СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка. Тема. «Правописание безударных гласных в корне слова» (2 класс).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. «Правописание безударных гласных в корне слова».

Педагогические цели урока:

создать условия для организации деятельности учащихся по применению алгоритма проверки парных по звонкости-глухости согласных и безударных гласных в корне слова; способствовать развитию наблюдательности, произвольного внимания, используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала; содействовать реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развитию устойчивого интереса к знаниям и потребности в их самостоятельном поиске, умению работать в паре и группе, вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, способствовать формированию адекватной самооценки.

Планируемые результаты:

Предметные: умеют наблюдать за чередованием согласных звуков в конце слова и гласных звуков в корне слова.

Личностные: осознают язык как основное средство человеческого общения; проявляют способность к самоорганизованности; владеют коммуникативными умениями.

Метапредметные УУД:

регулятивные: адекватно воспринимают комментарии результатов деятельности со стороны учителя; удерживают цель деятельности до получения результата, осуществляют контроль деятельности;

познавательные: умеют работать с орфограммой, приводят примеры способов проверки;

коммуникативные: строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы; формулируют простые выводы.

 Оборудование: Учебник «Русский язык. 2 класс» (авт. Канакина В.П., Горецкий В.Г.),  карточки с заданиями, презентация.

ХОД УРОКА

I.                  Организационный момент

1. Психологический настрой «Всё в твоих руках». (слайд № 1)

- Наш урок мне хочется начать восточной притчей: «Жил мудрец, который знал всё. Его ученик захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» а сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

- Как вы понимаете выражение мудреца «Все в твоих руках»?

- Многое в жизни зависит от нас самих, например, в наших руках желание учиться, узнавать что-то новое, интересное.

2. Работа с пословицей.

- Прочитайте девиз нашего урока: (слайд №2)

«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».

- Как вы понимаете смысл пословицы?

- Мы каждый день узнаем что-то новое.

- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.

- А где получают новые знания?

- В школе, в колледже, институте, из книг, фильмов, интернета.

- Какие качества вам понадобятся на уроке, чтобы овладеть знаниями?

- Внимательность, сосредоточенность, усидчивость, трудолюбие?

- Какое у вас сегодня настроение? Покажите смайликами.

- Хорошее, спокойное, готовы работать на уроке.

- У нас с вами необычный урок. Мы все успеем с вами сделать и покажем хорошие знания, потому что он называется…(Дети читают на доске: Урок по теме : )

- Чтобы определить тему нашего урока, сначала давайте покажем свои знания.

II. Сообщение темы урока

- На экране дано предложение. Подсчитайте: сколько в нем орфограмм, какой орфограммы больше? (слайд№3)

- Больше безударных гласных.

- Над какой орфограммой мы сегодня и будем работать?

- Безударные  гласные

Сегодня на уроке мы поговорим о природе, которая нас окружает, о ее охране и закрепим умение проверять безударные гласные в словах.

III. Словарная работа

Пальчиковая гимнастика (слайд №4)

Мышка мылом мыла лапку.  Каждый пальчик по порядку.  Вот намылила большой, сполоснув его водой.  Не забыла и указку, смыв с него и грязь и краску.  Средний мылила усердно, самый грязный был, наверно.  Безымянный тёрла пастой. Кожа сразу стала красной.  А мизинчик быстро мыла: очень он боялся мыла.

- Урок, как всегда, начинаем с чистописания. (слайд №5)

- Обратите внимание на соединение букв в следующей строке. Закончите строку, продолжив закономерность: Сс с Сс сс.

- Спишите предложение, поставьте в словах ударение и подчеркните буквы, обозначающие безударные гласные звуки: Сделать на скорую руку.

- Ребята, я предлагаю сегодня все задания делать на скорую руку. Кто со мной согласен?

- Объясните смысл этого выражения. (Быстро, небрежно, торопливо).

- Можно так работать на уроке?

- А как же вы будете работать? (Сосредоточенно, старательно, вдумчиво).

Задание  на  слайде:   Вставь пропущенные буквы. Убедись в правильности решения, обратившись к словарной странице в конце задачника. Подчеркни несколько слов, которые ты советуешь учительнице включить в словарный диктант. Воспользуйся памяткой работы с орфографическим словарем.

  -Какое слово здесь «лишнее»?

Сова.

Почему?

Это не словарное слово.

Можем ли мы слово сова записать без раздумий?

Нет.

Почему?

Слышится без ударения а, а надо писать о. Проверочное слово – совы.

Какое слово здесь «лишнее»?

Сова.

Почему?

Это не словарное слово.

Можем ли мы слово сова записать без раздумий?

Нет.

Почему?

Слышится без ударения а, а надо писать о. Проверочное слово – совы.

IV. Закрепление пройденного материала

Дети отвечают на вопросы, записанные на  экране.  ( слайд№6)

Посмотрите  на мониторы.   Вам надо из предложений составить текст и доказать, что это текст. Работать вы будете в четверках. ( слайд№7)

Во время проверки выслушиваются ответы от одной - двух четверок.

– Определите орфограмму в словах с выделенными буквами.

На доске буквы: а, о, е, и, я.

Слова с безударным гласным звуком в корне.

Сегодня на уроке вместе с совой мы будем решать орфографическую задачу по проверке безударных гласных в корне слова. (слайд№8) Где мы можем проверить безударный гласный? Где опасное место для гласного? Как это проверить?

Дети отвечают.

– Мудрая сова предлагает вам, ребята, проверить свои знания и умения по решению орфографической задачи и пройти несколько этапов проверки безударного гласного в корне слова.

Этап 1. От значения слова – к правильной букве

Назовите «лишнее» слово, записанное на доске.

На доске:

нос, носильщик, носатый, носик

Носильщик.

Докажите, почему слово «лишнее»?

Оно имеет другое значение.

Вы отлично справились с заданием, значит, нам легко будет выяснить и значение слов с помощью однокоренных. Объясните значение каждого из слов с помощью однокоренного слова: кого так называют? (слайд№8)

Ленивый человек – тот, кто ленится. – Грязнуля – тот, кто грязный. – Силач – сильный человек. – Чистюля – тот, кто чистый. – Бегун – человек, занимающийся бегом. – Малютка – маленький. – Старушка – старая женщина. – Хитрец – хитрый человек.

Помогло ли вам объяснение значения слова правильно выбрать букву?

Дети отвечают.

– А теперь запишите эти слова вместе с проверочными. Не забывайте подчеркивать вставленную букву.

1-й ряд работает со словами 1-го, 2-го столбиков; 2-й ряд работает со словами 3-го, 4-го столбиков самостоятельно.

Этап 2. «Закрой окошки»

Вспомните последовательность выполнения операции (Приложение 2).

е и

б...гуны м...ста л...сты зв...рек б...лизна

а о

п...ля р...са тр...ва гр...за сл...вечко

и я

т...нуть гл...деть п...так м...сной в...зание

– Какие способы проверки вы использовали?

Выслушиваются ответы детей.

V. Физкультминутка

У меня спина прямая,

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь:

(Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.

(Повороты туловища.)

Раз, два. три. четыре.

Три. четыре, раз. два.

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой.

(Повороты туловища.)

Прямо голову держу,

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре,

(Повороты туловища.)

Три. четыре, раз, два.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться.

(Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться,

(Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда!

(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз, два, три, четыре

(Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

VI. Закрепление пройденного материала (продолжение)

Этап 3. Работа корректора 

У. На этом этапе вам предстоит исправлять ошибки. Ваша задача – записать слова правильно. Перед написанием каждого слова надо устно доказать свой выбор. (слайд№9)

Дети работают самостоятельно в течение 5 минут. По ходу работы учитель комментирует оценки.

Этап 4. «Я – учитель»

Если вы принимаете решение ученика, над словом ставьте «+», если нет, ставьте «–». Тогда рядом пишите проверочное слово. Помните об «окошках» и в нем.

На доске:

п...лил (дрова) – пить, пилить ... пилил

в...селый – весь, веселье ... веселый

– Были ли среди решений правильные? В чем ошибки учеников?

Выслушиваются ответы детей.

Этап 5.  Тест  для  проверки правописания безударной гласной в корне

1. Безударный гласный звук можно проверить:

а) в приставке; б) в корне; в) в суффиксе.

2. Безударный гласный звук в корне слова:

а) побег; б) столик; в) старушка; г) маленький.

3. Родственными словами являются:

а) роль, ролевой, король, роли; б) вода, подводный, водить, водяной; в) ледник, лед, ледяной, заледенеть; г) рис, рисунок, рисовать, рисовая (каша).

4. Проверочными словами к слову г...ра являются:

а) гарь; б) горький; в) горка; г) загар.

5. Слово дом – проверочное для слов:

а) домино; б) домашний; в) домовой; г) дома.

6. Безударную гласную в корне нельзя проверить в словах: а) мороз; б) зима; в) холод; г) пальто.

VII. Итог урока

- Наш урок подошел к концу.

- Что мы повторяли на уроке? Удалось ли вам решить встретившиеся орфографические задачи?

– Оцените свою работу на “лесенке успеха”.

Оранжевый кружок. – Работой своей доволен. Всё получилось.

Зелёный кружок. – Работал хорошо. Были небольшие затруднения.

Жёлтый кружок. – Был пассивен. Было очень трудно.

Синий кружок. – Работой своей не доволен. Осталось много вопросов.

- Если у вас хорошее настроение, вы довольны своей работой и работой своих товарищей, поаплодируйте.