СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Сила трения"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

С помощью опытов кадеты получили знания о силе трения. Один из кадетов демонстрировал силу трения игрой на скрипке.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сила трения"»

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель МО

_________естественного цикла________

(предмет МО)

__________________ /Коваленко Е А/

(подпись, инициалы и фамилия)

«____» _________________20___ г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема № Сила трения

Урок № 17/29

(номер урока в четверти / теме)

  1. ФИО (полностью): Георгиева Светлана Тимофеевна

  2. Место работы: Кадетский корпус Следственного комитета

  3. Должность: учитель физики

  4. Предмет: физика

  5. Базовый учебник: Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). – Москва: Мнемозина, 2011;

  6. Класс:

  7. Планируемая дата проведения урока: «16» декабря 2015 г.

  8. Цель урока Выяснить природу силы трения и какую роль играет трение в нашей жизни

  9. Планируемые результаты урока: .

Предметные:

  • Знать: причины, вызывающие возникновение силы трения

  • Уметь: измерять значение силы трения

  1. Тип урока: урок усвоения знаний

  2. Формы работы учащихся: коллективная и индивидуальная

  3. Необходимое техническое оборудование: Интерактивная доска, karmanform.ucoz.ru› Уроки 7 класс.

Содержание урока:

Этап урока Название используемых ЭОР Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время в мин.

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент.


Приветствие

Коллективная

2

2

Актуализация знаний


Что является причиной изменения скорости?

Что такое сила? В каких единицах она измеряется?

Чем характеризуется сила?

Какие виды силы вы знаете и каким прибором измеряем?

Что такое деформация?

Какая сила возникает при деформации?

Почему тела останавливаются?

Индивидуальная, фронтальная

3

3

Изучение нового материала

































































































Презентация


Тема. Сила трения.

Цель:

  • Выяснить, какую роль играет сила трения в нашей жизни;

  • Какова природа силы трения;

  • Убедиться в факте пользы и вреда силы трения.

Задачи урока:

1. Образовательная:

  • Ввести понятие силы трения;

  • Совершенствовать общие умения познавательной деятельности;

  • Побудить учащихся на уроке к активной и продуктивной умственной деятельности по классификации и систематизации знаний;

  • Умение правильно ставить вопросы и находить на них ответы.

2. Развивающая:

  • Расширить кругозор учащихся;

  • Мобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения, усвоения принципов самореализации и сотрудничества;

  • Развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы по увиденному.

3. Воспитательная:

  • Формировать убежденность в познавательности сущности сложных физических явлений методом наглядности;

  • Формировать навыки делового общения при изучении новой темы, навыки взаимного сотрудничества;

  • Сформировать у учащихся целостное научно обоснованное представление по данной теме

План урока.

  1. Организационный этап. Подготовка учащихся к работе на уроке.

  2. Актуализация знаний учащихся, проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

  3. Мотивация. Создание проблемной ситуации.

  4. Усвоение новых знаний. Проблемный метод.

  5. Закрепление новых знаний и умений. Применение знаний в проведении заданий.

  6. Рефлексия. Открытость учащегося в осмыслении своих действий и самооценки.

Опыты: наблюдение за движением тележки, маятника.

Какой вывод можно сделать из опытов, отвечая на вопрос о направлении силы трения.

Почему возникает сила трения?

Опыт-наклонная плоскость,шар,песок.

Вывод:

  1. Причина сила трения в шероховатости (неровности) соприкасающихся поверхностей.

  2. Взаимное притяжение молекул.

Силы трения возникают при:


  1. Соприкосновении

  2. Направлена против движения

  3. Вдоль поверхности.


Сила трения:

    1. Скольжение

    2. Покоя

    3. Качения


    1. Сила трения скольжения

Опыт: брусок, динамометр, гири

Как можно измерить силу трения?

Какие силы действуют на брусок?

От чего зависит сила трения?

Как изменится сила давления?

Зависит ли сила трения от шероховатостей поверхности?

Вывод: Модуль силы трения пропорционален силе реакции опоры

Откройте учебник стр.122 таблица.

Чему равен коэффициент трения между шинами и сухим асфальтом (ответ 0,5)

Чему равен коэффициент трения между шинами и льдом (ответ 0,15)

Какой вывод следует сделать пешеходам и водителям


    1. Сила трения покоя

Опыт: наклонная плоскость, брусок

Почему тело покоится?

Эта сила трения существует между покоящимися телами

При ходьбе по влажному снегу остается четкий след, в этот момент нога покоиться


Опыт: демонстрация извлечения звука с помощью силы трения покоя и скрипки


Вывод: Сила трения скольжения больше силы трения покоя



    1. Сила трения качения

Опыт: сравним скорость движения колеса и бруска по наклонной плоскости.

Вывод: трение качения меньше трения скольжения

Как уменьшить силу трения?

Уменьшают: подшипники, полировка, смазка.

Увеличивают: песок, шиповки, рукавицы.



фронтальная

15

4

Самостоятельная работа

Презентация

Лист №1. Практическая работа №1. Техника безопасности.

«Зависимость силы трения от рода трущихся поверхностей».

Оборудование: брусок, динамометр, бумага, дерево, наждачная бумага.

Вывод:

Сила трения зависит от рода трущихся поверхностей.

Лист №2. Практическая работа №2. «Зависимость силы трения от силы давления».

Оборудование: брусок, динамометр, набор грузов

Вывод: зависимость между силой трения и силой давления прямо пропорциональная

Лист №3. Тест.


Итоги: изучили причину силы трения ,познакомились с различными видами сил трения ,выяснили какую роль играет сила трения в нашей жизни.

Индивидуальная работа.

Коллективная.

18

5

Рефлексия


  1. Что ты открыл для себя?

  2. Чем интересен урок?

  3. Где ты можешь применить свои знания?

Индивидуальная работа.

1

6

Задания для самоподготовки


§17. №18.35Написать сочинение на тему «Трение исчезло» (по желанию)

Индивидуальная работа.

1



Преподаватель: _______________ С.Т. Георгиева