Урок литературы в 6 классе по развитию речи с использованием элементов НРК.
Тема урока: «Уроки доброты»
(по прочитанным произведениям художественной литературы и личным впечатлениям)
Чем человек умнее и добрее,
тем больше он замечает добра в людях.
Л. Н. Толстой.
Цели и задачи: научить делать выводы из прочитанных произведений, помочь в определении места в жизни; развивать творческие способности учащихся; пробудить чувство любви и добра ко всему окружающему нас миру.
Форма урока: урок-исследование (с использованием фрагментов художественной литературы и творческих работ учащихся).
Записи на доске: тема, эпиграф, пословицы
Ход урока:
Организационный момент.
Вступление.
- Сегодня у нас необычный урок, урок исследования. Нам предстоит создать проект и послушать, оценить работу учащихся по уже созданным проектам. Продукт нашего проекта - выпуск альманаха.
- Как вы понимаете слово «проект»? Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта
- Что такое альманах? Сборник произведений, объединённых по тематическому, жанровому или др. признаку.
- Создание проекта требует от вас умение работать группами:
1 группа: «АНАЛИТИКИ» Ваша задача – анализировать материал урока.
2 группа: «ЭКПЕРИМЕНТАТОРЫ» Ваша задача – высказать свою точку зрения на исследования, которые будут проходить в ходе урока.
3 группа: «ИЛЛЮСТРАТОРЫ» Ваша задача – проиллюстрировать материал урока.
4 группа: «ИССЛЕДОВАТЕЛИ» Ваша задача – защитить проекты.
(Дети сидят по группам, на столах таблички)
Успех урока будет зависеть от каждого из вас.
II. Введение в тему.
- Наш разговор хотелось бы начать с небольшой притчи из «Библии» - «Притча о добром самарянине».
Чтение «Притча о добром самарянине»
Во время своей земной жизни Иисус Христос призывал своих последователей приводить к Нему людей для последующего наследования Его небесного дома. Он призывал всех работать с Ним для спасения ближних.
Такой призыв казался странным многим людям, поэтому Иисус часто повторял его.
Однажды ко Христу подошел законник и спросил: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус ответил ему: «В законе что написано? Как читаешь?» Законник сказал в ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». На это Иисус ему ответил: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить».
Но законник не поступал так. Он не любил ближнего, как самого себя и поэтому, желая оправдаться, спросил Христа: «Кто мой ближний?» (Евангелие от Луки 10:25−29).
Священников и раввинов интересовал этот вопрос. Они относились к бедным и необразованным людям свысока, не обращали на них никакого внимания и не считали их своими ближними.
В ответ на вопрос законника Христос рассказал следующую притчу.
Один человек шел по безлюдной местности из Иерусалима в Иерихон. На него напали разбойники, избили его, отняли у него все, что было, и бросили на дороге, думая, что он мертв. Через некоторое время по этой дороге шел священник, но не остановился и прошел мимо. Потом на этом месте был левит, который тоже, взглянув на израненного человека, прошел мимо.
Эти люди служили в храме Божием и должны были быть милосердными. Но на деле оказались холодными и бесчувственными.
Позже тем же путем проезжал самарянин. Иудеи ненавидели самарян и презирали их. Иудей ни за что бы не дал самарянину напиться воды и не подал бы ему куска хлеба.
Но самарянин, когда увидел чуть живого человека, даже забыл о собственной безопасности. Ведь разбойники могли убить его. Он видел перед собой лишь незнакомца, истекающего кровью, который нуждался в немедленной помощи.
Самарянин подложил свой плащ под раненого, дал ему вина и возлил на раны масло, после чего перевязал их. Потом посадил незнакомца на своего осла и довез до гостиницы. Утром самарянин дал хозяину гостиницы денег и попросил позаботился о больном, пока тот не выздоровеет.
Рассказав это, Иисус обратился к законнику и спросил: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Он ответил: «Оказавший ему милость». Тогда Иисус сказал: «Иди и ты поступай так же».(Библия, Евангелие от Луки 10:36−37).
Таким образом, Иисус Христос учил, что всякий, нуждающийся в нашей помощи, есть наш ближний. Мы должны поступать с ним так же, как желали бы, чтобы поступали с нами.
С сайта
III.Актуализация знаний
Беседа:
- О чём же мы сегодня будем вести с вами разговор? (ответы учащихся)
- Да, будем говорить о самом главном, что должно быть в душе каждого человека – доброта, доброжелательность, добродетельность, добро.
- А почему возникла такая необходимость затронуть именно эту тему? (ответы учащихся)
- Действительно, эта тема сегодня очень актуальна, потому что люди в последнее время безжалостны и равнодушны ко всему, да ещё очень злы.
- А с чем вам чаще всего приходится сталкиваться в жизни: добром или злом? (ответы учащихся)
- Это ещё раз подтверждает актуальность нашего разговора, но все-таки мир не без добрых людей.
- Но мы ещё не выяснили, что вы понимаете под словом «добро».
Что такое «добро»?
Начинают работу «АНАЛИТИКИ»
Выберите из данных определений добра верное (На партах карточки)
Объясните свой выбор.
Развитие и рост собственной личности.
Достижение важных целей.
Раскрытие в себе положительных качеств.
Подавление чувств, которые угнетают душу, заставляют страдать и ненавидеть. (Приложение 2)
Что скажут «Эксперты»?
В толковом Словаре Русского Языка даётся следующее определение добра:
Добро – Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. (Приложение 3)
- Вывод: Добро, доброта – это что-то необъятное, когда хочется сделать всем что-то хорошее, сказать о чем-то хорошем и приятном.
IV. Определение темы урока.
- Как вы думаете, какова тема урока?
«Уроки доброты в произведениях художественной литературы»
- Какие гипотезы мы можем выдвинуть?
Выдвинем гипотезы и в ходе нашего урока докажем их.
1.Добрые силы в художественных произведениях – это положительные герои.
2. Злые силы - это отрицательные герои. Они не имеют поддержки, поэтому всегда оказываются побеждёнными.
Вопросы для беседы:
- Очень часто авторы произведений художественной литературы, даже не задумываясь об этом, преподают нам уроки, в том числе и уроки доброты.
- Какие уроки для себя вы извлекли из произведений художественной литературы, которые вы читали как на уроках, так и самостоятельно?
(ответы учащихся)
- Вывод: Значит, уроки черпать можно не только из жизни, но и из рассказов, повестей, сказок и др.
- А с какими героями вы встречались чаще: со злыми или добрыми?
(ответы)
- Вывод: Именно на примерах своих героев, авторы хотят помочь вам сделать свой правильный выбор в жизни.
- Есть ли у вас герои, на которых вы хотите быть похожими?
(ответы)
- Многие из вас, готовясь к уроку, выступили в качестве авторов сказок, стихов и в роли художников. Давайте послушаем сказки.
(две сказки собственного сочинения учащихся – Приложение 4)
- О чем же легче вам писалось: о добре или зле?
(ответы)
- Вывод: Да, легче писалось о том, что ты больше в себе чувствуешь.
- А в стихах собственного сочинения можно услышать и увидеть все ваши чувства.
(2 стихотворения – Приложение 5)
- А в каком жанре произведений устного народного творчества четко отражены выводы по нашей теме? (ответы – пословица, поговорка).
- А какие вы знаете?
(каждый желающий называет по одной пословице – Приложение 6).
- Дайте мне толкование пословице: «Добрые дела и по смерти живут».
(ответы)
- Вывод: Человека помнят по добрым делам.
- У русского народа есть пословицы на эту тему:
Про доброе дело говори смело.
Сделав добро, не кайся.
Добрые слова лучше мягкого пирога.
Доброта без разума пуста.
Добрая совесть не боится клеветы.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Доброе дело питает и душу и тело.
Сделав добро, не хвались.
Забудь ты мое добро, да не делай худа! (Приложение 7)
(учащиеся дают толкование каждой пословице)
V. Изображение добра и зла в цветовой гамме.
- А сейчас мы переходим к художественным способностям. Цель этого задания – добро и зло в цветовой гамме.
- Учитель. Давайте подумаем, в каком цвете можно изобразить добро и зло, почему вы так считаете?
Иллюстраторы: Начнём с добрых сил.
Белый цвет – цвет чистоты, света.
Голубой, синий цвет – цвет неба, воды, неотъемлемой составляющей жизни.
Красный цвет – цвет правды, борьбы со злом.
Зеленый и желтый цвет – цвет надежды, радости.
Цвет зла.
Черный цвет – цвет злых сил. Неслучайно злые ведьмы одеты в чёрное, имеют черный цвет волос.
Не менее зловещ и темно-зеленый цвет. Это цвет всяческой нечести.
Все эти цвета присутствуют не только в сказке, но и в нашей жизни. Это цвета окружающей нас природы.
Дайте объяснение, почему именно этот сюжет и эти краски.
(2 человека представляют свои работы)
Вывод: Вы выбрали то, что радует людей, краски добра не раздражают нас.
VI. «Уроки доброты» по личным впечатлениям.
Беседа:
Чтобы продолжить наш разговор, мне хочется представить вашему вниманию стихотворение Александра Яковлевича Яшина «Спешите делать добрые дела».
Стихотворение А.Я. Яшина «Спешите делать добрые дела» (в исполнении учащихся).
СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА
Мне с отчимом невесело жилось,
Все ж он меня растил –
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его.
Когда он слег и тихо умирал,-
Рассказывает мать,
- День ото дня
Все чаще вспоминал меня и ждал:
"Вот Шурку бы...
Уж он бы спас меня!"
Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил: мол, так ее люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю,
Хлеба воз куплю.
Мечтал о многом,
Много обещал...
В блокаде ленинградской старика
От смерти б спас,
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века.
Теперь прошел я тысячи дорог
- Купить воз хлеба, дом срубить бы мог.
Нет отчима,
И бабка умерла...
Спешите делать добрые дела!
1958 (Приложение 8)
- Какой вывод можно сделать? (ответы)
- Вывод: жизнь дана на добрые дела.
- А сейчас подумайте, какой вывод можно сделать из сочинения, которое будет представлено на ваш суд.
….Однажды летом ко мне приехала подруга. Она была очень высокомерна. Её поведение оставляло желать лучшего. На улице она не могла пройти мимо бездомного животного, не ударив его. Людей с какими-либо нарушениями во внешности обзывала, издевалась над ними.
Через несколько дней после приезда она случайно упала и сломала ногу. Выписавшись из больницы, она ещё долгое время ходила на костылях, потом хромала. На неё стали показывать пальцем, смеяться над ней.
Перед своим отъездом она сказала мне, что очень сожалеет о своём поведении до травмы. Она уезжала совсем другим человеком. (Приложение 9)
- Выводы учащиеся делают с использованием пословиц и поговорок:
«Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнёшь».
- А только ли по отношению к человеку или другому живому существу можно быть добрым? (ответы)
- Вывод: Человек добр будет тогда, когда его доброта проявляется ко всему, что его окружает.
7.Творческая работа
Группа аналитиков
Задание: Составьте синквейн (стихотворение из 5строк) по теме нашего разговора «Добро» и «Зло»:
Существительное
Прилагательное, прилагательное
Глагол, глагол, глагол
Предложение
Существительное
Зло
Беспощадное, изворотливое.
Губит, калечит, убивает.
Зло необходимо уничтожить!
Борьба!
Добро
Светлое, радостное.
Помогает, спасает, лечит.
Добро должно победить!
Счастье!
Группа Иллюстраторы.
Задание: Построить дом доброты. На цветах написать пожелание добра.
Дети выходят, прикрепляют цветы, читают пожелания.
Группа Исследователи и Эксперты:
Задание: Представьте, что этот лист бумаги – это вся ваша жизнь, все, что вас окружает. Синим кругом – вы будете рисовать себя; красным – добро и черным кругом – обозначьте зло.
- Какие замечательные у вас синие и красные круги, так и хочется вас похвалить. Молодцы! Вы самые добрые дети!
- Чувствуете тепло, которое исходит от добра. Пусть каждый из нас поместит кусочек добра в своё сердце “Добро делать спешить надо”.
Теперь я точно знаю, что в жизни нас ждут только добрые дела.
Заключительная часть.
Какие же уроки вы извлекли из нашего разговора?
(ответы)
Стихотворение «Хуже нет» Ю. Воронова в исполнении учителя:
Хуже нет,
если всем доволен;
Значит, слепну, глупею, дряхну,
Значит я на людские боли
Или радости не распахнут.
Тот, кто хочет тревоги века
переждать за своей калиткой,
Забывает, что человеку
Непростительно
жить улиткой.
Домашнее задание – спешите делать добрые дела.
Литература :
«Библия» - Ветхий и Новый завет в пересказе для детей.
«Русские народные пословицы, поговорки, загадки» - Ю.Г. Круглов.
Учебник «Литература 6 класс» (Авт.- сост. Г.С. Меркин). В 2-х частях.-8-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово», 2012.
Интернет-ресурсы:
http://rupoem.ru/yashin/mne-s-otchimom.aspx
http://www.gramota.ru/
http://www.inpearls.ru/
Приложения к «Уроку доброты».
Приложение 1.
Чтение «Притча о добром самарянине»
Во время своей земной жизни Иисус Христос призывал своих последователей приводить к Нему людей для последующего наследования Его небесного дома. Он призывал всех работать с Ним для спасения ближних.
Такой призыв казался странным многим людям, поэтому Иисус часто повторял его.
Однажды ко Христу подошел законник и спросил: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус ответил ему: «В законе что написано? Как читаешь?» Законник сказал в ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». На это Иисус ему ответил: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить».
Но законник не поступал так. Он не любил ближнего, как самого себя и поэтому, желая оправдаться, спросил Христа: «Кто мой ближний?» (Евангелие от Луки 10:25−29).
Священников и раввинов интересовал этот вопрос. Они относились к бедным и необразованным людям свысока, не обращали на них никакого внимания и не считали их своими ближними.
В ответ на вопрос законника Христос рассказал следующую притчу.
Один человек шел по безлюдной местности из Иерусалима в Иерихон. На него напали разбойники, избили его, отняли у него все, что было, и бросили на дороге, думая, что он мертв. Через некоторое время по этой дороге шел священник, но не остановился и прошел мимо. Потом на этом месте был левит, который тоже, взглянув на израненного человека, прошел мимо.
Эти люди служили в храме Божием и должны были быть милосердными. Но на деле оказались холодными и бесчувственными.
Позже тем же путем проезжал самарянин. Иудеи ненавидели самарян и презирали их. Иудей ни за что бы не дал самарянину напиться воды и не подал бы ему куска хлеба.
Но самарянин, когда увидел чуть живого человека, даже забыл о собственной безопасности. Ведь разбойники могли убить его. Он видел перед собой лишь незнакомца, истекающего кровью, который нуждался в немедленной помощи.
Самарянин подложил свой плащ под раненого, дал ему вина и возлил на раны масло, после чего перевязал их. Потом посадил незнакомца на своего осла и довез до гостиницы. Утром самарянин дал хозяину гостиницы денег и попросил позаботился о больном, пока тот не выздоровеет.
Рассказав это, Иисус обратился к законнику и спросил: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Он ответил: «Оказавший ему милость». Тогда Иисус сказал: «Иди и ты поступай так же».(Библия, Евангелие от Луки 10:36−37).
Таким образом, Иисус Христос учил, что всякий, нуждающийся в нашей помощи, есть наш ближний. Мы должны поступать с ним так же, как желали бы, чтобы поступали с нами.
С сайта http://www.inpearls.ru/
Приложение 2.
Выберите из данных определений добра верное (На партах карточки)
Объясните свой выбор.
1. Развитие и рост собственной личности.
2. Достижение важных целей.
3. Раскрытие в себе положительных качеств.
4. Подавление чувств, которые угнетают душу, заставляют страдать и ненавидеть.
Приложение 3.
В толковом Словаре Русского языка Ожегова даётся следующее определение добра:
ДОБРО см. Добрый.
1. ДОБРО, -а; ср. 1. Всё хорошее, положительное, направленное на благо (противоп.: зло). Д. побеждает зло. Д. торжествует над злом. От завистливого человека добра не жди. Желать добра кому-л. Не к добру (о чём-л., предвещающем беду, несчастье). Быть, находиться за пределами добра и зла (о чём-л., что не вмещается в эти понятия). * От добра добра не ищут (Посл.). Нет худа без добра (Посл.). // Хорошее, доброе дело, поступок. Делать д. Помнить д.Отплатить добром за зло. 2. собир. Разг. Вещи, имущество, скарб. Добра наживать. Уложить всё добро в повозку. Своё, чужое д. Много добра (у кого-л.). 3. Пренебр. О чём-л. плохом, негодном, ненужном. Этого (такого) добра и даром не надо. ◊ Добро пожаловать! Приветствие гостю, участникам чего-л., прибывшим куда-л. Добро пожаловать на наш праздник! Дать, получить добро (на что). Дать, получить разрешение, согласие на что-л. Дать д. на вылет. Хирург просил у главврача разрешения на операцию и получил добро. нареч. Разг. 1. По-хорошему. Кончить дело д. Поминать кого-л. д. -2. По своей воле, без принуждения. Д. отдай. Добришко, -а; ср. Уничиж. (2-3 зн.).
2. ДОБРО. I. нареч., в функц. безл. сказ. Разг. Хорошо. Ты уже всё сделал? Ну и д. II. частица. Нар.-разг. Употр. при подтверждении, одобрении чего-л., согласии с чем-л.; ладно, пусть, так. Д.! сделаю всё, что ты просишь. добро б, в зн. союза. Разг. Выражает условно предположительное допущение; если бы, пусть бы. Д. бы ещё слышал что-нибудь, а то совсем глухой стал. Д. бы важная персона, а то грузчик простой!
ДОБРО... Первая часть сложных слов. Вносит зн. сл.: добрый. Добросердечие, добропорядочность, доброезжий.
Приложение 4.
«Сказка о Ване и о Немой принцессе».
Жил-был парень по имени Ваня. Он был очень злой и жадный. Один раз до него дошли слухи, будто дочь короля стала немой. И никто не мог от её слова добиться.
Короля это сильно опечалило, и велел он объявить по всему королевству, что тот, кто добьется от неё хоть словечко, получит в награду много денег.
Многие пытались, но ничего не вышло. Ваня тоже решил попытаться. Когда Ваня пришёл во дворец, то, увидя принцессу, замер. У него исчезла вся злость и жадность. Ему хотелось делать только добро! И он своим добром вылечил принцессу.
Когда король хотел дать ему награду, то Ваня отказался. Сказал, что награда для него то, что принцесса вылечилась. Он попрощался и ушёл. С тех пор Ваня делал только добро.
«Сказка о дружбе добра и зла».
Однажды зло предложило добру подружиться.
- Давай попробуем, - сказало добро.
Стали они вместе гулять, ходить друг к другу в гости, и так они сдружились, что забыли, кто они есть.
Вот однажды они гуляли и увидели, что мальчик из рогатки стрелял в голубей.
Молодец! – вдруг сказала злость.
Что же здесь хорошего? – спросила доброта и пошла к мальчику.
Мальчик увидел её и убежал.
А что в этом плохого? – спросила злость у доброты.
А доброта ничего не ответила и ушла. Так они поругались.
Через неделю злость пришла к доброте и сказала: «Давай помиримся». Они помирились, но доброта сомневалась, что они сдружатся опять. И тогда они поспорили, что злость сможет делать добро.
Вот они опять гуляли и пошли через дорогу в парк. А на дороге стояла бабушка и просила, чтобы её перевели через дорогу. Доброта её не заметила и прошла мимо, а злость подошла к бабушке и перевела её. Тогда доброта сказала злости, что она навсегда останется доброй, потому что она сделала добро.
Вот они стали дружить и никогда больше не ссорились.
Добро всегда может победить зло, если этого захотеть.
* * *
Как-то раз девочке по имени Валя приснился сон, что она спасает весь мир от грусти. Когда Валя проснулась, она стала думать: «Ну как я могу спасти весь мир?» Думала, думала, так и ничего не придумала.
Прошло две недели, и Валя забыла этот сон. Наступил день рождения Вали. Её исполнилось двенадцать лет, и она пошла в магазин за тортом. У девочки было хорошее настроение, и по дороге она всем улыбалась. Улыбнулась дяде, а тот улыбнулся тете, тётя улыбнулась бабушке, бабушка улыбнулась внучке.
И вот так, ни о чём не подозревая, девочка Валя спасла всех людей от грусти и печали.
Приложение 5.
Рассуждение на тему: «Что такое добро?»
Я представляю себе доброту в виде маленькой девочки. Это весёлая рыженькая девчушка. Она любит природу, никогда не грустит и всегда улыбается.
Но если просто рассуждать, что такое добро, то я думаю так: добро – это все то хорошее, что люди делают друг другу.
В наше время мы стали очень злыми из-за всей этой суеты. Мы редко улыбаемся, больше стараемся обидеть человека, нежели сделать ему что-то доброе.
Добрый человек не сможет, даже если захочет, увидеть в злом человеке только плохое.
Добро… Возможно не все даже задумывались над тем, что для них значит добро.
Добро – это хорошее отношение друг к другу.
Добро – это любовь к окружающим.
Добро – это самое светлое, что мы делали в жизни.
И ещё много, много определений можно подобрать к этому слову.
Я хочу закончить свое сочинение словами А.Н.Мошкова: «Быть добрым не значит быть глупым, быть добрым значит быть мудрым».
Приложение 6.
Стихотворение «Добрые уроки».
Волшебные слова, знаем мы не все.
Тот, кто их не знает, их не говорит.
А тот, кто знает, не всегда употребляет.
Слова эти простые.
Выучи их ты:
«Здравствуй», «до свиданья»,
«Спасибо» и «прощай».
Знай эти слова и их не забывай,
Чтоб не быть невежей
В обществе друзей.
Приложение 7.
Пословицы.
Про доброе дело говори смело.
Сделав добро, не кайся.
Добрые слова лучше мягкого пирога.
Доброта без разума пуста.
Добрая совесть не боится клеветы.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Доброе дело питает и душу и тело.
Сделав добро, не хвались.
Забудь ты мое добро, да не делай худа!
Приложение 8.
А.Я. Яшин «СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА»
Мне с отчимом невесело жилось,
Все ж он меня растил –
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его.
Когда он слег и тихо умирал,-
Рассказывает мать,
- День ото дня
Все чаще вспоминал меня и ждал:
"Вот Шурку бы...
Уж он бы спас меня!"
Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил: мол, так ее люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю,
Хлеба воз куплю.
Мечтал о многом,
Много обещал...
В блокаде ленинградской старика
От смерти б спас,
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века.
Теперь прошел я тысячи дорог
- Купить воз хлеба, дом срубить бы мог.
Нет отчима,
И бабка умерла...
Спешите делать добрые дела!
1958
Приложение 9.
….Однажды летом ко мне приехала подруга. Она была очень высокомерна. Её поведение оставляло желать лучшего. На улице она не могла пройти мимо бездомного животного, не ударив его. Людей с какими-либо нарушениями во внешности обзывала, издевалась над ними.
Через несколько дней после приезда она случайно упала и сломала ногу. Выписавшись из больницы, она ещё долгое время ходила на костылях, потом хромала. На неё стали показывать пальцем, смеяться над ней.
Перед своим отъездом она сказала мне, что очень сожалеет о своём поведении до травмы. Она уезжала совсем другим человеком.