Урок чтения.
В очень далекие времена, когда люди не умели ни читать. Ни писать, все свои знания они хранили не на полках, а в своей памяти..Они передавались от одного человека к другому, из одного поколения в следующее. Тех, кто рассказывал предания, называли сказителями. У древних греков, например, сказителей называли аэдами. Они всегда были желанными гостями на пиру. По окончании пира, аэд брал в руки лиру и начинал петь о храбром воине Одиссее и других героях древнегреческой мифологии. У нас в России сказители рассказывали сказки, былины. Лишь спустя века, после изобретения письменности, они были записаны.
До появления письменности человек пользовался и другими способами передачи и запоминания информации. Один из них – узелковое письмо. Для узелкового письма
требовались толстая веревка и разноцветные шнурки разной длины, которые привязывали к веревке. На шнурках завязывали узелки. Чем ближе узелок к веревке, тем важнее информация. Черный узел обозначал - смерть, белый - мир, зеленый – хлеб. Если узел не был окрашен, он обозначал число: простые узлы – десятки, двойные – сотни и т.д.
На смену узелковому письму, которое было очень трудно читать, возникло письмо в картинках. Рисовали на всем, даже на теле. Отсюда к нам пришла татуировка. Она имела свое значение – узоры говорили о числе походов и побед, о силе и доблести человека.
Позже появилась письменность, но не было бумаги, и человек приспособился делать книги из других материалов. В Древней Руси это была береста. Писали на ней острым железным или костяным стержнем. Сначала берестяные грамоты сворачивали в свитки, позже, когда научились ее хорошо обрабатывать, стали делать книги.. в Древнем Риме пользовались восковыми книгами. Выглядели они так. Несколько табличек-дощечек аккуратно выстругивали в середине и заливали воском. Через дырочки, проделанные в двух углах дощечки, скрепляли их шнурком. Затем писали на воске стальной палочкой.
Отсюда пошло выражение «прочитать от доски до доски».
В Древней Ассирии изобрели «книги-плитки». Их лепили из мягкой глины, затем писец чертил на них свои знаки. После этого плитку обжигал горшечник. Существовали целые библиотеки, сделанные из плиток.
В Древнем Египте люди пользовались книгами-лентами. Эти книги делали из растения, которое называлось папирусом. Они выглядели в виде длиной ленты, шагов сто в длину. Папирус нельзя было сгибать, так как, будучи очень хрупким, он легко ломался, поэтому книги сворачивали в рулон. Позже на смену пришла новая книга, сделанная из тонко выделанной овечьей или козьей кожи. Эта кожа называлась пергамент. Новый материал для книг оказался значительно лучше старого. Его можно было резать, сгибать, фальцевать в тетради, сшивать в книги. Переплет книги делали из двух досок, обтянутых кожей, украшали дорогим материалом и драгоценными камнями. Она была тяжеловесной и дорогостоящей. В библиотеках такие книги приковывали железными цепями к столбам, чтобы их никто не мог украсть. Эти книги использовали вплоть до изобретения бумаги.
А сейчас, послушайте сообщение об изобретателе книгопечатания Иоганне Гуттенберге.
Сообщение А.Гафуровой.
Давайте поговорим о внешнем облике книг.
Известно ли вам, как называются все части книги, какой бывает шрифт. Которым печатается книга, зачем нужны иллюстрации?
Всякое знакомство с книгой начинается с ее одежды: переплета или обложки. Переплет не только украшает и предохраняет книгу от порчи, но и создает первое впечатление о ней.
Книга должна быть сделана так, чтобы мы воспринимали ее смысл, не затрачивая лишних усилий. Этому служит построение всех частей и разделов книги, ее оформление.
Раскрывая книгу, мы обращаем внимание на первый лист, приклеенный с одной стороны к переплетной крышке, соединяющей переплет с книгой, - форзац. Это немецкое слово, означающее перед и набор, то есть, то что предшествуют тексту.
Перевернув свободный лист форзаца: перед нами титульный лист. Так римляне называли дощечки с обозначением названия произведения. Их прикрепляли к футлярам, где обычно хранились папирусные свитки. Титульный лист называют лицом книги, ее дверью. Здесь помещают название и фамилию автора, сведения об издательстве, выпустившем книгу, время и место ее выхода в свет. Если книга переводная, то на титуле можно увидеть имя переводчика.
Иногда перед титулом помещают фронтиспис – рисунок, выражающий основную идею произведения. В многотомных изданиях на месте фронтисписа находится контртитул. Его назначение – раскрыть общий характер всего издания в отличие от титула, где сведения характеризуют только определенный том.
Открыв книгу, мы познакомимся с текстом. В нем встречаются так называемые заставки, концовки, инициалы – рисованные буквы, открывающие главы. Все в книге. От переплета до последней строки должно радовать глаз, помогать лучше понять мысль автора.
Языком книги служит шрифт. За пятьсот лет книгопечатания художники и словолитчики создали сотни шрифтов: газетные и книжные, журнальные и афишные – разных размеров и начертаний. Некоторые шрифты читаются легче, другие – труднее.
Обычно названия глав, параграфов, заголовки статей набирают крупным жирным шрифтом, а текст – помельче. Размер шрифта подчеркивает значение текста.
В книгах мы можем видеть иллюстрации. Они помогают лучше понять текст, вообразить героев. Иногда писатели сами иллюстрируют свои книги. Но в основном, конечно, книги оформляют художники-иллюстраторы.
Пусть шелест книжных страниц
Вам сопутствуют в жизни по всюду.
И книга, словно лучик солнца по утрам,
приходит чаще в гости к вам.
Пусть будет весело вокруг,
Пусть будет рядом верный друг.
И каждый книжный переплет
Вас в сказку добрую зовет!
Сейчас послушайте сообщение библиотекаря нашего села, Г.П.Васильеву. она расскажет какие бывают книги.
Обычно от вас держат в секрете.
А я не скрываю, товарищи дети.
Хочу, чтобы вы, дорогие читатели,
Недаром за чтением время потратили.
Хочу, признаюсь откровенно и честно,
Чтоб книжку вам было читать интересно…
Послушайте стихотворение и скажите почему смеялись дети.
«Читатели-глотатели».
Вася книжек не читал, он их попросту глотал:
За едой и перед сном, в лодке с поднятым веслом,
На уроках и в саду. Лежа, стоя, на ходу.
За обедом проглотил он «Гулливера» с «Буратино».
Взял он с вешалки пальто, закусил стихом Барто,
А в аптеку шел пока, скушал томик Маршака.
Не заметил, как с арбузом съел он «Робинзона Крузо».
Накрнец, собравшись спать, взял Хоттабыча в кровать.
У него спросили в классе: «Что прочел сегодня, Вася?»
И ответил Вася так: « Написал роман Маршак,
Как отважный Робинзон сел в отцепленный вагон
И поехал к лилипутам. Был веревками опутан.
Но его от смерти спас добрый папа Карабас».
Дружный смех раздался в классе. Отчего?
Не понял Вася,
Знает кто-нибудь из вас, почему смеялся класс? (Островский.М.)
Ответы ребят.
А вот советы, которые нам дают книги, как правильно их читать.
Советы, которые дают книги нам:
Читай меня от начала до конца.
Не торопись, когда меня читаешь.
Если ты меня читаешь, то запомни, пожалуйста, мое название и фамилию автора, который меня написал.
Не пропускай ни строчки и страницы.
Не пропускай незнакомые слова, а спроси их значение у старших или посмотри в словаре.
Обдумывай прочитанное.
Если я тебе понравлюсь, посоветуй прочитать меня другу.
Старайся читать вступительную статью и послесловие.
Книги надо уметь не только читать, но и бережно к ним относится. Особенно к библиотечным книгам, так как их читают многие дети. Послушаем стихотворение Ильина:
Две книжки.
Однажды встретились две книжки.
Разговорились меж собой.
«Ну, как твои делишки?» _ одна спросила у другой.
«Ох, милая, мне стыдно перед классом:
Хозяин мой обложки вырвал с мясом,
Да что обложки… оборвал листы.
Боюсь, листы пойдут на змей, тогда лететь мне в облака.
А у тебя целы бока?
«твои мне не знакомы муки. Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки, сел ученик читать меня.
А посмотри-ка на мои листочки: на них
Чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу – о них и говорить – то неприлично.
Зато и я его учу не как-нибудь, а на отлично».
В басне этой нет загадки, расскажут напрямик
И книжки и тетрадки, какой ты ученик.
А вот обращение книг к нам, читателям.
Я – книга, я – товарищ твой!
Будь бережным со мной…
Мой чистый вид всегда приятен, оберегай меня от пятен.
Мой переплет не выгибай, мой корешек не поломай.
Привычку скверную оставь, листая, пальцы не слюнявь.
Что здесь за звери, что за птицы!
Странички пачкать не годиться.
Опять загнул мои листы!
А про закладки помнишь ты?
Ай! Супом ты меня закапал!
Ай! Уронил меня ты на пол.
Не забывай меня в саду,
Вдруг дождь нагрянет на беду.
Меня в бумагу оберни, где взял меня, туда верни.
Запомни: я твой лучший друг, но только не для грязных рук!
Итак, книга – наш товарищ и друг. Она – источник знаний. Книга всегда даст дельный совет, самое главное – правильно выбрать этого советчика, бережно к нему относиться и соблюдать культуру чтения.