СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Информация, ее виды и свойства"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "открытия" нового знания выстроен в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Предусмотрена работа обучающихся с Google-сервисами.

Обучающиеся научатся

  • определять понятие «информация»;
  • различать виды информации по способу восприятия человеком и по форме представления;
  • различать свойства информации;
  • различать непрерывный и дискретный сигналы;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Информация, ее виды и свойства"»

Автор: Стифорова Анна Александровна (студентка V курса факультета математики, физики и информатики Самарского государственного социально-педагогического университета, г. Самара)

Предмет: информатика

Тема урока: «Информация, ее виды и свойства»

Класс: 7

Номер урока в теме: первый

Цель урока: формирование познавательной компетенции (системно-информационный анализ, сравнение, обобщение, синтез)

Планируемые результаты:

предметные

обучающиеся научатся

  • определять понятие «информация»;

  • различать виды информации по способу восприятия человеком и по форме представления;

  • различать свойства информации;

  • различать непрерывный и дискретный сигналы;

личностные

  • формирование смыслообразования на уроке (понимание обучающимся роли информатики и отдельных ее тем в жизни и выборе будущей профессии);

метапредметные

  • выдвигать версии решения проблемы;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • планирование своей учебной деятельности (знакомство с темой урока, задачами и целью, выполнение задания в интерактивном листе);

  • осуществлять контроль деятельности в процессе выполнения совместных заданий;

  • определять логические связи между предметами и явлениями;

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Используемое оборудование: компьютеры для каждого обучающегося с выходом в Интернет, Google-аккаунт, проектор, доска.

Организационные формы и методы: фронтальная работа с классом, образовательная модель “1 ученик:1 компьютер” (при работе с интерактивным листом).

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация к учебной деятельности.

  3. Объяснение нового материала в процессе фронтальной работы с классом.

  4. Выполнение заданий.

  5. Рефлексия.

  6. Работа с интерактивным листом.

  7. Постановка домашнего задания.


Этап урока (время)

Содержание этапа

Формируемые результаты

деятельность учителя

деятельность обучающихся

предметные

метапредметные УУД

1

Организационный момент, характеризующийся внешней и психологической готовностью обучающихся к уроку.

(1 мин)

Приветствие учителя. Организация положительной мотивации на уроке. Определение целей и задач урока.

Организация обучающимися своего рабочего места


Коммуникативные:

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

2

Организация восприятия и осмысления новой темы.

(3 мин)

Презентация к уроку (ссылка) Приложение 1.

Слайд 1

Учитель объявляет тему урока: “Информация, ее виды и свойства”, просит учащихся зафиксировать в тетрадь.

Постановка цели и задач урока. Сообщение учащимся цели предстоящей работы.

Внимательно слушают учителя и задают вопросы. Через цель и задачи урока воспринимают образы действий предположительной работы на уроке.


Личностные:

-смыслообразование (понимание учеником роли данной темы).

Коммуникативные:

- умение задавать вопросы в соответствии с требованиями и задачами коммуникации.

3

Изучение нового материала посредством проблемной ситуации

(20 мин)

Учитель ведет беседу по теме урока, демонстрируя презентацию.

Учитель предлагает ситуацию проблемы:

- Ребята. все из вас знакомы со словом “информация”, его вы слышали ни раз. А как вы понимаете его значение?

Обучающиеся приведут, скорее всего, много синонимов к этому слову или различных определений.

- Ребята, слово “информация” - многозначное. Давайте попытаемся с вами вместе дать несколько определений этому понятию.


Слайд 2

Учитель беседует с обучающимися, обращаясь к их личному опыту.

На экране перед вами представлена картинка, на которой изображена ситуация, когда человек заблудился в лесу.

- Давайте обсудим, каковы же будут ваши действия?

- Что бы предложили сделать, для того чтобы выбраться из леса?

- Вариант, когда у вас нет собой мобильных устройств?
















- А теперь посмотрите на другую картинку, где человек потерялся в незнакомом городе. Как бы вы себя вели в этой ситуации? А если нет мобильного устройства?

-Давайте обобщим вышесказанное. Что же из себя представляют наши ответы? Что они в себе несут?

- Таким образом, как же мы будем определять понятие “информация”?

Учитель уточняет это определение, выводя его на экран.



Учитель предлагает перейти ко второму определению.

- Представьте, что все знания, что есть в мире - это один большой круг, а знания, которыми обладаете вы - прямоугольник. Как вы думаете, он будет меньше или больше круга? Верно, меньше. (Учитель рисует на доске).

-Когда вы читаете, узнаете что-то новое, что происходит с квадратом?

- Клод Шеннон дал следующее определение информации: “мера снятия неопределенности”


Слайд 3.

Учитель предлагает перейти к третьему определению.

-Посмотрите на картинку, что изображено перед вами?

-При помощи чего воспринимает человек знания об окружающем мире?

-Да, услышав звук, мы получаем информацию, что это барабан, прикоснувшись к воде. мы получаем информацию о том, что она холодная, например.

- Таким образом, как же мы будем определять понятие “информация”?

Учитель уточняет это определение, выводя его на экран.


Слайд 4.

Прежде чем перейти к следующему определению информации, учитель организует беседу:

-Ребята, как вы думаете в чем может содержаться информация в жизни?

Учитель демонстрирует варианты ответов на экране и выводит определение понятию “информация” с этой точки зрения.

Информация - содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих в нем процессах


Учитель просит записать это определение в тетрадь.


Слайд 5.

- Каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации.  Эту информацию мы получаем в виде сигналов.

- Какие различают сигналы?

Учитель демонстрирует на экране.


Слайд 6.

Все сигналы можно разделить на два вида - непрерывные и дискретные. Зафиксируйте себе в тетрадь. Сейчас поясним с вами каждый из них.


Слайд 7.

Учитель поясняет непрерывный и дискретный сигнал. Приводит примеры.


Слайд 8.

Перейдем к видам информации.

Информацию различают по способу восприятия. Учитель демонстрирует в интерактивном листе. Приложение 2.

Работа в интерактивном листе 1 всем классом, с демонстрацией на экране учителем.

Задание: распределите данные проценты. Как вы думаете, какой процент информации получает человек из визуальной, аудиальной и оставшихся трех видов информации?


Информацию различают по форме представления (то, в какой форме представлена информация). Учитель демонстрирует на интерактивном листе. Приложение 3.

Работа в интерактивном листе 2 всем классом, с демонстрацией на экране учителем.

Задание: приведите примеры текстовой, графической, звуковой, смешанной, числовой информации.


Слайд 9.

Знакомство со свойствами информации. Учитель просит учащихся зафиксировать в тетрадь свойства.

Далее поясняет каждое свойство и просит обучающихся привести примеры из на каждой свойство информации.


Внимательно слушают учителя и задают вопросы. Через цель и задачи урока воспринимают образы действий предположительной работы на уроке.





Обучающиеся высказывают свои мнения.











Обучающиеся предлагают варианты решения выхода из ситуации:

- ориентироваться по солнцу;

- двигаться по лесу, оставляя за собой следы;

- найти стороны света, ориентируясь по мху, муравейнику, годичным кольцам;

- прислушаться, возможно, недалеко проходит железнодорожное полотно либо автодорога;

- если блуждания привели к реке, обязательно идти вниз по течению;

- оглянуться по сторонам, посмотреть на траву, вдруг остались следы.



Предполагаемые ответы:

- обратиться за помощью к прохожим;

- с помощью карты или навигатора на телефоне;

- посмотреть по сторонам, для ориентирования.


Они несут информацию, знания, факты.


- Информация - сведения об окружающем мире.







Обучающиеся беседуют с учителем, отвечают на вопросы.




Увеличивается.









Органы чувств



При помощи органов чувств.






Информация - это сведения, знания о положении дел, которые человек воспринимает при помощи органов чувств.







Обучающиеся приводят примеры из личного опыта.












Записывают определение в тетрадь.








Приводят дополнительно примеры.




Фиксируют в тетрадь.











Работают с интерактивным листом.

Обучающиеся распределяют проценты.

- визуальная - 90%

- аудиальная - 9%

-обонятельная, осязательная, вкусовая - 1%






Работают с интерактивным листом.

Обучающиеся приводят примеры информации:

- текстовая (текст книги);

- звуковая (голос учителя, музыка, звук скрипки);

- графическая (картина, фото);

- числовая (номер телефона);

- смешанная (телепередача, сайт Вконтакте)


Фиксируют в тетрадь свойства информации, приводят примеры.

-определить понятие “информация”


















































































































-определить понятия “непрерывный и дискретный сигналы”
















-различать виды информации по способу восприятия человеком





-различать виды информации по способу восприятия человеком







-различать свойства информации

Познавательные:

- умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.



Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и отвечать на вопросы учителя;

-формирование ИКТ-компетенции.

Регулятивные

- умение осуществлять контроль своей деятельности при сравнении с эталоном.

4

Введение практико-

ориентированных знаний. Организация восприятия и осмысления новых типов заданий по теме “Виды и свойства информации”

(10 мин)

Слайд 10.

Учитель предлагает выполнить совместно с обучающимися устно задания, демонстрируя на экране.


Задание Google-форма. Приложение 4.

Определите, с помощью каких органов чувств получена информация.


Задание на LearningApps. Приложение 5.

Установите соответствие между свойствами информации и их описаниями.

Задание на LearningApps. Приложение 6.

Распределите картинки между дискретными и непрерывными сигналами.

Обучающиеся выполняют задания, участвуя в коллективном обсуждении.

-повторить, с помощью каких органов чувств может быть получена информация


-различать свойства информации




-различать непрерывный и дискретный сигнал

Познавательные:

- умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; постановка вопросов, обсуждение.

Регулятивные:

- умение осуществлять контроль своей деятельности при сравнении с эталоном.

5

Рефлексия деятельности.

(2 мин)

Слайд 11.

Учитель с обучающимися подводит итоги урока, используя опорный конспект. Оглашает оценки за работу на уроке в соответствии с критериями (см. ниже).

Презентация закрывается.

Подводят итоги и обобщают изученный материал.


Регулятивные:

- умение самостоятельно оценивать результаты собственной деятельности.

Коммутативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6

Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и обучающимися, оценка знаний

(7 мин)

Рабочий лист (задание)

Приложение 7.

Учитель организует самостоятельную работу в интерактивном рабочем листе, дает инструктаж по выполнению.


- при наличии Google-аккаунта обучающиеся входят в аккаунт, учитель предоставляет доступ к заданию, обучающиеся делают копии и выполняют работу в копии;

- если Google-аккаунт отсутствует учитель сохраняет на Google-диске необходимое число копий задания, перед началом урока входит в свой аккаунт с каждого компьютера, открывает задание, выключает монитор перед началом занятия и, соответственно, просить обучающихся включить мониторы перед началом выполнения задания.

Рабочий лист

(пример выполнения)

Приложение 8.

Работают с интерактивным рабочим листом самостоятельно.

-различать виды информации по форме представления и по способу восприятия

Познавательные:

-умение преобразовывать модели для решения познавательных задач;

-формирование ИКТ-компетенции.

Регулятивные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (получение хорошей оценки за самостоятельную работу).

Коммутативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7

Домашнее задание

(1 мин)

Учитель объявляет домашнее задание, дает рекомендации по его выполнению

Д/з: см. записи в тетради,

Записывают домашнее задание.


Регулятивные:

- умение ставить перед собой цель и планировать пути достижения цели.


Презентация к уроку

URL: https://docs.google.com/presentation/d/1aMb-3Wx0WULhM71Aw-bVyVozAuiER4mQ60_8MTbOQuo/edit?usp=sharing

Задание в Google-форме

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScsjiVC83SwcGbXaP18vq0JtLElGhQgo4BAtPlp7oBvnAloMQ/viewform

Интерактивный лист № 1

https://docs.google.com/drawings/d/1MNoaHmB50isuvL4cGFWbfVTxsU6_OwYBFaAaA6lf2sk/edit

Интерактивный лист № 2
https://docs.google.com/drawings/d/1okXr371mqf30GOEDJgslxXFZDk5R_tlbVGm9elEMJRY/edit

Задание 1 в LearningApps

http://learningapps.org/1697533

Задание 2 в LearningApps

http://learningapps.org/display?v=pp5vzk38n16

Рабочий лист (задание)

URL: https://docs.google.com/drawings/d/1tQ0Rw7O9xIhuf3MpTTQcWEjJ_t7Tg2INhcLwwNCon-w/edit

Пример выполнения рабочего листа

URL: https://docs.google.com/drawings/d/1xm3HWq7Vx7XkfDV9uQHj7w7GopYeH9GFwBqpegeZde0/edit




Критерии оценивания рабочего листа


             Количество набранных баллов max балл = 16

Оценка

16-15 баллов

“5”

14-10 баллов

“4”

9-5 баллов

“3”

менее 5

“2”



Критерии оценивания работы обучающихся на уроке


Деятельность обучающегося

Оценка

Активно работал на уроке, выполнял записи в тетради, участвовал в коллективном обсуждении, приводил оригинальные, верные примеры, отвечал на вопросы преподавателя.

“5”

Работал на уроке, выполнял записи в тетрадях, участвовал в обсуждении, приводил свои примеры, но допускал ошибки.

“4”

Не активно работал на уроке. Высказывая свою точку зрения допускал ошибки.

“3”

Не работал на уроке. Не отвечал на вопросы учителя, не приводил примеры, не участвовал в коллективном обсуждении.

“2”




Приложение 1. Презентация к уроку.


  

Слайд 1. Слайд 2. Слайд 3.





Слайд 4. Слайд 5. Слайд 6.

Слайд 7. Слайд 8. Слайд 9.





Слайд 10. Слайд 11.



Приложение 2. Интерактивный лист № 1.



Приложение 3. Интерактивный лист № 2.




Приложение 4. Задание в Google-форме.


Приложение 5. Задание 1 в LearningApps.




Приложение 6. Задание 2 в LearningApps.




Приложение 6. Рабочий лист.




Приложение 6. Пример выполнения рабочего листа.


11