СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Реформы Избранной рады".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный образовательный ресурс используется для работы с интерактивной доской с использованием программы Хронолайнер.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Реформы Избранной рады".»

Тема урока: « Реформы Избранной рады».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: - изучить содержание реформ Избранной рады и определить их значение для завершения централизации страны и укрепления ее международного авторитета.

Задачи урока: - расширить представления учащихся о периоде правления Ивана Грозного и сформировать критический подход к процессам, событиям, историческим фактам и личностям того времени;

- воспитывать уважение к историческому прошлому своей Родины, напоминая, что без прошлого нет настоящего;

- совершенствовать умение учащихся работать с лентой времени в контексте изучаемых событий.

Оборудование и пособия:

1.Интерактивная доска.

2. Интернет ресурсы.

3. Материалы исторических документов.

4.Две ленты времени, созданные к уроку «Правление Ивана Грозного»

и «Реформы Избранной рады».

Ход урока.

І этап. Мотивация к учебной деятельности – 1 минута.

ІІ этап. Проверка и актуализация знаний– 10 минут.

Учащиеся получили опережающее домашнее задание: прочесть пункт 1.Боярское правление параграфа 23 и найти ответы на вопросы:

1.Когда родился Иван грозный и когда умер его отец Василий ІІІ?

2. Как решался в это время вопрос о престолонаследовании?

3. Какие реформы провела мать Ивана ІV Елена Глинская и в чем их значение?

4.Каким было детство Ивана V и как происходящие в это время события повлияли на характер и поведение будущего царя?

5.В каком возрасте он заявил о намерении венчаться на царство, и какое это имело значение?





6. Когда и где состоялось венчание, какое это имело значение?

(Фронтальный опрос - вопросы 1,2,5; индивидуальный опрос - вопросы 3,4,6).

По ходу проверки домашнего задания учащиеся работают с ХроноЛайнером «Правление Ивана Грозного». (Линия времени прикреплена). Проговариваются даты – 1530, 1533, 1533 – 1547, 1547 гг. (Рождение Ивана, Смерть его отца Василия IІI, детство царя, венчание на царство соответственно).

ІІІ этап.

Изучение нового материала - 26 минут.

План урока:

  1. Причины. Вызвавшие проведение реформ.

  2. Цели реформ.

  3. Земский собор 1549 года.

  4. Судебник 1550 года.

  5. Стоглавый собор 1551 года.

  6. Реформа местного управления 1556 года.

  7. Военная реформа 1550 года ( продолжалась до 1556 года).

  8. Результат реформ Избранной рады.



По ходу объяснения учащиеся записывают план в тетрадь. План учитель предварительно пишет на доске.

Дальнейшая работа связана с лентой времени «Реформы Избранной рады».

Учитель говорит о том, что это важный период правления Ивана ІV, хотя по хронологии он занимает небольшой промежуток времени (по разным источникам 1549 -1551 годы или 1549 -1556 годы).

Цель применения ленты времени: показать, что за короткий промежуток времени были осуществлены важные для самого Ивана ІV и всей страны реформы. Этого настоятельно требовала сложившаяся ситуация.

Затем учитель просит учащихся вспомнить, какие события подтолкнули молодого царя к реформам.

Учащиеся говорят о долгой борьбе между боярскими родами, взяточничестве, беззакониях, ухудшении положения широких слоев населения, о пожаре в Москве летом 1549 года. Затем - о последовавшим за этим восстанием, а затем о восстаниях в других городах.

Учитель предлагает сделать обобщение учащимся : В 1547 году Иван Васильевич стал самодержавным государем, период боярского правления закончился. Стало ясно, что страна нуждается в преобразованиях, направленных на ликвидацию последствий боярского правления и укрепляющих центральную власть.

Далее учитель рассказывает о приближенных к Ивану людях: дворянине Алексее Адашеве, священнике Сильвестре, митрополите Макарии, полководце Андрее Курбском. Они и вошли в Избранную раду. Царь и рада понимали, что реформы будут успешны лишь при поддержке широких слоев населения.



Работа с ХроноЛайнером.

В 1549 году царь повелел собрать в Москве Земский собор – собрание представителей всех русских земель. Он выступил с обвинением бояр в злоупотреблениях в период его малолетства, обещал охранять население от произвола бояр и местных властей. Это, с одной стороны, стало для реформаторов обоснованием крупных перемен в стране, а с другой стороны, царь заручился поддержкой простых людей.

На линии времени дата – 1550 год. Учитель говорит о принятии Судебника, который увеличивал размер пожилого при переходе крестьян от одного помещика к другому в Юрьев день, вводил наказания за взятки, ограничивал права наместников и наделял Боярскую думу правом высшего законодательного органа при царе.

Задание классу (самостоятельная работа с учебником, стр.197): - Какую роль в жизни страны играли приказы?

Учащиеся отвечают, что каждый приказ ведал определенными государственными делами, т.е. они были органами центрального управления страной.

ХроноЛайнер – 1551 год – Стоглавый собор. В нем участвовал Иван ІV, руководил митрополит Макарий. Учитель подчеркивает взаимодействие церкви и государя и отмечает, что собор привел к единообразию церковные обряды, разработал правила поведения для духовенства.

ХроноЛайнер – 1556 год – реформа местного управления.



Включение в систему знаний и повторение.

Вопрос к классу: Что такое местничество и кормления?

( На прошлом уроке был исторический диктант, затруднений не было).

Местничество – порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода и должностей предков.

Кормления – система содержания должностных лиц за счет местного населения.

Учитель обращает внимание на то, что эта реформа проводилась позднее, когда укоренилась система приказов. Она упразднила систему кормлений и наместнического управления.

Строим схему органов местного управления. (самостоятельная работа)

Уезды – губные старосты;

Городской посад, черносошное крестьянство – земские старосты;

Города – городовые приказчики.

ХроноЛайнер – 1550 год – начало военной реформы. Она была завершена к 1556 году.





Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.



Задание классу (стр.198): - Назовите цель реформы и ее результаты.

Учащиеся говорят об ограничении местничества на время военных действий, о создании избранной тысячи – ядра поместного ополчения, подчиненного царю, о создании стрелецких полков, их вооружении.

Учитель просит учащихся запомнить, что в 1552 году был составлен список Государева двора из 4 тысяч человек, из числа которого назначались высшие военные и государственные чины. В 1556 году было принято «Уложение о службе», определявшее точные нормы обязательной службы в царском войске.

Задание классу (стр.199): - В чем значение принятия «Уложения о службе»?

Учащиеся отмечают, что оно во многом уравняло права вотчинников и помещиков – дворян (при наличии времени можно спросить, кого называли вотчинниками, а кого дворянами). Теперь все землевладельцы были обязаны нести государеву военную службу, а те, кто не являлся на военные смотры или на службу, подвергались телесным наказаниям и у них отбирали поместья и вотчины.

Ответ можно проверить, обратившись к линии времени и «кликнув» на описание.

Кроме того по ходу изучения событий просматриваются медиафайлы. Например, в данном случае открывается медиа файл с изображением стрельцов и конного воина. Учащимся формулируется вопрос: - Как были вооружены и обмундированы стрельцы и конные воины? Учащиеся быстро отвечают на вопрос (наглядность говорит за себя).

Далее идет работа с документом. Он есть в учебнике на стр.201 – Английский посол Д.Флетчер о стрельцах. При желании его можно скачать из интернета.

Вопрос: - Чем занималось стрелецкое войско?

Активно отвечают, что 2000 стрельцов было при царе: Из них 250 постоянно сторожат дворец и царскую опочивальню (по ночам), еще 250 караулят во дворе и около казначейства. 5000 стрельцов в Москве, прочие размещены в укрепленных городах, где остаются до тех пор, пока их не отправят в поход. (Можно сослаться на фильм «Иван Васильевич меняет профессию»).



IV этап. – Рефлексия – 4 минуты.



Еще раз обращаемся к линии времени и к записям в тетрадях.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какую цель ставили перед собой?

- Как вы достигали поставленную цель?

- С какими затруднениями вы встретились на уроке?

- Как вы выходили из затруднений?

Учитель просит перечислить реформы Избранной рады и сделать вывод об их значении.

Дети в выводе говорят о том, что реформы укрепили центральную и местную власть, упрочили связь церкви и царя. Усилили армию.

Учитель дополняет, они, действительно были направлены на централизацию страны, просит открыть словарь урока на стр.200 учебника (где дано понятие централизации страны). Реформаторы пытались достичь согласия между интересами государства и интересами населения, но это не всегда удавалось.

V этап. – Домашнее задание – 2 минуты.

Параграф 23, пункты 2,3,4. Вопросы на стр.200. Документ на стр.200 -201 и вопрос №1 к нему. Знать даты проведения реформ, понятия: земский собор, приказы, централизованное государство.

VI этап. – Выставление и комментарий оценок – 2 минуты.