. момент | Создает комфортный психологический микроклимат на уроке | Эмоциональный настрой на работу |
2. Сообщение темы, целей урока, актуализация знаний | Создает проблемную ситуацию, актуализирует знания и способы деятельности учащихся | Формулируют тему урока, круг грамматических понятий по теме урока |
3.Систематизация и обобщение знаний по теме. Работа в малых группах сотрудничества | Активизирует и мотивирует мыслительную, познавательную деятельность, развивает критическое мышление в беседе, при выполнении упражнений | Анализируют, осмысливают материал, демонстрируют коммуникативные умения, практические умения по теме урока |
4.Самостоятельная аудиторная работа | Контролирует работу учащихся при выполнении теста | Индивидуально выполняют тест, закрепляют и систематизируют свои знания |
5. Работа над проектом | Инструктаж и помощь | Проектная деятельность учащихся (аналитико-синтетическая обработка материала, конструирование знаний) |
6. Представление продукта проекта. Обсуждение. | Организует обсуждение, анализирует и оценивает проект | Защищают проект, участвуют в обсуждении |
7. Д/з | | |
8. Подведение итогов | Дает общую оценку уроку | Дают оценку своей деятельности на уроке, полученных ЗУН |
Беседа по теме: «Двусоставное предложение. Главные члены предложения»
Какое предложение называется двусоставным?
Что входит в грамматическую основу предложения?
Дайте определение подлежащему. Приведите примеры.
Дайте определение сказуемому. Приведите примеры.
Как может быть представлено в предложении подлежащее? Приведите примеры на каждый случай.
Какие типы сказуемого вы знаете?
Приведите примеры простого глагольного сказуемого.
Какие компоненты включает в свой состав составное глагольное сказуемое? Какие функции выполняют эти компоненты?
Чем выражаются компоненты составного именного сказуемого?
Проиллюстрируйте примерами нулевую форму глагола-связки в составном именном сказуемом.
Упражнения по теме: «Двусоставное предложение. Главные члены предложения»
Задание: прочитать предложения, вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки, выделить главные члены предложения. Определить их типы и способы выражения.
1). Утром дождик перестал… Я в…лел зал…жить Байрона и выехал. 2). Что(то) р…ковое было в этом медле(н,нн)ом движени… бездушных мА(с,сс). 3). Еще к…призней отметились в памяти на золоте неба большие и ч…рные крыш… домов. 4). (С)верху сейчас(же) пол…тели ком…я снега. 5). Тонкий(же) только что вышел из в…гона и был нав…ючен ч…м…данами, узлами и к…ртонками. 6). Один из гостей уже со вчерашнего дня находился у Сергея Андреевича и теперь ож…дал его дома. 7). (Из)под обросш…й мохом крыши словно (из,ис)(под)лобья см…трели на церковь пять маленьких окон. 8). Честное даю слово, я ему уши над…ру.
Тест по теме: «Двусоставное предложение. Главные члены предложения»
Выпишите грамматическую основу предложения «Почему-то раньше все было просто».
Сколько грамматических основ в предложении «Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается»?
1). 1.
2). 3.
3). 2.
Определите тип сказуемого в предложении «Двери землянки были заперты».
1). Составное именное.
2). Простое глагольное.
3). Составное глагольное.
Найдите предложение, в котором сказуемое выражено прилагательным.
1). Дубровский был горячий охотник.
2). Чудесен шум ночного дождя.
3). Я твой господин, а ты мой слуга.
5. Решите уравнение:
Сост. глаг. сказ. = вспомог. глагол + ?
? = глагол-связка + именная часть
Конспект открытого урока по теме:
«Двусоставное предложение. Главные члены предложения».
Цели урока: систематизировать знания о двусоставном предложении, о грамматической основе предложения, о способах выражения подлежащего и сказуемого; отработать навык нахождения грамматической основы предложения; развивать умение самостоятельно конструировать свои знания; формировать коммуникативные умения, желание изучать русский язык, развивать профессиональную речь, критическое и творческое мышление, проектную деятельность.
Тип урока: систематизация и обобщение ЗУН с элементами проектной деятельности.
Формы организации урока: работа в малых группах сотрудничества, индивидуальная работа.
Методы организации урока: личностно-ориентированная технология, метод проекта, проблемное обучение.
Продукт проектной деятельности: схема «Главные члены предложения».
Оборудование: Земский А.М. Русский язык для педагогических училищ: в 2-х частях. Часть 2. – М., 2000; таблица; дидактический материал, презентация.
Ход урока:
Организационный момент (1 мин.)
Слайд 1. Чтение слов А.Пушкина: «О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенье свет
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…»
Этот эпиграф подходит не только к сегодняшнему уроку, но и ко всем нашим занятиям русским языком, т.к. наша задача – не получить новые ЗУН, а привести их в систему путем «ошибок трудных», «открытий чудных».
Вот мы и определили одну из целей этого урока – систематизация и обобщение знаний. А тему урока вам придется сформулировать самим. Итак, к новым открытиям…
Сообщение темы, целей урока, актуализация знаний (5 мин.).
Слайд 2. Схемы предложений. Формулировка темы урока.
Тема урока определена. Вывод сделан: грамматическая основа делает предложение предложением, отличает его от слова и словосочетания.
Слайд 3. Определим круг грамматических понятий темы «Двусоставное предложение. Главные члены предложения».
- С какими грамматическими понятиями мы будем работать? Перечислите их.
Систематизация и обобщение знаний по теме. Работа в малых группах сотрудничества (30 мин.).
Слайд 4, 5, 6. Беседа
Слайды 7, 8, 9, 10. Выполнение упражнений с целью отработки навыка нахождения грамматической основы предложения.
Самопроверка с использованием ПК.
Самостоятельная аудиторная работа (15 мин)
Студенты выполняют тест с целью проверки ЗУН по теме.
Работы сдают преподавателю.
Проектная деятельность. Работа в малых группах сотрудничества. (Составление схемы «Главные члены предложения») (25-30 мин.)
Слайд 11. Этапы проектной деятельности.
Студенты вместе с преподавателем формулируют проблему и определяют задачи проекта. Затем работают в группе по проекту. Продукт проекта оформляют в электронном виде.
Представление продукта проекта. Обсуждение (5 мин.)
Д/з: устранение замечаний и оформление продукта проекта в электронном виде, составление Памятки «Постановка тире между подлежащим и сказуемым» (1 мин.)
Подведение итогов (1 мин.)
Слайд 12. Послесловие.
Заканчиваю урок словами китайской мудрости:
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай сделать – и я пойму.