"К.Г. Паустовский. «Барсучий нос»"
Духовникова Н.А., учитель начальных классов
Цели:
Обеспечение целостного восприятия и понимания текста.
Развивать умение выделять главную мысль, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обобщать, сравнивать, делать выводы. Развивать познавательный и читательский интерес.
Воспитывать любовь к природе.
Ход урока
1. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня мы будем учиться анализировать рассказ «Барсучий нос» К.Г. Паустовского и составлять план этого рассказа.
2. Подготовка к восприятию.
1) Знакомство с биографией писателя
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине у деда и бабушки.
Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет, но закончить его не успел в связи с переездом в Москву.
Работал репетитором, санитаром, кондуктором трамвая, рабочим на заводе.
Много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями. (слайды 3-6)
Во второй половине 30 годов появляются рассказы и сказки, написанные для детей: «Резиновая лодка», «Золотой линь», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос» и другие. (слайд 7)
Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе.
Целеполагание - Формулируем тему, цели урока
Сегодня мы познакомимся с лесным жителем из рассказа Паустовского «Барсучий нос»
2) Как выглядит барсук?
Слайд 8
– Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, насекомых.
3. Проверка д/з
Слайд 9
Прежде, чем работать над текстом, объясним значение следующих слов:
дёготь, чёлн, вереск, пуд
4. Работа над чтением трудных слов:
Как понимаешь значение слов?
Раз - брыз - ги - ва - я – разбрызгивая
Не - го - до - ва - ни - е – негодование
Вспо - ло - ши - лись – всполошились Слайд 10
5. Чтение и анализ рассказа
1 часть – читает ученик
Слайд 11
– Какие литературные приёмы использует писатель в этом отрывке?
– О каких приметах осенней природы рассказывает писатель?
– С чем сравнивает воду в озере?
– Какую рыбу ловили рыбаки?
– О чём вы узнали из этой части?
– Как мы её озаглавим? (Осенняя рыбалка на озере)
2 часть – чтение «по цепочке»
Слайд 12
– Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?
– Выборочное чтение:
– Зачитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого- то зверя?
– Найдите ответ в учебнике. Почему он прибежал к костру?
– Зачитайте, какими словами автор характеризует мальчика?
– Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»? Нарисуйте словесную картину к этой части
– О чём говорится во 2 части?
– Как мы её озаглавим? (Ужин у костра)
Физкультминутка Слайд 13
3 часть – читает учитель
– Кто первым услышал фырканье зверя?
Краткий пересказ по опорным словам. Слайд 14
Опорные слова: фырканье зверя, мокрый чёрный нос, маленький барсук, картошка.
1 вариант: зачитать отрывок о том, как было больно барсуку.
Барсук …..и с отчаянным воплем …..обратно в траву. Он ……. и …. на весь лес, ……кусты и ……от негодования и боли.
2 вариант: зачитать, как повели себя обитатели леса и реки
Без времени … испуганные лягушки, ….птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ….пудовая щука.
О чём узнали из 3 части?
Как мы её озаглавим? (Вкусно, но опасно) Слайд 15
4 часть – самостоятельное чтение
Слайд 16
– Найти отрывок к иллюстрации в учебнике
– Придумайте вопросы к этой части.
– Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?
– Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?
– При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды, барсук тоже нашёл прохладное место.
– Что мы можем сказать о барсуке?
– О чём говорится в этой части?
– Как мы её озаглавим? (Барсук лечит свой нос)
5 часть – читает учитель
Слайд 17
– Почему автор узнал барсука?
–Как мы озаглавим эту часть? (Старый знакомый)
План Слайд 18
6. Итог урока
– Если бы автор не пошёл за мальчиком ,поверил бы он в этот невероятный случай?
Полезно быть наблюдательным?
– Какова главная мысль рассказа?
Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.
7. Релаксация
Слайд 19
Меня удивило….
Мне стало жалко..
Мне понравилось
8. Домашнее задание:
Слайд 20
пересказ от лица барсука