Этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | Планируемый результат |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Самоопределение к деятельности. Орг. момент. | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | -Солнце на небе проснулось, нам, ребята, улыбнулось. Глазки тихо закрываем, руки к небу поднимаем. Лучик солнышка возьмём и к сердечку поднесём. - Вы чувствуете солнечное тепло? Откройте глазки. Пусть сегодня на уроке благоприятствует тёплая дружеская атмосфера. | . Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Готовы к работе, эмоционально настроены на работу |
Актуализация знаний, мотивация | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | Организует работу на повторение - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Подчеркните орфограммы. Повторим то, что знаем. 1. Диктант- игра « Узнай падеж». Учитель называет вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги. Материал для игры: а) кому? (Д.п.) б) на, за, под, через, про, в (В.п.) в) нет (Р.п.) г) «щедрый» падеж (Д.п.) д) без предлога не употребляется (П.п.) е) подлежащее (И.п.) ж) «падеж-работяга» (Т.п.) з) кого? (В.п., Р.п.) и) два предлога (Д.п.) к) что? (И.п., В.п.) л) о, об (П.п.) 2. Прием «Верные и неверные утверждения» У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Цифрами указан № вопроса. Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет сомнение, то обведите этот номер в кружок. 1. Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что? 2. Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа? 3. Верите ли Вы, что род - это непостоянный признак? 4. Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей? 5. Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога? 6. Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется? 7. Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения? 8. Верите ли Вы, что склонение - это постоянный признак имени существительного? Есть ли такие высказывания, которые вызвали сомнение? Почему? Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном. (эти понятия записаны на слайде в виде «лестницы знаний») Расскажите, что мы знаем об имени существительном. | Самостоятельно выделяют-формулируют познавательную цель, формулируют проблемы Работают в тетради. Определяют падеж. Называют падеж. Работа в парах Анализируют, аргументируют свою точку зрения Заполняют таблицу Отвечают на вопросы По «лестнице знаний» делают вывод, что знают о существительном и чего еще не знают. Формулируют цель урока Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | Повторен пройденный материал Цель сформулирована учащимися |
Постановка учебной задачи. | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему. Что же такое склонение? – Где мы можем узнать значение слова «склонение»? (в толковом словаре) Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова: СКЛОНЕНИЕ 1. Действие по глаг. склонить - склонять 2. Угол, образуемый магнитной стрелкой компаса и направлением географического меридиана. 3. Угол, составленный лучом зрения на светило с плоскостью небесного экватора. 4. Изменение имен существительных, местоимений и причастий по падежам. -Нас интересует значение под № 4. -Какой сделаем вывод? | - Высказывают предположения -Ведут наблюдение, делают вывод -ВЫВОД склонение – это изменение существительных по падежам Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу | Создана проблемная ситуация. Учебная задача зафиксирована |
Совместное исследование проблемы.
| Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. -Люди заметили, что имена существительные по-разному изменяются, имеют разные окончания при одном и том же вопросе. -Вот, например, почему если любуемся, то любуемся травОЙ, землЁЙ, конЕМ, облакОМ, жизньЮ? Почему вопрос один, а окончания у существительных такие разные? -Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо провести небольшое исследование и вывести один из законов русского языка, а исследование мы будем проводить с помощью метода наблюдения. -Для этого мы с вами разделимся на группы. -Повторим правила работы в группе. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения -Выдвигают гипотезы. Повторяют правила Осознанно строят речевые высказывания, рефлексируют свои действия. Исследуют условия учебной задачи. | Организована исследовательская деятельность |
Решение учебной задачи. Моделирование. | Фиксация в модели существенных признаков склонения | Организует взаимодействие учеников и обсуждение. Организует учебное исследование для выделения 3-х склонений -Задание группам: просклоняйте имена существительные. Что значит «просклонять? -Работа в группах. 1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | 5 группа | 6 группа | земля страна | дядя юноша | море небо | тополь клен | ель | степь | По одному представителю от группы приглашаются к доске - Задание представителям групп у доски: внимательно посмотрите на демонстрационные листы и найдите существительные с одинаковыми окончаниями. Объединитесь в группы 1 группа | 2 группа | 3 группа | земля страна дядя юноша | море небо тополь клен | ель степь | Вывод: люди стали наблюдать и заметили, как и вы, что у некоторых существительных в разных падежах одинаковые окончания. - Какие это существительные? Назовите. - Сколько же всего в русском языке групп имен существительных, у которых однотипные окончания? - Прочитай про себя определение на с.141. - Как иначе можно назвать эти группы слов? - Сколько склонений в русском языке? - Что значит просклонять слово? - Назовите, по каким признакам определяем склонение имён существительных? - Как вы понимаете слова однотипные? - Ответьте на вопросы 2,4 на с.141-142 -Давайте ещё раз посмотрим на словосочетания в начале урока. - Почему у слов разные окончания, хотя род падеж один и тот же? | Проводят коллективное исследование Выделяют существенные признаки склонения. - «просклонять» - изменить по падежам 1 ученик в группе- называет падеж, 2 – вопрос, 3- вспомогательное слово, 4 – существительное записывает выделяет окончание. Задание группы выполняют на демонстрационных листах. -Представители от групп выходят к доске -ведут наблюдение и создают три группы по итогам наблюдения 1 группа: Ж.Р. и М.Р. с окончаниями –а, -я 2 группа: М.Р. с нулевым окончанием и С.Р. с окончаниями –е,-о 3 группа: Ж.Р. с нулевым окончанием Осознанно строят речевые высказывания, рефлексируют свои действия. - Склонение -Три. -Изменить по падежам и числам. -По роду и окончанию в начальной форме. - Одинаковые, но могут быть выражены разными буквами, передающими и те же звуки, например а/я,у/ю. - Они относятся к разным склонениям. Воспринимают ответы учащихся Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу | Создан кластер «Три склонения имен существительных» |
Конструирование нового способа действия | Построение алгоритма определения склонения. | Организует учебное исследование для выделения шагов определения склонения - Как определить склонение? Что для этого нужно сделать? Составим алгоритм действий: - какой будет первый шаг? Второй? Третий? Четвертый? Запомните подсказку : три слова РУКА. ПЛЕЧО. ГРУДЬ (эти слова легко запомнить, это части тела человека). Три слова. - три склонения. Эти слова помогут вам правильно писать безударные окончания существительных. А значит, помогут стать вам грамотными людьми. Что очень важно для будущей жизни. Вернемся к лестнице знаний. Что запишем на следующей ступеньке? Вернемся к карточке, выполним задание до конца. Физкультминутка. Игра «Раз, два, три – склонение назови». Учитель или дети называют имена существительные. Если существительное 1-ого склонения все хлопают, 2-ого – приседают, 3-его – спокойно стоят. Морковь, словарь, телефон, ласточка, метель, мыло, облако, поле, лошадь, лошадка, ладонь, ладошка, метро, кисточка, кисть. | Конструируют новый способ действия (алгоритм) -
-
-
Поставить слово в начальную форму – И.п.,ед.ч. Определить род и окончание. Определить склонение. - существительные бывают 1,2,3 склонения - существительные бывают 1,2,3 склонения -Поставим в карточке знаки+ Участвуют в обсуждении Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу | Составлен алгоритм определения склонения |
Применение общего способа действия | Коррекция отработки способа | Организует коррекционную работу, практическую работу. - По картинкам определить склонение существительных и записать в тетрадь под диктовку.    Работа по учебнику. Отработка навыка на тренажере. | Применяют новый способ. Поочередно называют существительные, записывают под диктовку, объясняют орфограммы. Выполняют задания по алгоритму Строят рассуждения. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу | Отработан навык определения склонения имен существительных |
Обобщение усвоенного. | Подвести итог | - Кто сможет записать опорные (ключевые) слова для определения склонения имён существительных? | Делают вывод Им.п. Ед.ч. Род Окончание Строят суждения понятные собеседнику Самооценка | Подведен итог урока |
Рефлексия. | контроль | - Ребята выскажите одним предложением, выбирая начало фразы. 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я понял, что… 6. Теперь я могу… 7. Я приобрел… 8. Я научился… 9. Меня удивило… 10. Урок дал мне для жизни… 11. Мне захотелось… | Оценивают результат -Ребята по одному высказывают своё мнение. Рефлексия своих действий Самооценка | Оценка результатов учебной деятельности |
Домашнее задание | | С.12 упр.1 (книга 2) | | |