Конспект по русскому языку
По теме ««Определение рода имен существительных»,
по УМК «Школа XXIвека».
Класс: 3
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: сформировать у учащихся умение определять род имен существительных
Задачи:
1) Актуализировать знания учащихся об имени существительном
2) Развивать речь учащихся
3) Тренировать навык подбора однокоренных слов
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке. Садитесь.
- Отгадайте загадку и определите, чему будет посвящен наш сегодняшний урок:
Эта часть речи предмет означает
И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. (имя существительное)
- Действительно, мы продолжаем изучать большой раздел «Имя существительное» и знакомиться с особенностями этой части речи.
2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
-Прочитайте слова
Мария, писать стрелки, смелый, Россия, озеро, стул, бабушка, сладкий, ручьи, облако, грачи, следит ,дочь, брюки, тополь
-Найдите и подчеркните имена существительные
- Что обозначают имена существительные? (обозначают предмет)
- На какие группы можно разделить эти слова? (одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, слова единственного и множественного числа)
- Сделайте вывод, что мы знаем об имени существительном. ( имена существительные обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?, делятся на собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, имеют формы единственного и множественного числа.)
- Теперь посмотрите на следующие слова:
Ручка, карандаш, кольцо, кофе , тюль
- Что общего между словами? (имена существительные)
- Определите род у каждого слова. (на листочках)
- Поднимите руки, кто не справился с заданием? Кто справился?
Выслушиваются ответы учеников.
3. Выявление места и причины затруднения
- Какое задание мы выполняли? Что нужно было сделать?
- Те, кто не справился с заданием, в чем ваша ошибка? (не смогли правильно определить род у всех слов) Почему вы не смогли правильно определить род? (не знаем правила)
- Кто справился с заданием, докажите, что вы выполнили его правильно. (не можем объяснить) Значит где ваша ошибка? (в том, что не можем объяснить) А почему вы не можете объяснить? (не знаем правила)
- Сделайте вывод, какая сегодня будет тема урока? (определение рода имен существительных)
- Какую цель мы сегодня перед собой поставим? Чему сегодня нужно научиться? (нужно найти способ определения рода имен существительных и научиться им пользоваться)
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Как вы думаете, что может помочь нам определить род имен существительных? (слова: она моя, он мой, оно мое)
- Откроем учебник, и сравним наше предположение с автором учебника.
- Итак, как же выглядит алгоритм определения рода имен существительных.
Алгоритм вывешивается на классную доску.
- Для определения рода имен существительных будем действовать по алгоритму :
1. Называем слово, обозначающее предмет 2. Подбираем к нему слова- обозначающие принадлежность нашего предмета (она, моя –Ж.р.), (он, мой –М.р.), (оно, моё-Ср.Р.) 3.Определяем род. 4. Если не можем определить слово, обозначающие принадлежность нашего предмета, то обращаемся к словарю Кофе, тюль –существительные м.р. |
5. Реализация построенного проекта
- Прочитайте слова еще раз.
Ручка, карандаш, кольцо, тюль, кофе
- Подберите к каждому слову слова - обозначающие принадлежность нашего предмета (она, моя –Ж.р.), (он, мой –М.р.), (оно, моё-Ср.Р.),
- Значит, Ручка –она моя, сущ. Ж.р.
Карандаш –он мой, сущ. М.р.
Кольцо –оно мое, сущ. Ср.р.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Прочитайте слова и определите род имен существительных:
Мария, бабушка, дочь, Россия, озеро, облако, стул, тополь.
Выводы:
1.Называем слово, обозначающее предмет
2.Подбираем к нему слова, обозначающие принадлежность нашего предмета (она, моя –Ж.р.), (он, мой –М.р.), (оно, моё-Ср.Р.),
Мария,бабушка, дочь, Россия (она, моя –Ж.р.);
озеро, облако , (оно, моё-Ср.Р.),
стул, тополь (он, мой –М.р.)
3. Определяем род имени существительного.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Что нужно сделать, чтобы проверить, как вы усвоили новый материал? (нужно выполнить самостоятельную работу)
Содержание самостоятельной работы | Эталон |
Распределите слова в 3 столбика (ж. род, м. род, ср. род) Свеча Кроссворд Андрюша Озеро Дочка Полотно Вьюга Жилище Друг ружье Взгляд | ж.р. свеча дочка вьюга | м.р. друг взгляд Андрюша кроссворд | ср.р. озеро ружье полотно жилище | |
Самопроверка по эталону.
8. Включение в систему знаний
- Подберите однокоренные существительные другого рода:
ученик - _________________________
слон - ___________________________
кот - ____________________________
медведица - ______________________
заяц - ____________________________
9. Рефлексия учебной деятельности
-Чему вы должны были научиться на уроке? (нам надо было найти способ определения рода у имен существительных)
- Докажите, что мы достигла заданной цели. (составили алгоритм определения рода имен существительных, выполнили самостоятельную работу)
- Закончите предложения:
Теперь я знаю, что (род имен сущ., можно определить с помощью слова, обозначающего принадлежность нашего предмета (она, моя –Ж.р.), (он, мой –М.р.), (оно, моё-Ср.Р.);
Род имен существительных : тюль, кофе (м.р.– надо запомнить)
Теперь я смогу (сам/сама определять род имен существительных).
-Поднимите карточку зелёного цвета, если вы считаете, что усвоили эту тему хорошо; жёлтого – если допускаете ошибки в определение рода имени существительного; красного – если не понимаете, как определить род имени существительного.
- Всем спасибо за урок. До свидания!