3 | Изучение нового материала посредством проблемной ситуации (20 мин) | Учитель ведет беседу по теме урока, демонстрируя презентацию. Учитель предлагает ситуацию проблемы: - Ребята. все из вас знакомы со словом “информация”, его вы слышали ни раз. А как вы понимаете его значение? Обучающиеся приведут, скорее всего, много синонимов к этому слову или различных определений. - Ребята, слово “информация” - многозначное. Давайте попытаемся с вами вместе дать несколько определений этому понятию. Слайд 2 Учитель беседует с обучающимися, обращаясь к их личному опыту. На экране перед вами представлена картинка, на которой изображена ситуация, когда человек заблудился в лесу. - Давайте обсудим, каковы же будут ваши действия? - Что бы предложили сделать, для того чтобы выбраться из леса? - Вариант, когда у вас нет собой мобильных устройств?
- А теперь посмотрите на другую картинку, где человек потерялся в незнакомом городе. Как бы вы себя вели в этой ситуации? А если нет мобильного устройства?
-Давайте обобщим вышесказанное. Что же из себя представляют наши ответы? Что они в себе несут? - Таким образом, как же мы будем определять понятие “информация”? Учитель уточняет это определение, выводя его на экран.
Учитель предлагает перейти ко второму определению. - Представьте, что все знания, что есть в мире - это один большой круг, а знания, которыми обладаете вы - прямоугольник. Как вы думаете, он будет меньше или больше круга? Верно, меньше. (Учитель рисует на доске). -Когда вы читаете, узнаете что-то новое, что происходит с квадратом? - Клод Шеннон дал следующее определение информации: “мера снятия неопределенности” Слайд 3. Учитель предлагает перейти к третьему определению. -Посмотрите на картинку, что изображено перед вами? -При помощи чего воспринимает человек знания об окружающем мире? -Да, услышав звук, мы получаем информацию, что это барабан, прикоснувшись к воде. мы получаем информацию о том, что она холодная, например. - Таким образом, как же мы будем определять понятие “информация”? Учитель уточняет это определение, выводя его на экран. Слайд 4. Прежде чем перейти к следующему определению информации, учитель организует беседу: -Ребята, как вы думаете в чем может содержаться информация в жизни? Учитель демонстрирует варианты ответов на экране и выводит определение понятию “информация” с этой точки зрения. Информация - содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих в нем процессах Учитель просит записать это определение в тетрадь. Слайд 5. - Каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации. Эту информацию мы получаем в виде сигналов. - Какие различают сигналы? Учитель демонстрирует на экране. Слайд 6. Все сигналы можно разделить на два вида - непрерывные и дискретные. Зафиксируйте себе в тетрадь. Сейчас поясним с вами каждый из них. Слайд 7. Учитель поясняет непрерывный и дискретный сигнал. Приводит примеры. Слайд 8. Перейдем к видам информации. Информацию различают по способу восприятия. Учитель демонстрирует в интерактивном листе. Приложение 2. Работа в интерактивном листе 1 всем классом, с демонстрацией на экране учителем. Задание: распределите данные проценты. Как вы думаете, какой процент информации получает человек из визуальной, аудиальной и оставшихся трех видов информации? Информацию различают по форме представления (то, в какой форме представлена информация). Учитель демонстрирует на интерактивном листе. Приложение 3. Работа в интерактивном листе 2 всем классом, с демонстрацией на экране учителем. Задание: приведите примеры текстовой, графической, звуковой, смешанной, числовой информации. Слайд 9. Знакомство со свойствами информации. Учитель просит учащихся зафиксировать в тетрадь свойства. Далее поясняет каждое свойство и просит обучающихся привести примеры из на каждой свойство информации. | Внимательно слушают учителя и задают вопросы. Через цель и задачи урока воспринимают образы действий предположительной работы на уроке. Обучающиеся высказывают свои мнения.
Обучающиеся предлагают варианты решения выхода из ситуации: - ориентироваться по солнцу; - двигаться по лесу, оставляя за собой следы; - найти стороны света, ориентируясь по мху, муравейнику, годичным кольцам; - прислушаться, возможно, недалеко проходит железнодорожное полотно либо автодорога; - если блуждания привели к реке, обязательно идти вниз по течению; - оглянуться по сторонам, посмотреть на траву, вдруг остались следы. Предполагаемые ответы: - обратиться за помощью к прохожим; - с помощью карты или навигатора на телефоне; - посмотреть по сторонам, для ориентирования. Они несут информацию, знания, факты. - Информация - сведения об окружающем мире.
Обучающиеся беседуют с учителем, отвечают на вопросы.
Увеличивается.
Органы чувств
При помощи органов чувств.
Информация - это сведения, знания о положении дел, которые человек воспринимает при помощи органов чувств.
Обучающиеся приводят примеры из личного опыта.
Записывают определение в тетрадь.
Приводят дополнительно примеры.
Фиксируют в тетрадь.
Работают с интерактивным листом. Обучающиеся распределяют проценты. - визуальная - 90% - аудиальная - 9% -обонятельная, осязательная, вкусовая - 1%
Работают с интерактивным листом. Обучающиеся приводят примеры информации: - текстовая (текст книги); - звуковая (голос учителя, музыка, звук скрипки); - графическая (картина, фото); - числовая (номер телефона); - смешанная (телепередача, сайт Вконтакте) Фиксируют в тетрадь свойства информации, приводят примеры. | -определить понятие “информация”
-определить понятия “непрерывный и дискретный сигналы”
-различать виды информации по способу восприятия человеком
-различать виды информации по способу восприятия человеком
-различать свойства информации | Познавательные: - умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и отвечать на вопросы учителя; -формирование ИКТ-компетенции. Регулятивные - умение осуществлять контроль своей деятельности при сравнении с эталоном. |
4 | Введение практико- ориентированных знаний. Организация восприятия и осмысления новых типов заданий по теме “Виды и свойства информации” (10 мин) | Слайд 10. Учитель предлагает выполнить совместно с обучающимися устно задания, демонстрируя на экране. Задание Google-форма. Приложение 4. Определите, с помощью каких органов чувств получена информация. Задание на LearningApps. Приложение 5. Установите соответствие между свойствами информации и их описаниями. Задание на LearningApps. Приложение 6. Распределите картинки между дискретными и непрерывными сигналами. | Обучающиеся выполняют задания, участвуя в коллективном обсуждении. | -повторить, с помощью каких органов чувств может быть получена информация -различать свойства информации
-различать непрерывный и дискретный сигнал | Познавательные: - умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; постановка вопросов, обсуждение. Регулятивные: - умение осуществлять контроль своей деятельности при сравнении с эталоном. |
6 | Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и обучающимися, оценка знаний (7 мин) | Рабочий лист (задание) Приложение 7. Учитель организует самостоятельную работу в интерактивном рабочем листе, дает инструктаж по выполнению. - при наличии Google-аккаунта обучающиеся входят в аккаунт, учитель предоставляет доступ к заданию, обучающиеся делают копии и выполняют работу в копии; - если Google-аккаунт отсутствует учитель сохраняет на Google-диске необходимое число копий задания, перед началом урока входит в свой аккаунт с каждого компьютера, открывает задание, выключает монитор перед началом занятия и, соответственно, просить обучающихся включить мониторы перед началом выполнения задания. | Рабочий лист (пример выполнения) Приложение 8. Работают с интерактивным рабочим листом самостоятельно. | -различать виды информации по форме представления и по способу восприятия | Познавательные: -умение преобразовывать модели для решения познавательных задач; -формирование ИКТ-компетенции. Регулятивные: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (получение хорошей оценки за самостоятельную работу). Коммутативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |