СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "К. Паустовский Барсучий нос"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "К. Паустовский Барсучий нос" по литературному чтению УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "К. Паустовский Барсучий нос"»

"К.Г. Паустовский. «Барсучий нос»"

Духовникова Н.А., учитель начальных классов

Цели:

  1. Обеспечение целостного восприятия и понимания текста.

  2. Развивать умение выделять главную мысль, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обобщать, сравнивать, делать выводы. Развивать познавательный и читательский интерес.

  3. Воспитывать любовь к природе.

Ход урока

1. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня мы будем учиться анализировать рассказ «Барсучий нос» К.Г. Паустовского и составлять план этого рассказа.

2. Подготовка к восприятию.

1) Знакомство с биографией писателя

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине у деда и бабушки.

Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет, но закончить его не успел в связи с переездом в Москву.

Работал репетитором, санитаром, кондуктором трамвая, рабочим на заводе.

Много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями. (слайды 3-6)

Во второй половине 30 годов появляются рассказы и сказки, написанные для детей: «Резиновая лодка», «Золотой линь», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос» и другие. (слайд 7)

Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе.

Целеполагание - Формулируем тему, цели урока

Сегодня мы познакомимся с лесным жителем из рассказа Паустовского «Барсучий нос»

2) Как выглядит барсук?

Слайд 8

– Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, насекомых.

3. Проверка д/з

Слайд 9

Прежде, чем работать над текстом, объясним значение следующих слов:

дёготь, чёлн, вереск, пуд

4. Работа над чтением трудных слов:

Как понимаешь значение слов?

  • Раз - брыз - ги - ва - я – разбрызгивая

  • Не - го - до - ва - ни - е – негодование

  • Вспо - ло - ши - лись – всполошились Слайд 10

5. Чтение и анализ рассказа

1 часть – читает ученик

Слайд 11

– Какие литературные приёмы использует писатель в этом отрывке?

– О каких приметах осенней природы рассказывает писатель?

– С чем сравнивает воду в озере?

– Какую рыбу ловили рыбаки?

– О чём вы узнали из этой части?

– Как мы её озаглавим? (Осенняя рыбалка на озере)

2 часть – чтение «по цепочке»

Слайд 12

– Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?

– Выборочное чтение:

– Зачитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого- то зверя?

– Найдите ответ в учебнике. Почему он прибежал к костру?

– Зачитайте, какими словами автор характеризует мальчика?

– Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»? Нарисуйте словесную картину к этой части

– О чём говорится во 2 части?

– Как мы её озаглавим? (Ужин у костра)

Физкультминутка Слайд 13

3 часть – читает учитель

– Кто первым услышал фырканье зверя?

Краткий пересказ по опорным словам. Слайд 14

Опорные слова: фырканье зверя, мокрый чёрный нос, маленький барсук, картошка.

1 вариант: зачитать отрывок о том, как было больно барсуку.

Барсук …..и с отчаянным воплем …..обратно в траву. Он ……. и …. на весь лес, ……кусты и ……от негодования и боли.

2 вариант: зачитать, как повели себя обитатели леса и реки

Без времени … испуганные лягушки, ….птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ….пудовая щука.

О чём узнали из 3 части?

Как мы её озаглавим? (Вкусно, но опасно) Слайд 15

4 часть – самостоятельное чтение

Слайд 16

– Найти отрывок к иллюстрации в учебнике

– Придумайте вопросы к этой части.

– Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?

– Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?

– При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды, барсук тоже нашёл прохладное место.

– Что мы можем сказать о барсуке?

– О чём говорится в этой части?

– Как мы её озаглавим? (Барсук лечит свой нос)

5 часть – читает учитель

Слайд 17

– Почему автор узнал барсука?

–Как мы озаглавим эту часть? (Старый знакомый)

План Слайд 18

6. Итог урока

– Если бы автор не пошёл за мальчиком ,поверил бы он в этот невероятный случай?

Полезно быть наблюдательным?

– Какова главная мысль рассказа?

Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.

7. Релаксация

Слайд 19

  • Меня удивило….

  • Мне стало жалко..

  • Мне понравилось

8. Домашнее задание:

Слайд 20

пересказ от лица барсука