Тема. Сила трения. Цель: Выяснить, какую роль играет сила трения в нашей жизни; Какова природа силы трения; Убедиться в факте пользы и вреда силы трения. Задачи урока: 1. Образовательная: Ввести понятие силы трения; Совершенствовать общие умения познавательной деятельности; Побудить учащихся на уроке к активной и продуктивной умственной деятельности по классификации и систематизации знаний; Умение правильно ставить вопросы и находить на них ответы. 2. Развивающая: Расширить кругозор учащихся; Мобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения, усвоения принципов самореализации и сотрудничества; Развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы по увиденному. 3. Воспитательная: Формировать убежденность в познавательности сущности сложных физических явлений методом наглядности; Формировать навыки делового общения при изучении новой темы, навыки взаимного сотрудничества; Сформировать у учащихся целостное научно обоснованное представление по данной теме План урока. Организационный этап. Подготовка учащихся к работе на уроке. Актуализация знаний учащихся, проверка домашнего задания. Фронтальный опрос. Мотивация. Создание проблемной ситуации. Усвоение новых знаний. Проблемный метод. Закрепление новых знаний и умений. Применение знаний в проведении заданий. Рефлексия. Открытость учащегося в осмыслении своих действий и самооценки. Опыты: наблюдение за движением тележки, маятника. Какой вывод можно сделать из опытов, отвечая на вопрос о направлении силы трения. Почему возникает сила трения? Опыт-наклонная плоскость,шар,песок. Вывод: Причина сила трения в шероховатости (неровности) соприкасающихся поверхностей. Взаимное притяжение молекул. Силы трения возникают при: Соприкосновении Направлена против движения Вдоль поверхности. Сила трения: Скольжение Покоя Качения Сила трения скольжения Опыт: брусок, динамометр, гири Как можно измерить силу трения? Какие силы действуют на брусок? От чего зависит сила трения? Как изменится сила давления? Зависит ли сила трения от шероховатостей поверхности? Вывод: Модуль силы трения пропорционален силе реакции опоры Откройте учебник стр.122 таблица. Чему равен коэффициент трения между шинами и сухим асфальтом (ответ 0,5) Чему равен коэффициент трения между шинами и льдом (ответ 0,15) Какой вывод следует сделать пешеходам и водителям Сила трения покоя Опыт: наклонная плоскость, брусок Почему тело покоится? Эта сила трения существует между покоящимися телами При ходьбе по влажному снегу остается четкий след, в этот момент нога покоиться Опыт: демонстрация извлечения звука с помощью силы трения покоя и скрипки Вывод: Сила трения скольжения больше силы трения покоя Сила трения качения Опыт: сравним скорость движения колеса и бруска по наклонной плоскости. Вывод: трение качения меньше трения скольжения Как уменьшить силу трения? Уменьшают: подшипники, полировка, смазка. Увеличивают: песок, шиповки, рукавицы. |