СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 3 классе по теме "Определение рода имен существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по руссскому языку для 3 класса. Конспект соответсвует требованиям ФГОС НОО.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 3 классе по теме "Определение рода имен существительных"»

Конспект по русскому языку

По теме ««Определение рода имен существительных»,

по УМК «Школа XXIвека».



Класс: 3

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: сформировать у учащихся умение определять род имен существительных

Задачи:

1) Актуализировать знания учащихся об имени существительном

2) Развивать речь учащихся

3) Тренировать навык подбора однокоренных слов

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке. Садитесь.

- Отгадайте загадку и определите, чему будет посвящен наш сегодняшний урок:
Эта часть речи предмет означает
И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. (имя существительное)

- Действительно, мы продолжаем изучать большой раздел «Имя существительное» и знакомиться с особенностями этой части речи.

2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

-Прочитайте слова

Мария, писать стрелки, смелый, Россия, озеро, стул, бабушка, сладкий, ручьи, облако, грачи, следит ,дочь, брюки, тополь

-Найдите и подчеркните имена существительные

- Что обозначают имена существительные? (обозначают предмет)

- На какие группы можно разделить эти слова? (одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, слова единственного и множественного числа)

- Сделайте вывод, что мы знаем об имени существительном. ( имена существительные обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?, делятся на собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, имеют формы единственного и множественного числа.)

- Теперь посмотрите на следующие слова:

Ручка, карандаш, кольцо, кофе , тюль

- Что общего между словами? (имена существительные)

- Определите род у каждого слова. (на листочках)

- Поднимите руки, кто не справился с заданием? Кто справился?

Выслушиваются ответы учеников.

3. Выявление места и причины затруднения

- Какое задание мы выполняли? Что нужно было сделать?

- Те, кто не справился с заданием, в чем ваша ошибка? (не смогли правильно определить род у всех слов) Почему вы не смогли правильно определить род? (не знаем правила)

- Кто справился с заданием, докажите, что вы выполнили его правильно. (не можем объяснить) Значит где ваша ошибка? (в том, что не можем объяснить) А почему вы не можете объяснить? (не знаем правила)

- Сделайте вывод, какая сегодня будет тема урока? (определение рода имен существительных)

- Какую цель мы сегодня перед собой поставим? Чему сегодня нужно научиться? (нужно найти способ определения рода имен существительных и научиться им пользоваться)

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Как вы думаете, что может помочь нам определить род имен существительных? (слова: она моя, он мой, оно мое)

- Откроем учебник, и сравним наше предположение с автором учебника.

- Итак, как же выглядит алгоритм определения рода имен существительных.

Алгоритм вывешивается на классную доску.

- Для определения рода имен существительных будем действовать по алгоритму :

1. Называем слово, обозначающее предмет

2. Подбираем к нему слова- обозначающие принадлежность нашего предмета (она, моя –Ж.р.), (он, мой –М.р.), (оно, моё-Ср.Р.)

3.Определяем род.

4. Если не можем определить слово, обозначающие принадлежность нашего предмета, то обращаемся к словарю

Кофе, тюль –существительные м.р.




5. Реализация построенного проекта

- Прочитайте слова еще раз.

Ручка, карандаш, кольцо, тюль, кофе

- Подберите к каждому слову слова - обозначающие принадлежность нашего предмета (она, моя –Ж.р.), (он, мой –М.р.), (оно, моё-Ср.Р.),

- Значит, Ручка –она моя, сущ. Ж.р.

Карандаш –он мой, сущ. М.р.

Кольцо –оно мое, сущ. Ср.р.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Прочитайте слова и определите род имен существительных:

Мария, бабушка, дочь, Россия, озеро, облако, стул, тополь.

Выводы:

1.Называем слово, обозначающее предмет

2.Подбираем к нему слова, обозначающие принадлежность нашего предмета (она, моя –Ж.р.), (он, мой –М.р.), (оно, моё-Ср.Р.),

Мария,бабушка, дочь, Россия (она, моя –Ж.р.);

озеро, облако , (оно, моё-Ср.Р.),

стул, тополь (он, мой –М.р.)

3. Определяем род имени существительного.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Что нужно сделать, чтобы проверить, как вы усвоили новый материал? (нужно выполнить самостоятельную работу)

Содержание самостоятельной работы

Эталон


Распределите слова в 3 столбика (ж. род, м. род, ср. род)


Свеча

Кроссворд

Андрюша

Озеро

Дочка

Полотно

Вьюга

Жилище

Друг ружье

Взгляд



ж.р.

свеча

дочка

вьюга


м.р.

друг

взгляд

Андрюша

кроссворд


ср.р.

озеро

ружье

полотно

жилище





Самопроверка по эталону.

8. Включение в систему знаний

- Подберите однокоренные существительные другого рода:

ученик - _________________________

слон - ___________________________

кот - ____________________________

медведица - ______________________

заяц - ____________________________



9. Рефлексия учебной деятельности

-Чему вы должны были научиться на уроке? (нам надо было найти способ определения рода у имен существительных)

- Докажите, что мы достигла заданной цели. (составили алгоритм определения рода имен существительных, выполнили самостоятельную работу)

- Закончите предложения:

Теперь я знаю, что (род имен сущ., можно определить с помощью слова, обозначающего принадлежность нашего предмета (она, моя –Ж.р.), (он, мой –М.р.), (оно, моё-Ср.Р.);

Род имен существительных : тюль, кофе (м.р.– надо запомнить)

Теперь я смогу (сам/сама определять род имен существительных).

-Поднимите карточку зелёного цвета, если вы считаете, что усвоили эту тему хорошо; жёлтого – если допускаете ошибки в определение рода имени существительного; красного – если не понимаете, как определить род имени существительного.

- Всем спасибо за урок. До свидания!