Урок-1. Обозначение натуральных чисел.
Цель урока: систематизация и обобщение знаний о натуральных числах, полученных в начальной школе.
Задачи урока:
1) обучающие: вторично осмыслить правила чтения и записи натуральных чисел;
2) развивающие: развивать устную речь;
3) воспитательные: воспитывать умение высказывать свое мнение; воспитывать умение участвовать в диалоге; формировать способность к позитивному сотрудничеству.
Тип урока: открытие новых знаний (изучение нового материала).
Планируемая деятельность (формы работы) учащихся: Фронтальная – ответы на вопросы (с. 6), чтение чисел (№ 1, с. 6; № 4, с. 7).
Индивидуальная – запись чисел (№ 2, с. 6; № 7, с. 7)
Планируемые результаты:
Предметные: понимать, что такое натуральное число, «классы натуральных чисел», уметь читать и записывать многозначные числа.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою учебную деятельность;
Метапредметные:
Регулятивные – определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средств её достижения.
Познавательные – передавать содержание в сжатом (развернутом) виде.
Коммуникативные – оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций.
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Вот и наступил новый учебный год, вы перешли в среднюю школу.
Меня зовут Евгений Евгеньевич. Я буду вести у вас математику в этом году.
Но для начала скажите мне, а нужна ли вам в жизни математика? В каких ситуациях вам помогает математика?
(Выслушиваются ответы учащихся)
Да, математика нам необходима, потому что все в повседневном мире выражается в числах. Вы уже знаете, что с помощью чисел выражается количество предметов, время, скорость (км/ч), расстояния (в м, км…) и т.д. Как сказал известный итальянский ученый Галилео Галилей: «Природа формулирует законы языком математики». В чём вы в дальнейшем и убедитесь. К тому же математика развивает мышление. Тот, кто хорошо научится решать математические задачи, сможет решать и повседневные бытовые задачи. Математика развивает логическое мышление. Без знания математики у вас могут быть проблемы и с другими предметами. Не зря математику называют «царицей наук». В этом учебном году вы расширите свои знания о натуральных числах, об уравнениях, узнаете, что такое дроби и проценты…
Давайте познакомимся с учебником, по которому мы будем заниматься в этом учебном году.
(Ученики открывают учебник, листают, смотрят условные обозначения)
2. Мотивация к учебной деятельности.
А чтобы понять, чем мы с вами будем сегодня заниматься послушайте стихотворение, и скажите о чем в нём идет речь.
Сколько звезд на небе?
А травинок в поле?
Сколько крошек в хлебе?
Сколько капель в море?
На вопросы эти
Не найти ответ,
Но сейчас вам, дети,
Дам один совет.
Если попытаться
С цифрами дружить,
Можно не бояться,
Жить и не тужить.
Не бояться, что обидишь
Ты своих друзей,
Сосчитаешь и увидишь:
Просто, без затей
И конфеты, и игрушки,
Кукол, книжки и хлопушки
Можно поровну делить,
Никого не позабыть.
Если ты считать умеешь,
Все науки одолеешь.
Скажут про тебя ребята:
«Наш дружок - ума палата».
А когда пройдут года,
Будешь взрослым ты тогда.
Космонавтом, может, станешь,
До небес рукой достанешь.
Чтоб в полете не скучать,
Сможешь звезды сосчитать
- О чем говорится в стихотворении? (О цифрах)
- Сколько всего цифр? (10)
(Обратить внимание учеников на отличие между понятиями «цифра» и «число». Можно привести аналогию с буквами. В алфавите 33 буквы, а слов из них можно составить много. Также и цифр всего 10, а чисел много)
- Какие цифры вы знаете? (Ученики перечисляют цифры)
- Молодцы! А что можно записать с помощью цифр? (Числа)
- Давайте вместе составим какие-нибудь числа.
(Ученики составляют числа)
- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?
(Числа)
- А какие числа вы знаете? (Натуральные)
- Сегодня мы обобщим и систематизируем знания о натуральных числах, полученные в начальной школе. Записываем тему: «Обозначение натуральных чисел». Сегодня мы научимся обозначать натуральные числа, записывать их и правильно читать.
3. Актуализация знаний
-Какие числа называются натуральными?
- Натуральными числами называются такие числа, которые мы употребляем при счете предметов.
- Какое натуральное число стоит на первом месте? (1)
- 0 является натуральным числом? (Нет)
Почему?
(Потому что натуральные числа применяют для счета предметов, а если нет предмета, то и считать нечего)
- Назовите самое большое натуральное число. (Такого числа нет)
- Почему нет такого числа?
- Потому что за каждым натуральным числом следует еще одно натуральное число, за которым следует другое и так далее. Вот почему все натуральные числа записать невозможно. Поэтому при записи натурального ряда выписывают несколько первых натуральных чисел, после которых ставят многоточие.
Итак, последовательность 1,2,3… называют натуральным рядом. Натуральный ряд бесконечен.
С помощью 10 цифр можно записать любое натуральное число.
Как вы думаете, как называется такая запись числа? (Десятичная запись)
Мы используем десятичную запись, потому что она наиболее удобная.
Мы часто предметы считаем десятками. Десять пальцев на обеих руках и т.д.
Т.е. получается, что 10 самое важное число для десятичной записи. Десять десятков называется сотней, десять сотен называем тысячей и т.д.
Получаем, так называемую, десятичную систему счисления. В этой системе одна и та же цифра имеет различные значения в зависимости от того, где она расположена.
- Если натуральное число записано одной цифрой, как оно называется? (Например, 4). (Однозначным или одноразрядным.)
Двумя цифрами? (Двузначным или двухразрядным)
- В начальной школе вы уже изучали разряды чисел. Давайте вспомним их.
Что такое разряд? Это место цифры в записи числа.
Каждые три разряда для удобства объединяют в класс.
Какие классы вы знаете? (класс единиц, тысяч, миллионов)
В этом году мы познакомимся с новым классом – классом миллиардов. Миллиард – это 1000 миллионов.
4. Целеполагание и планирование
Давайте еще раз проговорим тему урока. Какую цель мы должны поставить перед собой, чтобы изучить тему «Натуральные числа»? (научиться записывать многозначные числа)
Составим план действий, по которому будем изучать эту тему.
(прочитать в учебнике о натуральных числах, закрепить полученные знания с помощью выполнения упражнений)
5. Открытие новых знаний
Давайте обратимся к учебнику и прочитаем пункт 1.
Обратите внимание на запись числа 15 389 000 286. Посмотрите внимательно, на какие классы разбивают данное число
Что непонятно из того, что вы прочитали?
6. Включение нового знания в систему
Переходим к упражнениям из учебника.
Выполним №1 (устно)
Физкультминутка
№4 (устно).
№2 (у доски)
№ 7 (самостоятельно в тетради)
7. Рефлексия. Давайте подведем итог. О чём мы с вами сегодня говорили? Какую цель ставили? Достигли ли мы её? Что вам понравилось? Что было непонятно?
Д/з: № 18, 24
Благодарю за урок. До новых встреч!