Тема урока: « Реформы Избранной рады».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: - изучить содержание реформ Избранной рады и определить их значение для завершения централизации страны и укрепления ее международного авторитета.
Задачи урока: - расширить представления учащихся о периоде правления Ивана Грозного и сформировать критический подход к процессам, событиям, историческим фактам и личностям того времени;
- воспитывать уважение к историческому прошлому своей Родины, напоминая, что без прошлого нет настоящего;
- совершенствовать умение учащихся работать с лентой времени в контексте изучаемых событий.
Оборудование и пособия:
1.Интерактивная доска.
2. Интернет ресурсы.
3. Материалы исторических документов.
4.Две ленты времени, созданные к уроку «Правление Ивана Грозного»
и «Реформы Избранной рады».
Ход урока.
І этап. Мотивация к учебной деятельности – 1 минута.
ІІ этап. Проверка и актуализация знаний– 10 минут.
Учащиеся получили опережающее домашнее задание: прочесть пункт 1.Боярское правление параграфа 23 и найти ответы на вопросы:
1.Когда родился Иван грозный и когда умер его отец Василий ІІІ?
2. Как решался в это время вопрос о престолонаследовании?
3. Какие реформы провела мать Ивана ІV Елена Глинская и в чем их значение?
4.Каким было детство Ивана
V и как происходящие в это время события повлияли на характер и поведение будущего царя?
5.В каком возрасте он заявил о намерении венчаться на царство, и какое это имело значение?
6. Когда и где состоялось венчание, какое это имело значение?
(Фронтальный опрос - вопросы 1,2,5; индивидуальный опрос - вопросы 3,4,6).
По ходу проверки домашнего задания учащиеся работают с ХроноЛайнером «Правление Ивана Грозного». (Линия времени прикреплена). Проговариваются даты – 1530, 1533, 1533 – 1547, 1547 гг. (Рождение Ивана, Смерть его отца Василия IІI, детство царя, венчание на царство соответственно).
ІІІ этап.
Изучение нового материала - 26 минут.
План урока:
Причины. Вызвавшие проведение реформ.
Цели реформ.
Земский собор 1549 года.
Судебник 1550 года.
Стоглавый собор 1551 года.
Реформа местного управления 1556 года.
Военная реформа 1550 года ( продолжалась до 1556 года).
Результат реформ Избранной рады.
По ходу объяснения учащиеся записывают план в тетрадь. План учитель предварительно пишет на доске.
Дальнейшая работа связана с лентой времени «Реформы Избранной рады».
Учитель говорит о том, что это важный период правления Ивана ІV, хотя по хронологии он занимает небольшой промежуток времени (по разным источникам 1549 -1551 годы или 1549 -1556 годы).
Цель применения ленты времени: показать, что за короткий промежуток времени были осуществлены важные для самого Ивана ІV и всей страны реформы. Этого настоятельно требовала сложившаяся ситуация.
Затем учитель просит учащихся вспомнить, какие события подтолкнули молодого царя к реформам.
Учащиеся говорят о долгой борьбе между боярскими родами, взяточничестве, беззакониях, ухудшении положения широких слоев населения, о пожаре в Москве летом 1549 года. Затем - о последовавшим за этим восстанием, а затем о восстаниях в других городах.
Учитель предлагает сделать обобщение учащимся : В 1547 году Иван Васильевич стал самодержавным государем, период боярского правления закончился. Стало ясно, что страна нуждается в преобразованиях, направленных на ликвидацию последствий боярского правления и укрепляющих центральную власть.
Далее учитель рассказывает о приближенных к Ивану людях: дворянине Алексее Адашеве, священнике Сильвестре, митрополите Макарии, полководце Андрее Курбском. Они и вошли в Избранную раду. Царь и рада понимали, что реформы будут успешны лишь при поддержке широких слоев населения.
Работа с ХроноЛайнером.
В 1549 году царь повелел собрать в Москве Земский собор – собрание представителей всех русских земель. Он выступил с обвинением бояр в злоупотреблениях в период его малолетства, обещал охранять население от произвола бояр и местных властей. Это, с одной стороны, стало для реформаторов обоснованием крупных перемен в стране, а с другой стороны, царь заручился поддержкой простых людей.
На линии времени дата – 1550 год. Учитель говорит о принятии Судебника, который увеличивал размер пожилого при переходе крестьян от одного помещика к другому в Юрьев день, вводил наказания за взятки, ограничивал права наместников и наделял Боярскую думу правом высшего законодательного органа при царе.
Задание классу (самостоятельная работа с учебником, стр.197): - Какую роль в жизни страны играли приказы?
Учащиеся отвечают, что каждый приказ ведал определенными государственными делами, т.е. они были органами центрального управления страной.
ХроноЛайнер – 1551 год – Стоглавый собор. В нем участвовал Иван ІV, руководил митрополит Макарий. Учитель подчеркивает взаимодействие церкви и государя и отмечает, что собор привел к единообразию церковные обряды, разработал правила поведения для духовенства.
ХроноЛайнер – 1556 год – реформа местного управления.
Включение в систему знаний и повторение.
Вопрос к классу: Что такое местничество и кормления?
( На прошлом уроке был исторический диктант, затруднений не было).
Местничество – порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода и должностей предков.
Кормления – система содержания должностных лиц за счет местного населения.
Учитель обращает внимание на то, что эта реформа проводилась позднее, когда укоренилась система приказов. Она упразднила систему кормлений и наместнического управления.
Строим схему органов местного управления. (самостоятельная работа)
Уезды – губные старосты;
Городской посад, черносошное крестьянство – земские старосты;
Города – городовые приказчики.
ХроноЛайнер – 1550 год – начало военной реформы. Она была завершена к 1556 году.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Задание классу (стр.198): - Назовите цель реформы и ее результаты.
Учащиеся говорят об ограничении местничества на время военных действий, о создании избранной тысячи – ядра поместного ополчения, подчиненного царю, о создании стрелецких полков, их вооружении.
Учитель просит учащихся запомнить, что в 1552 году был составлен список Государева двора из 4 тысяч человек, из числа которого назначались высшие военные и государственные чины. В 1556 году было принято «Уложение о службе», определявшее точные нормы обязательной службы в царском войске.
Задание классу (стр.199): - В чем значение принятия «Уложения о службе»?
Учащиеся отмечают, что оно во многом уравняло права вотчинников и помещиков – дворян (при наличии времени можно спросить, кого называли вотчинниками, а кого дворянами). Теперь все землевладельцы были обязаны нести государеву военную службу, а те, кто не являлся на военные смотры или на службу, подвергались телесным наказаниям и у них отбирали поместья и вотчины.
Ответ можно проверить, обратившись к линии времени и «кликнув» на описание.
Кроме того по ходу изучения событий просматриваются медиафайлы. Например, в данном случае открывается медиа файл с изображением стрельцов и конного воина. Учащимся формулируется вопрос: - Как были вооружены и обмундированы стрельцы и конные воины? Учащиеся быстро отвечают на вопрос (наглядность говорит за себя).
Далее идет работа с документом. Он есть в учебнике на стр.201 – Английский посол Д.Флетчер о стрельцах. При желании его можно скачать из интернета.
Вопрос: - Чем занималось стрелецкое войско?
Активно отвечают, что 2000 стрельцов было при царе: Из них 250 постоянно сторожат дворец и царскую опочивальню (по ночам), еще 250 караулят во дворе и около казначейства. 5000 стрельцов в Москве, прочие размещены в укрепленных городах, где остаются до тех пор, пока их не отправят в поход. (Можно сослаться на фильм «Иван Васильевич меняет профессию»).
IV этап. – Рефлексия – 4 минуты.
Еще раз обращаемся к линии времени и к записям в тетрадях.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какую цель ставили перед собой?
- Как вы достигали поставленную цель?
- С какими затруднениями вы встретились на уроке?
- Как вы выходили из затруднений?
Учитель просит перечислить реформы Избранной рады и сделать вывод об их значении.
Дети в выводе говорят о том, что реформы укрепили центральную и местную власть, упрочили связь церкви и царя. Усилили армию.
Учитель дополняет, они, действительно были направлены на централизацию страны, просит открыть словарь урока на стр.200 учебника (где дано понятие централизации страны). Реформаторы пытались достичь согласия между интересами государства и интересами населения, но это не всегда удавалось.
V этап. – Домашнее задание – 2 минуты.
Параграф 23, пункты 2,3,4. Вопросы на стр.200. Документ на стр.200 -201 и вопрос №1 к нему. Знать даты проведения реформ, понятия: земский собор, приказы, централизованное государство.
VI этап. – Выставление и комментарий оценок – 2 минуты.