СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Мир глазами эколога"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный  конспект может применится  учителем по  предмету окружающий мир. Учащимся  заранее  дается  задание  приготовить  информацию  по теме. А во время  урока  класс делится на  группы  и  высказываются  разные  гипотезы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Мир глазами эколога"»

«Мир глазами эколога»

Цели урока:

   Обучающая: познакомить обучающихся с последствиями влияния  человека на природу, с экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.

Развивающая: развитие познавательной активности детей, навыков рассуждения и выражения своих мыслей.

Воспитывающая: воспитывать уважение, любовь, бережное отношение к природе, культуру поведения, душевные качества: доброту, взаимовыручку.


Оборудование:  компьютер, презентация.


Ход урока

  1. Орг.момент.

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело

В мир загадок и сложных задач.(сл.1)


  1. Актуализация знаний.

1.Работа по карточкам.

Каждый вопрос по четырём разделам имеет свою цену

  1. ВРЕМЯ и ЛЮДИ

100 - История одного человека?

200 - Главное занятие коренного населения тундры-

300 - Кого А.С. Пушкин назвал «первым нашим университетом»?

  1. РАСТЕНИЯ

100 - Дерево здоровья, хвойное, хвоинки собраны парами или по пять штук в пучке?

200 -Какую траву любят кошки?

  1. - Растения, живущие в толще воды?

  1. ЖИВОТНЫЕ

100 - Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой?

200 - Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет?

300 - Это животное бывает добычей белого медведя?

  1. ИСТОРИЯ

100 – Хранилище документов?

200 - Первый в России Музей?

300 - На какой реке происходило крещение Руси?

  1. Оценивание работ

Самоопределение к деятельности

Серьезные проблемы будем мы решать -

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На такой вопрос нам предстоит найти ответ:

« Экология - это важно или нет?»


-Ребята, давайте вспомним, что такое экология? (Сл.2,3)


Экология - это наука о взаимосвязи живых существ между собой и окружающей их средой, между человеком и природой.

Мы часто слышим слово «экология» потому, что экология учит нас, как надо беречь свою планету.

(Сл.4)

Окружающая среда-это все то что нас окружает, те места, где мы живем, работаем, отдыхаем.


Сегодня на уроке мы выступим в роли ученых - экологов. Будем делать выводы, высказывать научные соображения. Познакомимся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе. (Сл.5,6)


Работа по теме.

(Сл.7,8) учебник стр.42-42.

Чтобы беречь красоту нашей природы, мы должны соблюдать экологические и нравственные правила.

(Сл9,10,11).


Учитель: Ребята, посмотрите на эти слайды и послушайте мой рассказ..

Раньше жизнь людей зависела от капризов природы. Наши предки приклонялись перед силой природы. Они остро чувствовали свою зависимость от неё.

Но постепенно многое изменилось. У людей появились поля, фермы, заводы. Были созданы разнообразные машины, построены дома.

И людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее её.

Более того, человек решил покорить природу.           

Но прошло время, и люди начали понимать, что это не так. Покорение природы привело к загрязнению воздуха, и воды, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных.

Оказалось, что люди по – прежнему множеством нитей связаны с окружающей природой.

Погубив её, они погибнут сами.


2) Постановка проблемы.

Так кем же должен быть человек – сыном природы, или её покорителем? (обучающиеся высказывают предположения)

Нельзя быть покорителями, если мы сами - часть огромного и прекрасного мира Природы.

-Так давайте представим себя Экологами, и попытаемся с вами исследовать некоторые экологические проблемы и найти пути их решения, чтобы защитить нашу Землю.

- На повестке нашего урока три вопроса, три экологические проблемы, которые мы должны обсудить.


Обсуждение экологической проблемы в парах. 

На столах у детей лежат картинки с возможными причинами экологической проблемы, и возможными способами её решения. Дети советуются, выбирают нужные картинки, и по очереди выступают:


3) Первая проблема - "Как защитить океан от загрязнения?"

(Сл.12,13,14)


Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов          различных промышленных предприятий,

     Сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твёрдый мусор.

     От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки.  Пластмассовые отходы – бутылки, банки, сети – тоже серьёзная опасность.

      В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мёртвых китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.           

Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные  «суда – губки», они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твёрдый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Созданы « Красная книга Международного союза охраны природы» и « Красная книга СССР

Вывод:

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКЕАНА.

Причины: нефтепродукты, пластмассовые отходы, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, радиоактивные отходы.

Решение: Эффективные химические препараты, ограничение отлова рыб, очистительные сооружения на предприятиях.

           

4)Вторая проблема - "Как спасти тропические леса?" (Сл.15,16,17)

Тропические леса – это «лёгкие» нашей планеты. Учёным удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчёвыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть своё определённое место в этой цепи. Это приведёт к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению её плодородия, вымиранию растений и животных.           

Вывод:

ВЫРУБКА ЛЕСОВ.

Причины: Вырубка ради древесины, выжигание, выкорчевывание деревьев для увеличения угодий

           

Решение: Высаживать на месте вырубленных лесов саженцы, ужесточить наказание за вырубку леса.


ФИЗМИНУТКА.( Чунга – Чанга)


5)  Переходим к обсуждению третьей проблемы: "Как избавиться от мусора?"

(Учебник, страница 49)

(Сл.19-20)

Вывод:

СКОПЛЕНИЕ МУСОРА.

Причины: выброс ненужного мусора, пустые бутылки, пищевые отходы.     

Решение: Сортировка мусора, переработка мусора, вторичное использование некоторых предметов.


Молодцы! Вы сегодня прекрасно выполнили трудную работу, разрешая экологические проблемы Земли.

- Охрана окружающей среды – задача всего человечества.

III. Подведение итогов урока.

- Так может ли планета заболеть? И может ли один человек вылечить планету? (ответы детей)


(Сл.22,23)

 Любите родную природу - озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились, живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе мы к ней относиться добрей.

  1. Чему учит нас это стихотворение?

А что вы поняли на сегодняшнем уроке?

Над чем задумались?

Что хотелось бы вам изменить в жизни?

А что для этого нужно?

(Сл.24)

  1. Д/з. Стр. 41 – 47, рисунок - плакат о защите окружающей среды..