«Мир глазами эколога»
Цели урока:
Обучающая: познакомить обучающихся с последствиями влияния человека на природу, с экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.
Развивающая: развитие познавательной активности детей, навыков рассуждения и выражения своих мыслей.
Воспитывающая: воспитывать уважение, любовь, бережное отношение к природе, культуру поведения, душевные качества: доброту, взаимовыручку.
Оборудование: компьютер, презентация.
Ход урока
Орг.момент.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.(сл.1)
Актуализация знаний.
1.Работа по карточкам.
Каждый вопрос по четырём разделам имеет свою цену
ВРЕМЯ и ЛЮДИ
100 - История одного человека?
200 - Главное занятие коренного населения тундры-
300 - Кого А.С. Пушкин назвал «первым нашим университетом»?
РАСТЕНИЯ
100 - Дерево здоровья, хвойное, хвоинки собраны парами или по пять штук в пучке?
200 -Какую траву любят кошки?
- Растения, живущие в толще воды?
ЖИВОТНЫЕ
100 - Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой?
200 - Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет?
300 - Это животное бывает добычей белого медведя?
ИСТОРИЯ
100 – Хранилище документов?
200 - Первый в России Музей?
300 - На какой реке происходило крещение Руси?
Оценивание работ
Самоопределение к деятельности
Серьезные проблемы будем мы решать -
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
« Экология - это важно или нет?»
-Ребята, давайте вспомним, что такое экология? (Сл.2,3)
Экология - это наука о взаимосвязи живых существ между собой и окружающей их средой, между человеком и природой.
Мы часто слышим слово «экология» потому, что экология учит нас, как надо беречь свою планету.
(Сл.4)
Окружающая среда-это все то что нас окружает, те места, где мы живем, работаем, отдыхаем.
Сегодня на уроке мы выступим в роли ученых - экологов. Будем делать выводы, высказывать научные соображения. Познакомимся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе. (Сл.5,6)
Работа по теме.
(Сл.7,8) учебник стр.42-42.
Чтобы беречь красоту нашей природы, мы должны соблюдать экологические и нравственные правила.
(Сл9,10,11).
Учитель: Ребята, посмотрите на эти слайды и послушайте мой рассказ..
Раньше жизнь людей зависела от капризов природы. Наши предки приклонялись перед силой природы. Они остро чувствовали свою зависимость от неё.
Но постепенно многое изменилось. У людей появились поля, фермы, заводы. Были созданы разнообразные машины, построены дома.
И людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее её.
Более того, человек решил покорить природу.
Но прошло время, и люди начали понимать, что это не так. Покорение природы привело к загрязнению воздуха, и воды, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных.
Оказалось, что люди по – прежнему множеством нитей связаны с окружающей природой.
Погубив её, они погибнут сами.
2) Постановка проблемы.
Так кем же должен быть человек – сыном природы, или её покорителем? (обучающиеся высказывают предположения)
Нельзя быть покорителями, если мы сами - часть огромного и прекрасного мира Природы.
-Так давайте представим себя Экологами, и попытаемся с вами исследовать некоторые экологические проблемы и найти пути их решения, чтобы защитить нашу Землю.
- На повестке нашего урока три вопроса, три экологические проблемы, которые мы должны обсудить.
Обсуждение экологической проблемы в парах.
На столах у детей лежат картинки с возможными причинами экологической проблемы, и возможными способами её решения. Дети советуются, выбирают нужные картинки, и по очереди выступают:
3) Первая проблема - "Как защитить океан от загрязнения?"
(Сл.12,13,14)
Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий,
Сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твёрдый мусор.
От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы – бутылки, банки, сети – тоже серьёзная опасность.
В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мёртвых китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.
Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные «суда – губки», они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твёрдый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Созданы « Красная книга Международного союза охраны природы» и « Красная книга СССР
Вывод:
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКЕАНА.
Причины: нефтепродукты, пластмассовые отходы, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, радиоактивные отходы.
Решение: Эффективные химические препараты, ограничение отлова рыб, очистительные сооружения на предприятиях.
4)Вторая проблема - "Как спасти тропические леса?" (Сл.15,16,17)
Тропические леса – это «лёгкие» нашей планеты. Учёным удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчёвыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть своё определённое место в этой цепи. Это приведёт к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению её плодородия, вымиранию растений и животных.
Вывод:
ВЫРУБКА ЛЕСОВ.
Причины: Вырубка ради древесины, выжигание, выкорчевывание деревьев для увеличения угодий
Решение: Высаживать на месте вырубленных лесов саженцы, ужесточить наказание за вырубку леса.
ФИЗМИНУТКА.( Чунга – Чанга)
5) Переходим к обсуждению третьей проблемы: "Как избавиться от мусора?"
(Учебник, страница 49)
(Сл.19-20)
Вывод:
СКОПЛЕНИЕ МУСОРА.
Причины: выброс ненужного мусора, пустые бутылки, пищевые отходы.
Решение: Сортировка мусора, переработка мусора, вторичное использование некоторых предметов.
Молодцы! Вы сегодня прекрасно выполнили трудную работу, разрешая экологические проблемы Земли.
- Охрана окружающей среды – задача всего человечества.
III. Подведение итогов урока.
- Так может ли планета заболеть? И может ли один человек вылечить планету? (ответы детей)
(Сл.22,23)
Любите родную природу - озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились, живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе мы к ней относиться добрей.
Чему учит нас это стихотворение?
А что вы поняли на сегодняшнем уроке?
Над чем задумались?
Что хотелось бы вам изменить в жизни?
А что для этого нужно?
(Сл.24)
Д/з. Стр. 41 – 47, рисунок - плакат о защите окружающей среды..